ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Джордан Ховард Собел. Логика и теизм: аргументы за и против веры в Бога

05 февраля 2008

(Jordan Howard Sobel. Logic and Theism: Arguments For and Against Beliefs in God. NY. Cambridge University Press. 2004. 652 pp.)

Фундаментальная монография посвящена подробному разбору аргументов за и против существования Бога. В книге представлена детальная реконструкция каждого из аргументов и обсуждаются возможные предположения, которые могли бы улучшить аргументацию.

В рамках основного богословия и философии религии существуют аргументы за и против существования Бога, утверждающие, что нечто должно привести разум к тому, чтобы понять, что Бог существует, или, напротив, не существует. Джордан Собел написал монументальное исследование, объемом около 650 страниц (около 100 страниц примечаний), которое дает обзор наиболее известных из этих аргументов. Книга представляет детальную реконструкцию каждого из аргументов и обсуждает возможные предположения, которые могли бы улучшить аргументацию. Как предполагает название книги, для реконструкции аргументов Собел использует логический инструментарий. Основной текст каждой главы представляет собой дискуссию, формализацию аргумента и случаи более неформальных рассуждений за или против веры в Бога, приложения к главам содержат инструментарий, использованный и представленный в соответствующем доказательстве. Собел использует, главным образом, логику первого порядка, однако при рассмотрении некоторых аргументов требуется знание основ модальной логики и теории вероятностей. Любой, кто изучил курс основ логики и изучал другие области, не будет испытывать трудностей при чтении книги. Эта книга может быть рекомендована каждому, кто интересуется философией религии как таковой или изучением нетривиальных философских аргументов.

Книга разделена на 5 частей. Первая глава касается рассмотрения концепции божественности. Вторая часть касается аргументов в пользу существования Бога и состоит из глав, рассматривающих классические онтологические аргументы, современные модальные версии онтологического аргумента, онтологическое доказательство К. Геделя, доказательство от первопричины Аквината, космологические аргументы, аргументы от замысла, а также главу, посвященную рассмотрению чудес. Треться часть имеет дело с общей концепцией Бога и состоит из глав, посвященных концепции всемогущества и всеведения. Четвертая часть содержит аргументацию против существования Бога, главу, посвященную проблеме существования зла, и главу, посвященную логической проблеме зла. Пятая часть имеет дело с практическими аргументами за и против существования Бога и состоит из одной главы, представляющей несколько версий пари Паскаля. Чего не достает этой книге так это главы или введения о том, к кому обращена сама книга. Это неудачно по двум причинам. Во-первых, религиозные люди, по общему мнению, не верят, если Бог был доказан им, они не ожидают, что Он будет ниспровергнут, сама идея приближения к вере в такой философской манере является невозможной. Таким образом, необходимо объяснить, почему существует естественное богословие, и кто использует его и для чего. Во-вторых, никакой аргумент не устанавливает простой вывод. Аргумент устанавливает заключение, при условии данным посылок и используемой логики. Так давая некоторое заключение предположительно устанавливающее существование или несуществование Бога критик может всегда или повернуть аргумент против посылок или может утверждать, что или используемая логика не корректна, или она не может применяться в данной области. Последнее мнение является более устойчивым, как мы можем видеть из существования неклассических логик – и даже сети теорий – разработанных в последнем столетии. Таким образом, дискуссия о некотором аргументе за или против существования Бога должна учитывать оба мнения. Эта методологическая рефлексия отсутствует в книге, но Собел, фактически, часто пытается изложить оба подхода (в частности в главе о всемогуществе Бога).

Собел не дает окончательных рекомендаций на вопрос о том, следует или нет верить в Бога, но он опускает некоторые из традиционных аргументов и рассматривает с большей подробностью другие. Некоторые классические онтологические аргументы, как например, Декарта, отвергаются, другие (как например, восходящие к Ансельму) предполагают, что то, что мыслимо, является возможным. Это, однако, является весьма противоречивым тезисом. И современные модальные версии онтологического аргумента, представленные Алвином Платингой, несмотря на их формальное усложнение, не улучшают ситуации. С другой стороны, доказательство Геделя действительно работает (обеспечивая логическим основанием), но концепция "богоподобного бытия", которая используется в нем, является слишком широкой, чтобы соответствовать классической концепции Бога.

Работа Собела может быть полезной любому, кто интересуется вопросами философской теологии, философии религии, слабых и сильных сторон рациональной аргументации в пользу бытия Бога.

Содержание

Предисловие XVII

Божество

I. "Бог", "бог", и Бог 3

1. Существование и сущность вопросов 3

2. Понятия в вопросах о существовании и вера 4

3. Этимология и семантика 6

4. Ядро широкой концепции Бога 9

5. Философская концепция Бога – Бог как совершенное бытие 11

6. Общая концепция традиционной теологии 12

7. Может ли быть бог, даже если не существует совершенного бытия? 19

8. Может ли не быть бога, даже если существует совершенное бытие? 24

Аргументы в пользу существования Бога

II. Классические онтологические аргументы 29

1. Введение 29

2. Часть первая: онтологическое доказательство Рене Декарта 31

3. Часть вторая: "Спиноза встречает Рассела" 40

4. Часть третья: аргумент св. Ансельма из Прослогиона II 59

5. Часть четвертая: кантовская критика онтологического аргумента Р. Декарта 66

Приложение А. Символы и символизации 70

Приложение Б. Источники и модели 71

Приложение В. Правила вывода и формы источников 78

III. Современные модальные онтологические аргументы 81

1. Аргумент Нормана Малколма 81

2. Аргумент Чарльза Хартшорна 82

3. Муха в ловушке? 86

4. Другие варианты ансельмовского аргумента 88

5. "Это возможно!" 89

6. Враги онтологических аргументов говорят, что их возможность предполагает постановку вопросов 90

7. Друзья онтологических аргументов отвечают 91

8. Но что – что мыслимое подразумевает возможность – является просто не верным! 92

9. Понижение аргумента с уровня доказательства до возможности верить 96

Приложение А. "Возможные миры" 99

A1. Миры достаточные 99

A2. Истина и актуальность как возможные миры 101

A3. Модальный реализм без разрывов 102

A4. Это не рассказ 103

A5. Логика возможных миров 103

Приложение Б. Модальная логика 105

B1. Сентенциальная модальная логика 105

B2. Модальный онтологический аргумент Хартшорна 108

B3. Кванторная модальная логика 110

IV. Онтологический аргумент Курта Геделя 115

1. Введение 115

2. Язык и логика 117

3. Аксиомы, определения и две теоремы 118

4. Необходимо, чтобы существовало богоподобное бытие 125

5. Должен ли это быть Бог, может ли это быть Бог? 128

6. Модальный коллапс 132

7. Заключительные рекомендации 135

Приложение А. Замечания о Курте Геделе 144

Приложение Б. Замечания о Дэне Скотте 145

Приложение В. Главные источники 146

C. Логика для системы Геделя 146

C2. Два обещающих источника 148

C3. Источники теорем в системе Геделя 149

C4. Источники для коррекции системы Геделя Андерсоном 157

V. Первые причины: "Второй путь" 168

1. Часть 1. Вопрос 2 Суммы теологии – Существование Бога 168

2. Акцент на Втором пути 170

3. "Действующие причины" в аргументе – поддерживающие или порождающие? 175

4. Бесконечный и конечный регресс 181

5. Предварительное заключение 190

6. Брешь в аргументе 192

7. О предельном заключении, что Бог существует: должно ли это следовать, даже если все в аргументе было в пользу этого? 193

Приложение А. Замечания о других путях Аквината 195

Приложение Б. Бесконечный регресс причины 198

B1. Большой взрыв!! 198

B2. Порыв ветра из недавнего прошлого – причинный аргумент калама Уильяма Лэйна Крейга 198

VI. Предельные причины: доказательства a contingentia mundi 200

1. Классические источники 200

2. Космологический аргумент Лейбница 208

3. О предпосылках и терминологии 209

4. Сравнения с онтологическим аргументом и с аргументом о первопричиные 214

5. Возражение Клеанфа 215

6. "Небольшая проблема с аргументом Лейбница" 217

7. Эта "небольшая проблема" с аргументом превращается в большие проблемы из-за его "амбиции" 218

8. Доказательства contingentia mundi – что можно сказать о замечательно плохой идее 222

Приложение А. Проблема Лейбница с необходимостью 228A1. Что, согласно Лейбницу, является причиной существования мира? 228

A2. Имеет ли он достаточную причину? 228

A3. "Трилемма" Лейбница 229

Приложение Б. Случайность в аксиархизме Джона Лесли 233

Приложение В. "Новый взгляд" на космологический аргумент Р.С. Куна 234

C1. Проблема отправной точки 234

C2. Проблема терминов 236

VII. Взгляд вокруг – аргументы от замысла 238

1. Аргументы Диалогов – первое утверждение 239

2. Об оценке аргументов в пользу причинных объяснений 243

3. Вероятности, очевидное и случайное 247

4. Теоремы Байеса 252

5. "Частная дискуссия об очевидности" – Диалоги Части 5-8, 10-11 258

6. Часть 12 Диалогов: "философский теизм" Юма 264

7. Новые факты и новые теории 272

8. Аргументы от замысла – тысячелетние редакции 277

9. Лучше оставить богоподобные существа вне естественных объяснений 287

Приложение. Телеологический аргумент Суинберна и его кумулятивный аргумент в пользу существования Бога 288

A1. Телеологический аргумент Суинберна 288

A2. Логика аргументации 289

A3. Аргумент, сравнимый с Клеанфом 290

A4. "Кумулятивное подтверждение" – "Не испытывайте это дома!" 291

A5. О кумулятивной аргументе Суинберна в пользу существования Бога 294

VIII. Тучи свидетельств о чудесах 298

Вводные и предварительные замечания 298

1. "Чудеса" 302

2. "Законы природы" 305

3. Свидетельства в пользу чудес и в пользу Бога 309

4. О первой части общей максимы Юма 312

5. Условие, которое не только необходимо, но также достаточно, чтобы свидетельствовать об установлении чуда 318

6. О второй части максимы Юма 319

7. Теорема Байеса в пользу доказательства свидетельства 319

8. Томас Байес и теоремы Байеса 321

9. Ричард Прайс 322

10. Лотереи – Прайс полагает, что они представляют его случай 324

11. Юм, "Я должен взвесить это" 327

12. Два эксперимента 328

13. Ответы на эти результаты 329

Приложение А. Доказательство теоремы Юма 331

Приложение Б. Правило Кондорсье, свидетельство надежности и "последние степени уверенности" 333

B1. Байесианское правило Кондорсье 333

B2. Свидетельство надежности 335

B3. О последних степенях уверенности 336

О двух частях общей концепции

IX. Приукрашенный камень 345

1. Об "общих именах" Бога 345

2. Всемогущество 346

3. "Сущностные свойства"? 350

4. Является ли всемогущество возможным 353

5. О сущностном всемогуществе 361

6. О необходимо вечном существовании, соединенном с сущностным всемогуществом 364

7. О всемогуществе, соединенном с другими условиями и атрибутами 364

8. Что остается для всемогущества Бога? 365

Приложение. Формальная артикуляция аргумента секции 5 367

X. "Бог знает" 369

1. Введение 369

2. Первичный аргумент от невозможности установить части всеведущего знания 370

3. "Тотальности" 374

4. Обработка аргумента 374

5. Субтотальности, очерчивание, более чем, и Кантор в пользу тотальностей 375

6. О видах множеств 378

7. Принятие меры этих вызовов всеведению 380

8. Все истины и возможности всеведения 382

9. Божественное знание, руководимое советом 386

10. Принимая, двигаться 388

11. Радикальный аргумент Грима против всеведения 389

12. Заключения 391

Приложение. Замечания о теории Кантора 394

A1. Установки сил 394

A2. Множества 394

A3. Теорема Кантора 395

A4. Множества установок сил 397

Аргументы против существования бога

XI. Атеологии, демонстративная и доказательная 401

1. "То, что является соусом для гуся, является и соусом для гусыни" 401

2. Амбициозные атеистические демонстрации 403

3. Умеренные атеистические демонстрации 404

4. Аргумент Юма в части 11 Диалогов 405

5. Доказательный аргумент от зла Роу (1986) 409

6. Доказательный аргумент от зла Роу (1988) и (1996) 413

7. Байесианский вопрос в пользу доказательства зла 427

8. Другой скептик 429

9. Это может быть другим ударом для других людей 432

Приложение. Обещанные источники 432

XII. Логическая проблема зла 436

1. Аргумент от зла 437

2. Аргумент от мира, не являющегося лучшим из миров 439

3. Аргумент от мира, не являющегося лучшим божественно сотворенным миром 465

5. Проблема наилучшего 466

6. Аргумент от существования мира, лучшего чем этот 468

7. Проблематический аргумент о мире, поддающемся усовершенствованию 470

8. Может ли любовь быть ответом? 477

Приложение А. Об утверждаемых несовместимостях божественного всемогущества и свободы 479

A1. Аргумент от подразумеваемой невозможности предвидения свободных действий 481

A2. Вечное всеведение и свобода: аргумент "после" Нельсона Пайка 483

A3. Адаптация аргумента к сущностно вечному всеведению без необходимости существования 486

A4. Подобный аргумент в пользу сущностно вечного всеведения с необходимостью существования 490

Приложение Б. Дедукция в секции 2.2.3 расшифрована 494

Практические аргументы за и против теистических верованийXIII. Пари Паскаля 499

1. Теоретические и практические причины 499

2. Пари 501

3. Часть два. Возможности веры 503

4. Часть три. О множестве возможных пари Паскаля 506

5. Случай 2: верование должно иметь награды только в ином мире 514

6. Случай 3: вера не рассматривается как свободная от платы 516

7. Случай 4: Альтернативные политики награды для спасения, принимаемые серьезно 518

8. Варианты случаев 3 и 4 520

9. Случай 5: Конкурирующие гипотезы Бога, принимаемые серьезно 521

10. Случай 6: Альтернативные политики не только для награды, но также для наказания, принимаемые серьезно 522

11. Случай 7: причина рассматривать другую важную вещь 524

12. Случай 8: все добро и зло, рассматриваемое как соизмеримое 527

13. Случай 9: Бог должен смотреть неодобрительно на своевольного верующего 528

Приложение. Сверхреальное и теория решений 532

A1. Сверхреальное 532

A2. Сверхреальное в теории принятия решений 536

Примечания 539

Ссылки 630

Индекс имен 647

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама