2 ФЕВРАЛЯ (20 января по старому стилю) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Это был один из первых декретов Советского правительства, утвержденный вскоре после таких важнейших и общеизвестных, как декреты "О мире", "О земле", "Об образовании Рабочего и Крестьянского правительства", "О национализации банков". За несколько дней до этого, 28 января, был принят Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Таким образом, очевидно, что проблемы свободы совести были для молодой Советской республики не менее важны, нежели вопросы защиты от внешнего врага или экономическое и политическое строительство нового государства.
Но ведь это действительно так: в многонациональной и многоконфессиональной Российской империи православная церковь являлась не только религиозным, но и политическим институтом, используемым властью и имеющим собвенную власть. При этом мало, а порой вовсе никак не учитывалось, что власть эта зачастую подавляла и ущемляла представителей иных религиозных верований и традиций. Тем более людей неверующих, которых юридически как бы вовсе не существовало. Хотя бы потому, что все акты гражданской регистрации (рождение, брак, смерть) фиксировались именно церковью, а религиозная принадлежность человека записывалась в официальных документах. Между тем неверующих к 1917 году, причем среди представителей самых разных сословий, было очень немало. Показательно, что когда после Февральской революции в армии было отменено обязательное причастие для солдат, то добровольно причащавшихся оказалось лишь около 10%.
Иными словами, Декрет, текст которого мы воспроизводим полностью, действительно даровал гражданам, верующим и неверующим, свободу совести одно из важнейших демократических прав, и отнюдь не носил какой-либо запретительный и дискриминационный характер.
В современном российском обществе сегодня широко обсуждается проблема взаимоотношений власти и церкви, школы и церкви. На страницах нашей газеты по этому поводу состоялась целая дискуссия. Что касается образования, после многих десятилетий отделения школы от государства в определенных кругах сложилось чисто теоретическое, оторванное от реального опыта представление, что такое отделение неправильно. Однако в феврале 1918 года церковно-приходские школы и гимназический Закон Божий были не далекой историей, а реальностью. А потому представлялось очевидным: религиозные верования, изучаемые в общеобразовательных учреждениях, не приносят пользы, а скорее мешают в образовательном процессе при формировании научной картины мира. Да и веру во многих случаях не укрепляют, а отравляют навязанной рутиной школьной зубрежки, формализмом и обязаловкой, губительными для духовной жизни. Между тем Декрет дает право гражданам обучать и обучаться религии по собственному желанию частным образом.
Что касается вопроса церковной собственности, который сейчас также много муссируется, то, как и всякую другую крупную частную собственность, Декрет объявляет ее народным достоянием. Над текстом Декрета работал лично В.И. Ленин, внося свои правки. Одна из них особенно показательна. В первоначальном варианте закона говорилось: "Порядок учета, хранения и хозяйственного распоряжения зданиями и предметами, предназначенными специально для богослужебных целей, определяется постановлениями местной и центральной государственной власти". После правки Ленина в окончательном варианте этот абзац выглядит так: "Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной и центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ". То есть желающим предоставляется полная возможность справлять религиозный культ, пользуясь для этого необходимыми материальными ценностями в рамках законов и правил, которым в демократическом государстве должны подчиняться все, независимо от веры. И никакая религия не может оправдать владения незаработанными богатствами и ценностями.
Сегодня, спустя 90 лет, когда церковь в России, как в давние времена, при нищающем населении обладает огромным материальным богатством, имеет налоговые и прочие льготы, претендует на монополию в нравственном и духовном образовании школьников, Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, его общедемократические нормы выглядят особенно актуально.
Источник: Советская Россия