Законодательные аспекты взаимоотношений государства и церкви обсуждались на заседании "круглого стола" в Госдуме.
С введением в действие нового Земельного кодекса религиозные организации оказались в сложном положении. У них возникли сложности с оформлением в собственность земельных участков под церквями, храмами, в пределах церковных оград и с уплатой налогов. Ведь по новому кодексу можно только или выкупать земельный участок в собственность, или брать в аренду с соответствующей уплатой налогов. Для многих церковных организаций это губительно. Правда, в шестилетней давности постановлении Правительства предусмотрена безвозмездная передача государством имущества и зданий церкви, но это касается только федеральной собственности. А для муниципальной собственности эти нормы имеют рекомендательный характер.
Таким образом, как пояснила начальник отдела политики Управления госимуществом департамента имущественных отношений МЭРТа Ольга Соколова, получается, что, если в субъектах и муниципалитетах не принято отдельного нормативного акта, регулирующего такую безвозмездную передачу собственности церкви, вопрос повисает в воздухе. И храмы, церкви, религиозные организации рискуют остаться ни с чем.
За последние три года Правительство бесплатно передало в собственность церкви 57 памятников религиозного назначения федеральной собственности в 14 субъектах РФ. Для того чтобы в собственность церкви стало возможным передавать объекты и федеральной, и муниципальной собственности, Министерство экономического развития и торговли сейчас работает над проектом отдельного федерального закона о порядке безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Чтобы на практике не возникало проблем с такой передачей имущества, в законе необходимо четко прописать, что же такое "имущество религиозного назначения" , которое может быть передано в безвозмездное пользование. На взгляд Ольги Соколовой, необходимо прописать и защиту этого имущества от отчуждения в пользу третьих лиц во время процедуры передачи в собственность, рассмотрения ходатайства о такой передаче и так далее. Чтобы в собственность церкви имущество передавалось в пригодном, отремонтированном виде, нужно определить и обязательства, и расходные полномочия государства по содержанию этого имущества. В свою очередь, председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов предложил провести нулевое чтение по этому законопроекту в Думе в апреле-мае этого года, чтобы досконально обсудить все моменты. Представители МЭРТа согласились с таким предложением.
Но тут возникает еще один вопрос. Кто же будет осуществлять реконструкцию и ремонт зданий, переданных из собственности государства в собственность церквей, храмов и так далее? "Ведь изменение формы собственности не лишает эти здания их исторической ценности, статуса памятников культуры. Государство должно осуществлять их ремонт и поддержание в надлежащем виде из бюджета" , сказал архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Он считает, что для этого нужно внести соответствующие поправки в Бюджетный кодекс. С таким определением государство "должно" финансировать здания религиозных учреждений не согласился глава комитета Сергей Попов. "По нашему законодательству запрещается напрямую из федерального бюджета финансировать объекты нефедеральной собственности. Поэтому с юридической точки зрения было бы более корректно прописать в законодательстве, что государство может финансировать реставрационные работы на религиозных объектах. То есть церковь попросила и ей предусмотрели помощь из бюджета. В законе должна идти речь о некоем исключении из правил для церкви" , сказал депутат. Эту задачу, по его словам, предстоит решать совместно и МЭРТу, и Минфину. Сегодня это действительно большая проблема. Государство выделяет большие средства для субъектов на местные храмы, церкви. В 2007 году около 1, 5 млрд рублей было выделено на реставрационные работы, восстановление разрушенных храмов, монастырей. Но на продолжение реконструкции, ремонта у субъектов, как правило, денег нет. И получается, что ремонт стопорится, а здание приходит в еще худшее состояние, чем было до начала реставрации. И таких объектов много по России, заметил Сергей Попов, проблему эту нужно решать законодателям совместно с Правительством.
Проблему устройства детей-сирот в церковные организации поднял на заседании протоиереи Всеволод Чаплин. Напомним, что в конце прошлого года Дума пока в первом чтении приняла поправки в закон об опеке и попечительстве, предусматривающие возможность устройства детей, оставшихся без попечения родителей, только в государственные и муниципальные учреждения. Это может привести к закрытию действующих негосударственных учреждений для детей-сирот, в том числе созданных Русской православной церковью. Глава Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов уже внес в закон поправки, позволяющие помещать таких детей в негосударственные организации.
Базовый закон в сфере взаимодействия государства и церкви о свободе совести и религиозных организациях был принят уже десять лет назад. Но жизнь не стоит на месте. Изменения в экономической и политической жизни страны заставляют пересматривать и аспекты взаимодействия церкви и государства, вносить изменения в законы. Сергей Попов рассказал, что в Думе четвертого созыва было принято более 50 законов, так или иначе затрагивающих положение религиозных учреждений. Но пока в первом чтении принят законопроект, позволяющий религиозным образовательным учреждениям выдавать выпускникам дипломы единого государственного образца.
Источник: Парламентская газета