ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Архипастырь – первый из новомучеников

Владимир Жилкин :: 11 февраля 2008

10 февраля – Собор новомучеников и исповедников Российских

90 лет со дня мученической кончины митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), первого новомученика из числа русских иерархов 7 февраля, 1918 год

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Память сщмч. Владимира празднуется в день его мученической кончины, 7 февраля, и в день Собора новомучеников и исповедников Российских

В 1981 году Русская Православная Церковь Заграницей совершила прославление русских святых, просиявших в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Принявшие смертные муки от христоненавистников Царственные страстотерпцы и бесчисленные новомученики и исповедники – архипастыри, пастыри, монашествующие и православные миряне, предстали в своей нетленной славе. Это торжество, свершившееся в Русском Зарубежье, отозвалось великой радостью в Отечестве. Икона, которая была центром чина прославления, немедленно стала распространяться в России. Несмотря на то, что в то время православные из Советского Союза редко попадали за границу, а икону власти преследовали как "антисоветскую", она находила пути в русские дома в виде маленькой открытки, напечатанной и освященной в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилль) и её фотокопий.

Память новомучеников и исповедников Российских была приурочена Русской Зарубежной Церковью к ближайшему воскресению от 7 февраля – дня мученической кончины митрополита Киевского и Галицкого Владимира, первого архиерея, казнённого безбожниками. В центре архиерейского чина, как и всей иконы – Престол, у которого стоят Патриарх Тихон и митрополит Владимир, первенствующие среди русских святителей, пострадавших за Христа от большевиков.

Митрополит Владимир (Василий Никифорович Богоявленский) родился 160 лет назад в январе 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Среднее образование он получил в Тамбовской Духовной семинарии, высшее – в Киевской Духовной академии. Преподавал в Тамбовской семинарии Священное Писание и немецкий язык. В 1882 году он был рукоположен во иерея. Рано потеряв жену и ребёнка, отец Василий принял решение всего себя отдать служению Церкви и в 1886 году принял постриг с именем Владимира, и возведённый в сан архимандрита, был назначен настоятелем монастыря. В 40 лет над ним была совершена епископская хиротония. Благоговейное служение епископа Владимира, его вдохновенные и красноречивые проповеди, близость к пастве и внимание к нуждам простых прихожан снискали ему любовь и уважение паствы. Так было повсюду, где он служил – в Новгороде, Самаре и в Грузии. В Грузии, где владыка Владимир (уже архиепископ) был Экзархом, им было построено более 100 храмов и открыто более 300 церковно-приходских школ.

В 1898 году архиепископ Владимир становится митрополитом Московским и священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры. К тому времени Москва, как и Петербург, практически "догнала" Запад в развитии капиталистической городской культуры. Социалистические и атеистические идеи всё шире распространялись в низах городского населения. Митрополит Владимир возглавил в Москве борьбу с силами разрушения за сердца и умы рабочих. Ради этого трудами Владыки был построен епархиальный дом – культурный центр, в котором проводились беседы и лекции, была устроена прекрасная библиотека, внутри здания находился великолепный храм (впоследствии всё это, вплоть до внешнего вида здания, было уничтожено). Владыка разъяснял рабочим антихристианскую и антинародную сущность марксизма, им была создана "Комиссия по организации чтений для фабрично-заводских рабочих". В этих чтениях участвовали будущие выдающиеся деятели черносотенного движения.

Чем более активным было участие в общественной жизни консервативных деятелей Церкви, тем большая ненависть либералов и революционных демократов окружала их. Владыка Владимир шёл прямым путём, не обращая внимания на "общественное мнение". В 1901 году он без колебаний подписал постановление Синода об отлучении графа Л.Н. Толстого от Церкви, в 1905 году выступил с разъяснением опубликованных С.А. Нилусом "Сионских протоколов". Кажется, не было в жизни России "болевых точек", которые оставались бы без внимания митрополита Владимира. Он принципиально отвергал "политику" с её компромиссами и лавированием. Благодаря этому он не удержался на первой по значению Петербургской (Петроградской) кафедре, на которую был поставлен в 1912 году. В 1915 году Владыка на личной аудиенции у Государя пытался доказать Императору Николаю II, что близость к его семье Распутина пагубно сказывается на состоянии общества и государства...

В конце 1915 года митрополит Владимир покинул столицу. Он был переведён на Киевскую кафедру, третью по значению, но самую почётную по старшинству. Ему пришлось делить свою жизнь между Киевом и Москвой, принимая деятельное участие в подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви. Владыка Владимир стал его важнейшим участником как первенствующий член Святейшего Синода и самый авторитетный святитель. В этом качестве он совершил при открытии Собора чин Божественной Литургии.

Члены Собора представляли всю полноту Русской Православной Церкви. Их было 564 человека – архиереи, клирики, церковнослужители, монашествующие и православные миряне. Начало работы Собора было исполнено оптимизма. Падение монархии еще не осознавалось как катастрофа. Многие уповали на неодолимое могущество патриаршего престола, который в России приходит на смену царскому. Тогда же пришло горькое сожаление об утрате Церковью оплота в лице православного государства.

Будучи почётным председателем Собора митрополит Владимир, открывая его рабочее заседание, произнёс вступительное слово. Владыка говорил о необходимости для членов Собора стремиться к единомыслию во имя будущего Русской Церкви. О Церкви он сказал: "Это скала, о которую разобьются всякие волны". Он был прав в этом, но как и большинство тогда, не мог предвидеть, какой величины волны адской стихии вскоре обрушатся на Церковь и на Россию.

21 ноября 1917 года митрополит Владимир возглавил чин интронизации избранного Собором Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Страна начинала жить под новой властью. В дни своего "великого Октября" большевики, завладев после артобстрела Московским кремлём, превратили его в охраняемую зону. Укрывшись за крепостными стенами посреди захваченной страны, они немедленно устремились в сокровищницы и ризницы за "бриллиантами для диктатуры пролетариата", а членов Собора заставили долго просить о разрешении совершить в Успенском соборе чин интронизации Патриарха. Всласть поглумившись, "хозяева" Кремля позволили взять из патриаршей ризницы "на время" святыни, необходимые для совершения чина. Митрополит Владимир с приветственным словом вручил Патриарху жезл святого митрополита Петра. По совершении чина Церковь покинула Успенский собор и Московский кремль на долгие десятилетия...

После избрания Патриарха всея Руси митрополит Владимир вернулся в Киев, где со времени прихода на кафедру был окружён великим почитанием и любовью. Но после февраля 1917 года переменилось многое. Подспудно развивавшиеся в российском государстве и обществе деструктивные силы в одночасье вышли на поверхность. Националисты на окраинах России легко выхватили из слабых рук Временного правительства бразды правления, и в унисон с ними заявили о себе недруги России в церковной среде. Наряду с провозглашением "автономий" началось самочинное провозглашение не зависимых от Синода национальных "церквей", захват же власти большевиками инициировал превращение на окраинах России автономных республик в независимые государства. Защищая русское национальное и церковное единство, Владыка испытывал сильнейшее давление со стороны так называемой "Украинской церковной рады", которая то требовала его удаления с Киевской кафедры, то предлагала ему стать украинским патриархом. Владыка и слышать об этом не хотел. Посулы, лесть и угрозы сепаратистов были бессильны. Наихудшему суждено было случиться с захватом Киева большевиками. Митрополит находился в Лавре в своих покоях, когда к нему пришла группа вооружённых людей. Владыку вывели за пределы Лавры и расстреляли. Это произошло 7 февраля 1918 года.

В Москве на заседании, посвящённом памяти убиенного митрополита, Святейший Патриарх назвал его кончину "жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России"... Вслед этим словам Патриарха протоиерей Иоанн Восторгов подчеркнул, что "в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества старца-митрополита".

Источник: Русский дом

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама