ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Права человека с точки зрения христианства – вызовы современности. (Права человека с точки зрения христианства)

Архимандрит Оваким (Манукян) :: 11 февраля 2008

В докладе на очередной встрече богословов Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви архимандрита Овакима Манукяна рассматривается различие подхода Церкви и государства к правам человека.


Ваши Высокопреосвященства,

Ваши Преосвященства,

преподобные и досточтимые отцы,

уважаемые участники!

После распада СССР образовавшиеся на его территории новые независимые государства, в числе которых и Армения, в рамках своих общественно-политических отношений, в качестве важнейшего критерия и условия построения демократического государства, ратифицировали большое количество международных деклараций и договоров о свободах и правах человека.

Подобный выбор не ставится под вопрос. Другой альтернативы быть не может!

Идеи свободы личности, равенства и достоинства человека являются основными принципами христианства и, хорошо известно, что испокон веков сама история восточного христианства есть борьба во имя этих ценностей.

В 20-м веке, по известным причинам, восточное христианство находилось в изоляции от процессов, происходящих в развитии западного законодательства, и по этой причине, оно как бы уступило свое место западному протестантизму, а сформированные законодательные нормы, в числе которых и идея о правах человека, где отсутствует дух восточного христианства, стал краеугольным камнем системы нравственных ценностей и критериев для многих стран.

Сегодня реалии изменились. Церковь следит за разработкой государственного и международного законодательства на местном, региональном и глобальном уровнях, за методами его исполнения, за развивающимися общественными и политическими процессами. Другими словами, Церковь являет свой пророческий глас, а именно, выражает беспокойство по поводу различных социальных и политических проблем общества, а также по вопросам защиты прав человека, его достоинства и свободы.

Перечислим некоторые из них. Проблемы защиты семьи и борьбы с торговлей людьми, проблемы абортов и клонирования человека, вопросы, касающиеся свобод сексуальных меньшинств. Церковь направляет свои усилия для борьбы с терроризмом и ксенофобией, занимаясь проблемами мигрантов, мирного сосуществования женщин и мужчин различных религий и вероисповеданий, а также уделяет внимание многим другим вопросам, имеющим подобные социальные и политические корни. Таким образом придавая смысл созидательного сотрудничества Церкви с государственными и международными организациями, что, однако, не признается многими представителями высшего протестантского духовенства.

Тот факт, что христианство (в данном случае – Восточное Православное христианство) отстаивает и содействует защите прав человека – вне всяких сомнений. Тем не менее, мы также осознаем и хотим привлечь внимание к тем проблемам, которые существуют в области прав человека.

Выражая нашу мысль яснее, приведем пример из области религиозных свобод. Осенью 2004 г., вопреки противостоянию широких слоев населения, в республике Армения была зарегистрирована организация "Свидетели Иеговы". Совсем недавно на рабочем месте у нас состоялся телефонный разговор с неизвестным. Звонивший рассказал, что представители организации "Свидетели Иеговы" периодически беспокоят его и ломятся в дом, вынуждая выслушивать их, несмотря на его постоянные отказы.

Являясь представителем религиозной организации, единственной возможностью с нашей стороны каким-либо образом помочь данному гражданину, было направить его в соответствующую государственную структуру, которая обязана обеспечивать общественный порядок и покой.

В подобных случаях правозашитники видят решение проблемы в суде. Однако нам известно, что эта организация принадлежит к числу тех религиозных структур, которые прошли множество судебных разбирательств, большинство из которых они выиграли прикрываясь именно защитой прав человека. Представители этой организации, согласно их учению, открыто запрещают переливание крови, преследуют бывших членов организации. К сожалению, создается ситуация, когда мы, защищая неразделимую часть идеи свободы человека – свободу "совести и вероисповедания", содействуем организации, жертвами которой становятся сами ее члены. Здесь мы не отметили еще и тот факт, что эта организация ограничивает способность людей думать, лишая их возможности свободно мыслить, заставляя действовать под диктовку их руководителя.

Несколько лет назад произошел такой случай: два гомосексуалиста вошли в церковь и тайно обменялись кольцами. Один из так называемых "свободомыслящих" журналистов опубликовал статью на данную тему, представив этот случай в свете распространения западных ценностей в армянском обществе, абсолютно не приняв во внимание тот факт, что тем самым оскорбляет чувства тысяч верующих.

По нашему мнению, представление прав человека в этом контексте не только противоречит критериям христианства, но и традиционным нравственным представлениям о человеке, идет вразрез духовным и национальным ценностям многих народов. Не трудно заметить образовавшуюся пропасть между подобным толкованием прав человека, которое поощряет гомосексуализм, аборты или разрушающая деятельность сект, и христианской нравственностью.

Сегодня нам не пришлось бы обращаться к этим вопросам, если бы не усиливающаяся угроза террористических актов, этнические, религиозные, культурные и нравственные проблемы не заставляли нас видеть необходимость пересмотра многих вопросов моральных ценностей.

Проблема заключается в том, что по вопросам прав человека позиции христианства и государства различны. Международные и государственные документы рассматривают человека в качестве юридического субъекта, подчиненного политической власти, которая принадлежит Кесарю. В христианстве же право начинается и заканчивается Богом.

Идея свободы в христианстве одна из самых широких.

Однако Христианская свобода, в первую очередь, свобода от греха и его оков. Христиане свободны той "свободой, которую даровал нам Христос" (Гл. 4:31). С целью защиты свободы и достоинства человека Церковь сохраняет тайну исповеди.

Нам совершенно очевидно, что христианство не принимает грех, но не отвергает самого грешника. И Свидетели Иеговы, и гомосексуалисты, и все без исключения люди имеют собственное достоинство, и наша обязанность заботиться о них. Однако христианство не может осуществить все необходимое, пока в законодательной области не будут приняты критерии христианских ценностей. Вызов современности заключается в том, каким образом мы будем исполнять законы о правах и свободах, сопоставляя их с духовными ценностями христианства и его наследием.

Сегодня в нашей дискуссии мы хотим обратиться также и к обязанностям человека и к границам свободы. С этой точки зрения примечателен 29-ая статья Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

В законе говорится об ограничениях, цель которых сохранять общественный порядок и закон, защищать нравственность. Однако нам интересно знать, каков критерий "нравственности демократического общества", о котором говорит документ?

Армения – страна с богатым христианским наследием. Мы не можем принять нравственные нормы, которые бы не соответствовали национальному и духовному наследию народа. Данный критерий не определен, так как только система нравственных ценностей, основанная на принципах Святого Евангелия, может диктовать критерии нравственности. Это то утверждение, которое открывает перед нами широкое поле для дискуссий.

Дабы было ясным представление о нравственных критериях армянского народа приведем пример из истории геноцида. В Матенадаране им. Месропа Маштоца хранится древнейший "Мушский гомилиарий", который весит 28 кг. Рукопись была спасена в годы Великой резни, когда голодная, истощенная и преследуемая женщина спасала сокровище с риском для жизни, пронеся ее сотни километров на спине. Мы – народ, история которого богата подобными примерами, для которого национально-духовные ценности ставятся выше собственной жизни и безопасности.

Источник: Богослов.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама