ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крах империи. Ацтекский урок

Сценарная заявка для ВГТРК "Россия" протоиерея Амвросия (Шелкопрядова)

Леонид Флорентьев :: 11 февраля 2008

Могучая благолепная держава вознеслась над миром в период с 1430 по 1521 год от Рождества Христова. Создали ее, поплевав на руки согласно старинному обряду, три народа-богоносца: теночки Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанески Тлакопана. Все вместе они остались в истории как настоящие ацтеки своей Родины. Глубоко внутри они были, разумеется, православными, хотя внешне поклонялись разным богам: таинственному, непредсказуемому Тескатлипоке (Курящееся Зеркало), огненному Шиутекутли, забавному Кецалькоатлю (Пернатый Змей), который, согласно преданию, дал людям репу. В общем, это была настоящая империя добра, несмотря на многочисленные человеческие жертвоприношения.

Ацтеки подчинили себе огромную территорию, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны: и относительно засушливые районы севера долины Мехико (тамошнее Нечерноземье), и горные ущелья и хребты, и прибрежные равнины Мексиканского залива, и буйные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым они получили доступ к разнообразным природным ресурсам, добывали нефть, природный газ, кругляк и птичьи перья, каждый год вдвое увеличивая ВВП. Все это, понятно, вызывало жгучую зависть и лютую ненависть со стороны алчного Запада.

Речь ацтеков была складной и благозвучной, говорили они на языке науатль, что в переводе означает "благозвучие", "складная речь". Наиболее грамотные владели кириллицей, что вызывало недоумение и зависть на диком и невежественном Западе.

Основу питания ацтеков составляли пареная репа, тюря из маиса, затируха из семян чиа и амаранта, ботвинья из стручков чили и холодец. В скоромные дни растительную пищу дополняло мясо одомашненных индюков и собак. Из сока агавы приготовляли пульке ("зеленое вино"). Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, лукошек и лаптей. Мужские головные уборы (малахаи) и набедренные повязки, женские сарафаны и паневы украшались замысловатыми узорами. Экономика в целом процветала, активно осваивались и внедрялись бананотехнологии, в связи с чем ацтеки планировали к 1520 году войти в пятерку самых развитых стран мира. Рос стабилизационный фонд маисовых лепешек, птичьих перьев, всяких камней.

Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных окраин. Самый большой рынок функционировал в пригороде Теночтитлана – поселке городского типа Тлателолько. Ежедневно в здешнем торгово-развлекательном комплексе собирались до 25 тысяч человек. Приобрести тут можно было все что угодно: от полированных бус из жадеита до невольников-гастарбайтеров. К услугам посетителей всегда были визажисты и наперсточники. Инородцам торговать на рынках было запрещено; местные же торговцы зачастую предпринимали долгие и опасные путешествия за ценными товарами. Многие из них наживали изрядные богатства: таких в народе прозвали олигархами. Нередко купцы-олигархи служили осведомителями в землях, лежавших за пределами империи, но ацтекские чекисты сразу брали их на карандаш и при случае добавляли кураре в их какао.

Общество было устроено на редкость разумно и строилось на строгой иерархии, которую обожаемый народом правитель Ицкоатль (Ползучий Змей) назвал вертикалью власти. Оно делилось на два класса: знать и чернь. Знать жила в роскоши в пышных дворцах, имела привилегии на ношение особых одежд и многоженство. Для нее были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, писцы и певцы. Чернь проживала в особых кварталах под названием "калпулли" ("спальные районы"), занималась выделкой птичьих перьев и резьбой по камню.

Во главе империи стоял правитель, который сам выбирал себе преемника, а городами управляли "тлатоани" ("ораторы"), чье назначение требовало одобрения высших кругов местной знати.

Важнейшей сферой жизнедеятельности ацтеков была подготовка к войне. Империя содержала многочисленное войско на основе всеобщей воинской обязанности и постоянно, во имя поддержания боевого духа, приносила юных воинов в жертву богу войны Уицилопочтли. Иногда жертвоприношение ограничивалось кровопусканием посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали особые жрецы (так называемые "деды"), распарывая ножом грудь и вырывая сердце. Это вызывало тревогу и ужас на трусливом и коварном Западе.

Все шло хорошо, чернь искренне радовалась празднествам, постам, песнопениям, воскурению благовоний и каучука, а также ритуальной игре в мяч, после которой проигравшую команду обычно потрошили. В эту пору расцвета общества большую популярность получил лозунг "План Кецалькоатля – победа ацтеков".

Но постепенно под влиянием олигархов и благодаря доносившемуся из-за океана тлетворному дыханию Запада в империи все стало идти наперекосяк. Мужчины стали злоупотреблять пульке; женщины, вместо того чтобы рожать воинов и резчиков по камню, носились по распродажам перьев и делали аборты; молодежь увлеклась пенистым напитком из какао-бобов, нюхала коку и колу. Повсюду проводились гей-парады и несанкционированные ритуальные действа. Последний из преемников на троне ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума Второй), занимался уже не столько захватом новых территорий, сколько подавлением восстаний.

Однако ему не удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев на востоке, устроивших у себя "цветные" революции и открыто рвавшихся в НАТО. И вот ставленник этого агрессивного западного блока Эрнан Кортес со своими головорезами-конкистадорами без объявления войны вторгся на территорию великой державы и разрушил до основания белокаменный Теночтитлан, вероломно воспользовавшись тем, что ацтеки не имели конницы и так и не додумались до изобретения колеса. Иноземные захватчики принесли с собой из Западной Европы сифилис, католичество и азартные игры, вследствие чего некогда великий народ был обречен на вырождение и вымирание.

Смогут ли россияне извлечь урок из трагической истории братского ацтекского народа?

Источник: Новая газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама