Выбор веры за детей-сирот готовы сделать госучреждения
В Доме малютки кузбасского города Прокопьевска 5 февраля состоялось массовое крещение детей-сирот до трех лет. Благочинный Прокопьевского округа Кемеровской и Новокузнецкой епархии протоиерей Владимир Колесников крестил 85 детей. Городские власти присутствовали и тем самым происходящее одобряли.
Православные и сочувствующие Церкви СМИ преподнесли событие как нечто исключительно позитивное, как добрую традицию. Между тем ситуация вызывает вопросы. Например, такой: если ребенка, растущего в семье, родители могут крестить в любом возрасте, то почему за сироту "выбор веры" делает госучреждение? Если ребенок остался сиротой, то означает ли это, что поступать с ним можно как угодно: крестить, обрезать, обращать в любую религию? А детям остается лишь радоваться тарелке супа и крыше над головой?
Массовые крещения сирот в детских домах подчас объясняют так: дескать, семейные пары, желающие усыновить ребенка, интересуются, крещен ли он. То есть крещеных берут более охотно, таинство дает им счастливый "билет" в полноценную жизнь. Руководство детдома, испытывающего нехватку финансов и кадров, в этом случае можно понять. Но как понять родителей, выбирающих себе ребенка по принципу "крещен не крещен"? Будучи православными, они могут сами привести его в храм. Или они считают сиротство клеймом, которое смывается лишь святой водой, и не желают усыновлять "нечистого" ребенка? Язык не поворачивается назвать такое поведение милосердием...
"Детям, оставшимся без родителей, не на кого рассчитывать, и только вера в Бога и доверие к людям может дать им силы выжить", заявил по совершении таинства протоиерей Владимир Колесников. Увы, но в его словах большая доля правды. Социологи, занимающиеся проблемой сиротства в России на рубеже веков, констатируют: Дома малютки в нашей стране не компенсируют сиротам нехватку родительского тепла, а учат их выживать. Их первый учитель нянечка, раздраженно реагирующая на детский плач и не берущая детей на руки ("чтобы не привыкали"). Окружающий мир с пеленок рисуется им враждебным, люди безразличными. Рассчитывать им действительно не на кого. Доверять тоже...
Крещение младенцев в детдоме акт с социальной точки зрения бессмысленный. Мы привыкли считать себя людьми со всех сторон положительными, но стоит признаться самим себе: для большинства из нас сирота "человек не такой, как мы". Наша действительность не волшебная сказка, феи здесь не превращают золушек в красавиц, а погружение в купель не делает гадкого утенка прекрасным лебедем. Сирота остается маргиналом из-за предубеждений, бытующих в обществе. Эти предубеждения не лечатся церковными обрядами (пусть многие наши современники и считают эти обряды магическими).
Когда чиновник одобряет крещение младенцев в Доме малютки, государство, по сути, подписывается под словами: "Сироте не на кого надеяться, кроме как на Бога". Тем самым оно признает свое бессилие и поражение. Оно не может сделать так, чтобы на ночь 200 детей в приюте не оставались под присмотром всего одной нянечки. Чтобы работа в детдоме была нормальной, уважаемой работой, а не актом личного героизма и самоотверженности. Чтобы детдома не заполнялись, что называется, "под завязку", когда каждый лишний рот трагедия. Государство, уповающее лишь на Бога, слабое государство.
От этой слабости выигрывает Русская православная церковь. Сколько бы ни открывала она интернет-порталов, общение с современным "человеком разумным" дается ей с большим трудом. Крестить младенцев, а потом заявлять, что "в стране 80% крещеных, то есть православных", куда проще. Волнует ли Церковь то, что крещение зачастую никак не сказывается на дальнейшей судьбе ребенка?
Источник: Независимая газета