Самая большая российская семья живет в Оренбургской области. Настоятель Свято-Троицкой обители Милосердия отец Николай
и матушка Галина воспитывают 70 детей
"Сказка!" восхищенно охают приезжие, увидев Свято-Троицкую обитель впервые. Среди одноэтажных домов райцентра золотые купола обители с башенками и шпилями смотрятся и правда волшебным городом
Матушка и семинарист
День, когда начались его труды в Саракташе, отец Николай помнит точно: 25 марта 1990 года. Именно в этот весенний день он приехал сюда вместе с матушкой Галиной.
До этого отца Николая звали просто Колей: и когда он рос в недалеком отсюда Актюбинске, и когда служил в армии, где его, как и тысячи других солдат, затронула печально известная афганская война. Об армейской службе батюшка распространяться не склонен, но многие догадываются: если бы не война, не пошел бы он, наверное, после армии в Московскую духовную семинарию
В годы семинарского обучения Николай встретил Галину, свою будущую жену. А венчались они в Сергиевом Посаде
Матушка Галина окончила иконописную школу в Троице-Сергиевой лавре и даже сейчас, несмотря на заботы и хлопоты, находит время писать иконы
Получив высшее церковное образование, Николай дальше, в академии, решил учиться заочно, а служить Богу поближе к простым людям. После рукоположения в дьяконы он с супругой отправился в Оренбургскую область. А по прошествии трех лет владыка Леонтий рукоположил дьякона Стремского в священники. После чего, говоря мирским языком, получил отец Николай назначение в Саракташ
Сколько малышей нужно
для счастья?
В своем приходе первое, за что взялся отец Николай, воскресная школа. Занятия с местными ребятишками он вел сначала в переоборудованном гараже, но такой успех получили эти занятия среди населения, не избалованного чьей-либо заботой о нравственности, что в первый же год набралось аж 80 учеников. Пришлось через пару лет открывать отцу Николаю начальную церковно-приходскую школу. Ну а дальше решил батюшка ребятишек из детдома прямо в свою семью брать.
Вот так я и шел, рассказывает мне отец Николай.
Как же так, батюшка? спрашиваю я. Учить, я понимаю, ребятишек надо, но зачем в свою семью столько-то сирот сразу брать?
Так и это понятно, терпеливо растолковывает мне батюшка. В домашней обстановке дите можно большему научить, больше вложить в него. Ну скажите, какой детдом сравнится с семьей по силе воздействия?
Кто бы спорил? Но чтобы воспитывать семьдесят детей... В голове не укладывается.
Конечно, Галина и Николай Стремские люди разумные. Безусловно, о семидесяти детях они поначалу и не мечтали. Поэтому пятнадцать лет назад начали с малого с двух ребятишек, братика и сестрички, мать которых погибла, а отец сгинул без следа
Вот так первые приемные дети, усыновленные священником, и вошли в обитель
Затем мы с матушкой подумали: где двое, там и четверо! веселеет батюшка. Ну а после первых четверых чего бояться-то?!
К концу 1992 года супруги забрали из детдомов 15 детей, еще через год у них было 36, сейчас 70.
Разговор
в администрации
Как-то, в начале девяностых, пригласили отца Николая в районную администрацию, в отдел по связям с религиозными организациями. За столом кроме начальника отдела собрались еще человек шесть. Всем было интересно: сколько же детей решил усыновить батюшка? Ведь не успокаивается, берет одного за другим! "Как ваша жена справится, когда успеет перепеленать всех маленьких?" спросили у него. "Очень просто, ответил отец Николай. Возьму в штат обители воспитателей, да и прихожане помогут". "Так денег же не хватит детишек прокормить!" "Буду брать из церковной казны"
Чего греха таить: и брал первое время из казны на прокорм стремительно растущей семьи. Церковное начальство Стремского за это не ругало: кто-то же должен даже в смутное время заниматься воспитанием детей
Это было начало девяностых, беспризорщина, вспоминает батюшка. Детдома переполнены, ребятишки даже в коридорах спали. Ужас! Потому директора были только рады, когда мы приходили и забирали чад с собой.
Педагогическая поэма
В этой поэме, как и во всякой педагогической, мало возвышенных слов, а больше трудов, бессонных ночей и нервов. Детдомовские дети начала девяностых мало чем отличались от своих сверстников конца Гражданской войны. Обычное дело: мальчишки курили, сквернословили, воровали.
Повел их в храм, так они в первую же службу сумки у бабушек обчистили, до сих пор сокрушается отец Николай. И, как бы оправдываясь за тогдашних пацанов, продолжает: росли-то они без присмотра, выживали как могли, случалось им в той жизни и воровать, чтобы не умереть с голоду.
Приходилось мне объяснять, что теперь у них есть все, что воровать не надо, да и нельзя. Иногда наказывал: все идут кино смотреть, а виновный не пойдет, все едят мороженое, а он без сладкого. Провинившийся понимал: за грехом следует наказание..
А неудачи были?
Да, был случай. Взял мальчишку, а он олигофрен, и, оказалось, уже запущено все, поздно что-то делать. Поведение неадекватное, все ломает, крушит. А другие, глядя на него, заводились. Характеры-то у всех истрепанные... Такие эпизоды опаснее всего. Кроме того, выяснилось, что за ним требовался постоянный и отдельный медицинский уход. Мы же тогда обеспечить это оказались не в состоянии. Я просто вынужден был вернуть его в специнтернат...
Как бы подытоживая разговор о первых днях детдомовцев в семье, отец Николай говорит:
Конечно, чем меньшего возраста ребенка берешь, тем легче и быстрей он вживается в семью. А воспитывать, конечно, лучше личным примером. Обстановка в семье должна быть такая, чтобы ребенок естественно впитывал правильное поведение. И когда после он столкнется в жизни со сквернословием, пьянством, у него уже будет иммунитет
Миф и правда о левой щеке
Мальчишки и девчонки у Стремских живут отдельно в двухэтажных домах, между которыми домовая церковь. Внутри тепло, на полу ковры, дом и обстановка из живого, лишь покрытого лаком дерева. В каждой комнате дети примерно одного возраста. Игрушек полно, и мягкие, и пластмассовые, и конструкторы. А вот зарубежных стреляющих роботов не увидишь: здесь агрессивных игрушек не признают
Десять человек воспитатели и повар помогают управляться с детьми. А им в свою очередь помогают ребята, что постарше. Мальчишкам на их половине готовит повар, девочки для себя стряпают сами
У нас все всегда чем-то заняты, говорит отец Николай. И правда, без трудов такое огромное хозяйство не удержишь. Овощи, молоко, мясо у Стремских с собственного подворья. Правда, трехсот мешков своей картошки хватает лишь на полгода. Так что на 250-300 тысяч рублей в квартал крупы, муки, сахара и той же картошки приходится закупать. Ну и, конечно, сладости из магазина, как без сладостей?
Старшие ребята работают на семейной ферме. Причем рвутся туда даже и вне дежурств. Видимо, потому, что нет на ферме такого строгого распорядка, как дома, можно и погулять допоздна
Одна такая прогулка обернулась для троих мальчишек неожиданной встречей с шестью местными пацанами, решившими показать "поповским", кто в поселке хозяин. Не стоило поселковым лезть в драку! Знать бы им раньше, что дети батюшки берут уроки рукопашного боя у отца Александра, бывшего десантника... С той встречи троих против шести все в поселке знают: с детьми отца Николая лучше не связываться
Мальчишки должны быть мужчинами, уметь защитить и себя, и семью, и Родину, сказал мне батюшка, когда я спросил его об этом случае
Вроде бы не по-евангельски это, пытаюсь иронизировать я. Может, им надо было подставить левую щеку?
В Священном Писании сказано: "Блажен, кто положит душу свою за други своя". А щеку подставлять надо прежде всего в семейных отношениях: уступить, смириться, чтобы сохранить мир, отвечает мне отец Николай.
Дети разных народов
Батюшка, ваши дети разных национальностей. А как мусульмане, например, относятся к тому, что вы приняли к себе многих их детей?
У меня дети десяти национальностей, но среди них чистокровных татар, или башкир, или казахов нет. Например, мама русская, а отец казах. Или наоборот. Мы же не отбираем ребенка у какой-то религии, мы берем маленького божьего человека, которому очень нужна помощь. Но раз он попал ко мне в семью, я его воспитываю в тех традициях, в каких воспитывался сам... Мы сейчас растим ребенка, но, когда он вырастет, сможет сам выбрать, что в жизни ему надо, а что не надо. Он обязательно найдет свою родню и сможет с ней общаться
Если, например, мусульманская семья взяла к себе ребенка славянской национальности, разве кто-то бросит ей упрек, что ребенка водят в мечеть?
Как в хорошем кино
Семья Стремских собирается вместе ежедневно: в храме на молитву, посмотреть фильм вечером. По телевизору смотрят детские передачи, старое советское кино, православный канал "Спас". Из новых фильмов более всего запомнился ребятам фильм Павла Лунгина "Остров"
Бывает, прихожу в гости к взрослым детям, которые уже живут своими семьями, и иногда вдруг вижу у них какой-нибудь нехороший, на мой взгляд, фильм, рассказывает отец Николай. Конечно, огорчаюсь и изымаю. Ведь я не столько о них, взрослых, забочусь, сколько об их детях! Насмотрится будущая мать ужасов про вампиров, и какой ребенок у нее родится?
Четырнадцать детей из семьи Стремских обзавелись семьями. Всех венчал он сам. Кто-то уехал учиться, как будущие менеджер Максим, медик Вера или священник Алексей. Батюшка перечисляет: "Юля нашла мужа в Александровке-второй, километрах в сорока отсюда, и устроилась там дояркой. У Павла в Саракташе родились двое детей, но работает он в Оренбурге (там платят больше) и учится в юридической академии. Есть две пары, сложившиеся внутри семьи. Катя была поваром, Сергей шофером. Поженились и поехали жить на Катину малую родину. Я им домик в селе купил. Позже туда же отправился Миша, брат Кати. Мише я тоже маленький домик купил"
Отец Николай, а если сейчас попросить вас перечислить имена детей, всех назовете?
Как не назвать! Помню родословные, откуда они родом и характер каждого.
...25 детей Николая Стремского из 70 носят его фамилию, остальные под его опекой. Самому младшему два года, самой старшей, уже замужней, Насте 22.
Тем, кто хочет помочь многодетной семье Стремских:
ОПЕРУ Сбербанка России, г. Москва (0002/00001)
Счет получателя: 30301810400000100002
Банк получателя:
Сбербанк России
Корр. счет банка: 30101810400000000225
БИК 044525225
ИНН 7707083893
Лицевой счет получателя: 40817810800020013237
Стремский Николай Евгеньевич.
Что сделано:
В штате Свято-Троицкой обители, которую возрождает отец Николай, сейчас 350 человек: преподаватели, воспитатели, медики, снабженцы, бухгалтеры, сторожа, истопники. Батюшка ежемесячно платит им зарплату, не забывая отдавать кесарю кесарево налоги и отчисления в фонды
Сейчас при обители работают Дом милосердия, православная гимназия, духовное училище, воскресная школа образованы сестричество, община монашествующих, имеются швейная мастерская и пекарня.
Если вы хотите написать письмо отцу Николаю и матушке Галине:
462100, Оренбургская область, поселок Саракташ, ул. Пушкина, 77
Позвонить можно по телефону: (35333) 6-12-32
Сайт обители в Интернете: http://www.stobitel.ru
Источник: Российская газета Неделя