ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"В казарме все спокойно"

Взаимодействие мусульманских организаций и Вооруженных сил России ограничено декларациями

Андрей Мельников :: 20 февраля 2008

Главный военный прокурор России Сергей Фридинский "обрадовал" будущих защитников Отечества, заявив 11 февраля в интервью, что в связи с грядущим весенним призывом в ряды Вооруженных сил ожидается рост неуставных отношений. В этом году в казармах, по словам чиновника, встретятся те, кого призывали на два, полтора и на один год службы. Комментируя это заявление, эксперты напомнили, что случаи неуставных отношений в армии часто связаны с фактором принадлежности военнослужащих к различным "землячествам", в том числе и национальным регионам.

За три недели до тревожного выступления Фридинского руководители мусульманских организаций России заявили о своей готовности наладить активное сотрудничество с воинскими подразделениями, сообщает РИАН. В частности, первый заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин отметил, что в 2008 году Совет муфтиев расширит взаимодействие с воинскими подразделениями. Как говорится, бог в помощь! Очень кстати. Возросший авторитет духовных лидеров, особенно в мусульманских регионах России, способен сыграть роль в умиротворении возможной агрессии среди военнослужащих по отношению друг к другу.

Однако короткая телефонная беседа с Дамиром Гизатуллиным поубавила мои надежды на активное вмешательство мусульманских деятелей в решение армейских проблем. Гизатуллин убежден, что "у солдат-мусульман нет никаких проблем в армии". "Они у нас в хорошем смысле слова обеспечены, – заявил он. – Хорошее обмундирование у солдат, хорошее питание и вооружение. Единственное, что всем солдатам надо, – отслужить в армии как полагается, как служили их предки, не щадя себя".

Даже если мусульманской общественности станет известно, что у их единоверцев в армии все-таки случаются неприятности, оказать помощь будет непросто. Принципиальная позиция Совета муфтиев состоит в том, что религиозная организация не должна проявлять инициативу в вопросах взаимодействия с Вооруженными силами. "Мы всегда работали по инициативе воинских частей, ведь это государственные структуры, – пояснил Дамир Гизатуллин. – Но там служат наши дети, родственники, соотечественники. При любом обращении из воинских частей мы готовы содействовать командованию, прежде всего в воспитательной работе. Готовы помогать призывникам адаптироваться в воинском коллективе. А не то, что вы думаете, будто мы хотим превращать их в кого-то", – неожиданно заключил Гизатуллин, хотя я никакого мнения не высказывал и лишь внимательно слушал собеседника.

Некоторое представление о причинах такой осторожности мусульманских организаций в вопросах взаимодействия с государственными силовыми структурами дала беседа с сопредседателем Ассоциации военных политологов Сергеем Мельковым. "Влияние исламских структур на государственные институты, в частности на Министерство обороны, намного слабее, чем Русской Православной Церкви, – пояснил эксперт. – Хотя в отличие от православных мусульмане в России составляют меньшинство, это меньшинство активное. Ислама в нашем обществе побаивались и в настоящее время многие побаиваются".

Мельков привел такой пример сотрудничества военных и мусульманских деятелей . Раньше случаи отказа военнослужащих от дежурства по казарме были не единичными. При этом военнослужащие могли ссылаться на положения Корана, которые якобы запрещают правоверному мыть пол. Пользуясь некомпетентностью большинства офицеров по воспитательной работе, нерадивые солдаты пытались отлынивать от своих обязанностей по наведению порядка. Вот как раз для таких случаев отработан механизм обращения командования конкретной части к имаму по месту расположения подразделения или места жительства военнослужащего. Советом муфтиев России совместно с Главным командованием Сухопутных войск были выработаны методические рекомендации для офицерского состава, работающего с военнослужащими-мусульманами.

Но для более масштабного сотрудничества, на уровне Министерства обороны, у мусульманской общины оснований нет. "Потолок" пожеланий руководителей исламской общины – чтобы у военнослужащих была возможность посещать мечеть и соблюдать религиозные обряды во внеслужебное время. В своих притязаниях на умы военнослужащих мусульмане далеко отстают от православных коллег. "РПЦ пытается внедрить священника в воинские коллективы, – пояснил Сергей Мельков. – Такова отечественная традиция. У мусульман другой подход: они пытаются вооружить методическими навыками всех офицеров, которые вынуждены работать с военнослужащими-мусульманами. Прямым воспитанием солдат мусульманские религиозные организации не занимаются и не будут никогда заниматься. И вообще никто этот вопрос не ставил и не ставит. Воспитательная работа в войсках может учитывать некоторые особенности мусульманской культуры, но не должна касаться идеологии", – заключил Мельков.

Взаимодействие исламских организаций и Вооруженных сил ограничивается "Основными положениями социальной программы российских мусульман". Главное требование мусульманских организаций – соблюдение конституционного принципа разделения религии и государства. Как отметил Мельков, попытки заключить двусторонние соглашения и протоколы о намерениях между Советом муфтиев России и Минобороны не состоялись. Создается впечатление, что эти организации существуют в параллельных мирах. И такое положение армейское начальство вполне устраивает.

Понятно, что имамов не допускают к участию в процессе идеологического воспитания военнослужащих. Но мусульманская общественность также лишена возможности отслеживать, как в частях обеспечивается соблюдение религиозных потребностей солдат. Да и как вообще в распорядке дня солдата-срочника выделить пресловутое внеслужебное время?

Не смогут духовные лидеры оказывать влияние и на психологическое и моральное состояние солдат-мусульман. Не узнают выходцы из кавказских республик и Поволжья, как правоверному следует себя вести по отношению к старослужащему и, наоборот, к призывнику-первогодку или если у солдата возникли мысли о самоубийстве. Суициды, кстати, стали главной болевой точкой Вооруженных сил в прошлом году, по признанию командования. Представители Русской Православной Церкви уже выразили желание помочь военным в этом вопросе. Проблемы казарменного быта очень редко выносятся на суд общественности, и уж точно армейское начальство не станет лишний раз проявлять инициативу, приглашая к решению наболевших вопросов мусульманские организации.

Остается предположить, что исламская община России либо намеренно самоустраняется от вмешательства в дела военных, либо это взаимодействие осуществляется на неформальной основе, но сведениями об этом, естественно, с прессой делиться никто не намерен.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама