ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Византийский урок" о. Тихона

Диакон Александр Занемонец :: 21 февраля 2008

Собираясь смотреть фильм архимантдрита Тихона (Шевкунова) "Падение империи. Византийский урок" (второй показ по телеканалу "Россия" 10 февраля 2008 г.), я думал, что теперь будет что показывать студентам, изучающим византийскую историю. Достаточно быстро стало ясно, что фильм этот я им, к сожалению, показать не смогу, в первую очередь потому, что он не про Византию: он про "византийский урок", каким его понимает о.Тихон, в контексте конкретной исторической ситуации. Я этот урок понимаю иначе, но главное скорее в том, что Византия была другой, нежели ее видит о.Тихон. Если сравнивать Византию с какой-либо страной современного мира, то ее скорее можно сравнить, как это ни странно, не современной Россией, а с Соединенными Штатами: христианское большинство, при наличии сильных меньшинств, многонациональный состав государства, при наличии единого языка культуры и делопроизводства, агрессивная внешняя политика вместе с эффективнейшей для своего времени экономической системой, вера в монополярность мира, в котором цивилизованный мир (ойкумена) должен в идеале совпадать с границами единой империи (Pax Romana). При этом четкое представление о свободах, правах и обязанностях гражданина (римское право) и незыблемая система государственной власти, по своей сути не подверженная произволу отдельных ее представителей. Возможно, это сравнение достаточно натянуто, но оно не дальше от реальности, чем картина о. Тихона.

В фильме немало фактических натяжек: предшественник императора Василия I (867-886 гг.) Михаил III, получивший прозвище Пьяница, не был бездарным правителем, кардинал Виссарион не был "олигархом", а премьер-министр последнего византийского императора Лука Нотара (с ударением на последний слог) храбро защищал Город при последнем штурме, вместо того, чтобы удалиться к своим сбережениям, хранившимся в генуэзском банке Св.Георгия. Эти натяжки можно, наверное, не считать ошибками, поскольку они нужны автору фильма для того, чтобы показать те реалии современной России, которых в Византии не существовало: олигархи, преемник, стабфонд, вертикаль власти, всеобщая воинская повинность (которую враги хотят заменить профессиональной армией), Болгария и Сербия, которых переманивают в Евросоюз, и т.д. Но поскольку фильм не про Византию, то и рассматривать его стоит под иным углом.

С учетов всех перечисленных выше реалий современной России можно без сомнения сказать, что по своему жанру фильм приближается к политическому (предвыборному) памфлету. С определенной программой на будущее: были тяжелые времена в Византии, когда императоры правили только по четыре года, но бывало одновременно и по два императора; просто выбрать себе преемника недостаточно – надо чтобы он продолжал успешный курс предшественника. Олигархов надо душить налогами, а тех, кто вывозит деньги на запад – осуждать. Но о.Тихон не сказал, что делать, если сам Властитель не вполне уподобился Периклу, гордившемуся тем, что за время пребывания у власти не преумножил свое состояние ни на одну монету.

Фильм отличается разнообразной критикой как Византии, так и новейшей России, однако критика не распространяется на одну сферу – на современную российскую власть и того, кто ее персонифицирует. И это печально, поскольку церковь не должна полностью идентифицировать себя с какой бы то ни было государственной властью. Но с точки зрения, которую представляет о.Тихон, позиция церкви неотличима от позиции "генеральной линии". В русской истории это направление выражено слишком ярко, однако в XX в. оно приобрело название "сергианства", когда церковное руководство солидаризировалось с государственным в самый неподходящий для этого момент. И здесь дело не в том, хорошо или худо это государственное руководство, а в том, что церковь вообще не должна терять собственной позиции, которая в любой ситуации будет отлична от позиции власти. Если святитель Тихон, патриарх Всероссийский, не благословлял духовенство служить благодарственные молебны по случаю успехов Белой Армии, то стал бы он выражать свое удовлетворение по поводу "операции преемник"?

Кстати, в Византии эти операции редко проходили безболезненно: около половины византийских императоров погибло насильственной смертью. Так, например, Василий I, который в фильме о.Тихона является прообразом главного положительного героя, собственноручно задушил своего предшественника и покровителя Михаила Пьяницу в его собственной спальне.

При этом патриархи в Византии на всех этапах истории империи могли запретить императору войти в храм и отлучить его от причастия, лишить права на христианское погребение и т.д. Удивительно, что этих патриархов не постигала судьба московского митрополита Филиппа: это было в порядке вещей. Таким был византийский "цезарепапизм". В России традиция отношения церкви к власти сложилась, к сожалению, иной, и о.Тихон как раз ее, кажется, и продолжает. Вполне возможно, что из искренней любви. Но в такой ситуации не остается возможности даже для традиционного русского "печалования" перед властью, не говоря уже о проповедях св. Иоанна Златоуста, который с кафедры столичного архиерея обличал в Константинополе роскошь, персонифицированную в лице императрицы, не говоря уже о том, что сам он ни коим образом не следовал этой печальной моде на роскошь, а, напротив, являлся примером аскетизма и социального церковного служения.

Другая важная тема фильма – антизападная. Подробно описывается то, как западные варвары из Парижа, Лондона и Брюсселя разграбляли в 1204 г. Константинополь, с чего будто и началось стремительное обогащение Западной Европы. Сам факт разграбления, надо сказать, достаточно известный, как и то, что Католическая церковь, изначально осудившая такое беззаконие, не так давно вновь просила за него прощение у потомков византийцев. Непонятно, чему служит в фильме последовательное противопоставление Запада и Византии (в действительности не существовавшее), и зачем нам это сегодня. Православные христиане, живущие на Западе, сегодня ощущают там себя как дома и вовсе не стремятся переходить в российское или греческое подданство. Почему? Да потому что разделение между верой и неверием, истиной и ложью, любовью и страхом проходит сегодня, как и во все времена, не по границам Востока и Запада, севера или юга. Как писал на рубеже II и III веков автор "Послания к Диогнету", "христиане, населяя города эллинские и варварские, кому как довелось, и следуя обычаям соотечественников в одежде, пище и остальном быту, показывают при этом удивительное устроение своей внутренней жизни: живут на родине, но как иноземцы; участвуют во всем, как граждане, и все терпят, как пришельцы; всякая чужбина им – родина и всякая родина – чужбина". Так что противопоставление Запада и России, возможно, соответствует "геополитическим" интересам той или иной стороны, однако оно совсем не христианского происхождения, и не с церковной кафедры его провозглашать. Для православных сегодня и Россия, и Америка, и мусульманский мир, и Израиль – все является миром, нуждающимся во Христе и Его правде, хотя мир этот все еще очень и очень от этого далек.

О. Тихон мечтает о государстве, где все граждане объединены одной религией. Реально ли это в современном мире? Я знаком с обществами, где нет светских браков (соответственно – нет браков смешанных), где религиозные законы определяют немало в образе жизни всего общества, а принадлежность к "альтернативной" религии делает человека в глазах большинства существом второго сорта. В России о таком обществе можно только мечтать. Но стоит ли мечтать именно о нем? Государственная религия сегодня в любой стране лишается значительной части доверия в глазах многих, а попытки насадить ее принципы силой вредит ей еще больше. "Человек рожден самовластным" – говорили Отцы. И не религиозному большинству какой бы то ни было страны делать выбор за каждого из нас. Дело государство – в поддержании этой врожденной "самовластности" каждого человека, а также мира между различными группами общества. А в своей личной, духовной и культурной жизни мы, наверное, сможем разобраться без его непосредственного вмешательства: государство действительно призвано к тому, чтобы земная жизнь "не превратилась в ад", но при этом оно не должно "закрывать нам солнца".

В фильме не упоминается по имени никто из глав российского государства. Кроме одного – "бывшего семинариста Джугашвили" – в контексте восстановления в конце войны запрещенной им ранее византинистики (опять же с неточностью: это восстановление произошло раньше – первый "Византийский сборник" был приготовлен к печати еще в начале 1941 г.). Случайно ли это упоминание? Или этот образ лучше других подходит для многих аспектов восприятия архимандритом Тихоном российской власти и государственности? Однако я не думаю, чтобы святейший патриарх Тихон и новомученики российские – подлинно "рожденные самовластными"! – согласились бы в этом с отцом архимандритом.

См. также
ТВ/Радио
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама