ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

На страже общечеловеческих ценностей

Оливер Суботич :: 27 февраля 2008

1 января 2007 года в Сербии вступил в силу Закон о новых личных картах (паспортах), что вызвало бурную реакцию сербской общественности. Об этой непростой проблеме, о роли интеллектуалов в современном обществе и о том, кто и как должен защищать базовые ценности христианской цивилизации, беседа с членом редакции журнала Сербской Патриархии "Православие" Оливером Суботичем, специалистом в области информационных технологий и богословом.

– Мы живем во времена технологической революции и глобализации. Какова роль интеллектуалов в наше время?

– Главная задача каждого ответственного интеллектуала в XXI веке – способствовать возрождению критического восприятия мира. Такое восприятие мира должно быть чем-то совершенно естественным, но сегодня это не так. Под давлением технократических структур все больше людей, считающих себя интеллектуалами, рассматривают феномены современности поверхностно, не видя или не желая видеть реальных тенденций, которые лежат под феноменологической плоскостью. Для этого нужна смелость, ведь это влечет за собой открытый конфликт с преобладающим оппортунистическим мировоззрением, которое так агрессивно нам навязывается.

Сейчас стало обыкновением считать интеллектуалом того, кто имеет высшее образование, или того, кто много знает, что совершенно неоправданно. В первом случае мы имеем дело с формализмом, во втором – с энциклопедизмом. Настоящий интеллектуал – это, в первую очередь человек, рассуждающий обо всем критически, используя для этого свой интеллект и те знания и информацию, которыми он располагает. Обратите внимание, я намеренно говорю о знании и информации, ведь это разные вещи, хотя часто между ними не делается разницы. А православный интеллектуал, кроме всего вышесказанного, должен уметь делать церковное наследие актуальным в современном мире и ни в коем случае не должен себе позволять служить ни бесплодному консерватизму, ни поверхностному модернизму. Сегодня, к сожалению, преобладает стремление приспособиться к среде, а не формировать ее вокруг себя, от того-то мы и имеем столько нерешенных проблем.

– Демократия, в исконном значении этого слова, по сути своей противоположна технологической и медийной революциям. Во что превращается демократия сегодня? Как сегодня отстаивать такие базовые ценности, как истина, правда и добро? И не стали ли медиамагнаты хозяевами правды и лжи?

– Мне кажется, что те базовые ценности, которые Вы упомянули, мы можем отстаивать только придавая им личностное значение: если мы остановимся на теоретическом обсуждении какой-либо проблемы, не принимая во внимание личность, ищущую ее решения в собственной жизни, мы не достигнем каких-либо ощутимых результатов. В лучшем случае, мы сделаем что-то полезное в теоретическом плане, но этого недостаточно. Бороться с манипулированием СМИ и фальсификациями, которые нам навязывают, чрезвычайно трудно. Ни в коем случае нельзя действовать теми же методами, которые используют упомянутые Вами "хозяева правды и лжи". Наши усилия должны быть направлены в теоретическом плане – на разоблачение этой нигилистической парадигмы, а в практическом – на свидетельствование о том, о чем мы говорим и пишем. Лучше всего нам могут помочь в этом деле святые – свидетели Истины – Триединого Бога.

– Угрожает ли борьба с терроризмом правам человека? Не входим ли мы в период оруэлловского "1984"[1]?

– Это совершенно очевидно. Но, по-моему, проблема не в том, что все, включая и борьбу с терроризмом, используется для введения в жизнь нового вида тоталитаризма. Главная проблема в том, что люди постепенно привыкают к такого рода информационному тоталитаризму как к чему-то совершенно естественному. На наших глазах наши дети растут на передачах типа "Большой брат"[2]. Всего пару десятков лет назад от подобных передач брезгливо отстранялись, а сегодня люди, продающие свою частную жизнь за определенную сумму денег, вызывают улыбку. Не станут ли завтра участники подобных передач своего рода национальными героями? Вот о чем нам всем стоит задуматься. И вот почему нам стоит принять критический взгляд на мир, о котором шла речь выше.

– Некоторые политики предлагают людям выбрать "между кадилом и компьютером", утверждая, что первое устарело, а за вторым будущее. Что можете сказать по этому поводу Вы – специалист по информационным технологиям и богослов?

– Подобное можно услышать в политических и интеллектуальных кругах, кичащихся своей современностью. Эти заявления эффектно, но на самом деле они – пустая демагогия. Нет нужды углубляться в теоретические объяснения. Достаточно посмотреть, сколько в Сербии верующих программистов, и станет ясно, что подобные разговоры не более чем пропаганда, использующая неосведомленность людей. В сущности, это старый марксистский тезис о ненужности религии в современном прогрессивном обществе. Такой редукционизм нас никуда не приведет. Тот, кто хотя бы мысленно не может соединить использование современных информационных технологий со здоровой духовностью, просто ограниченный человек и ничего более.

– Вы один из тех, к кому Священный Архиерейский Синод обратился за мнением по поводу биометрических личных карт. Можете рассказать об этом поподробнее?

– Да, у меня был служебный контакт со Священным Синодом по этому вопросу. Мне, как сотруднику Православного богословского факультета в Белграде, специализирующемуся на информационных технологиях, было поручено написать об этом статью и высказать свое мнение. Надо сказать, что первая критическая реакция по этому поводу поступила из Жичской епархии, а все остальные, в том числе и я, подключились позже. Жичский симпозиум был первым в Сербии собранием специалистов, на котором детально обсудили данную проблему и сделали по данному вопросу официальное заявление. В этом году последовал симпозиум в Вршаце, организованный Банатской епархией. Почему я привожу эти факты? Потому что во всем мире в таких случаях первыми всегда реагируют негосударственные организации по борьбе за соблюдение прав личности, а в Сербии эту миссию всегда выполняла Церковь. Вот вам и ответ, кто настоящий защитник цивилизационных ценностей в нашем обществе.

– Что, по Вашему мнению, составляет для христианина наибольшую проблему в этой системе идентификации? Вы утверждаете, что центральный банк данных имеет тоталитарный характер...

– Это концептуальная проблема, которая в основе своей меняет отношения государства и гражданина. Такое собрание биометрических сведений ставит под вопрос презумпцию невиновности, фундаментальную для любого демократического общества. Это первый шаг к созданию общества конформистов, что является главным предметом беспокойства для каждого уважающего себя интеллектуала. Я продолжаю утверждать, что центральный банк данных и с технической точки зрения достаточно проблемен, ведь, с одной стороны, он дает возможность коррумпированным служащим и преступникам получить доступ к большому количеству важных сведений или изменять их в своих целях, а с другой стороны, концентрирует все большее количество информации о гражданах в руках режима. Особого внимания заслуживает феномен "информационного снежного кома", когда со временем в банк данных начинают входить новые типы информации, и он начинает пересекаться с другими базами данных (здравоохранительной, школьной и т.д.).

– Вы были участником Круглого стола, проведенного Обществом информатики Сербии в июле 2006 года в галерее при Сербской академии наук и искусств. В нем участвовали и представители МВД Сербии, и сторонники обсуждаемой системы. Каковы наиболее важные выводы этого Круглого стола?

– Это было весьма важное событие, на котором собралось много специалистов. Тогда у нас в первый раз появилась возможность открыто, на глазах общественности, начать противостояние обсуждающейся системе в правовом, информационном и этическом отношениях. Один из важнейших выводов этого собрания, который поддержали все участники (кроме одного), заключался в том, что биометрическая идентификация в Сербии должна строиться на добровольной основе, то есть чтобы граждане добровольно предоставляли биометрические сведения в центральный банк данных и сами выбирали тип легитимации, который им подходит. Другой важный вывод касался необходимости в адекватном законе о защите сведений.

– Вы часто цитируете статьи известного профессора Роджера Кларка и специальные отчеты Лондонской школы экономики и политических наук. Вы это делаете из желания поучаствовать в дискуссии?

– Да. Это серьезные темы. И их надо изучать серьезно, критически, а не поверхностно, в общих чертах.

– С этим проектом было связано много лживых заявлений и манипуляций: от спорной закупки оборудования до необходимости модернизации управления. Каким образом можно сообщить общественности полную правду?

– Это делается так, как делали до сих пор все ответственные интеллектуалы: выступления, участие в круглых столах, собраниях специалистов и издание письменных работ. Это совсем не просто, учитывая, что часто мы встречаемся с блокадой в СМИ и с сознательными манипуляциями. Но правды все-таки добиться можно. Очень важно показать людям, чем этот проект является, а чем нет, потому что бывают и ошибочные реакции. Например, появляются апокалиптические заявления, сеющие раздор среди православных христиан. Ясно, что этот проект – предшественник тоталитарных концептов и того, о чем говорит Иоанн Богослов. Однако не стоит перебарщивать в своих заявлениях: это на руку лишь группам, руководствующимся антицерковными интересами. Надо быть рассудительным и умеренным, руководствоваться соборными понятиями; всякий другой подход будет протестантским, не свойственным Православию и будет только разобщать людей.

– Вы будете издавать книгу на эту тему?

– В своей последней книге "Человек и информационное пространство" я в нескольких эссе говорил и на эту тему, но думаю, что этого недостаточно. Поэтому я решил опубликовать статью по данному вопросу, и это будет следующее, что я, даст Бог, сделаю. Основой послужит упомянутая статья, которую я в начале июля составил по поручению Священного Архиерейского Синода СПЦ. Надеюсь, что этим я сделаю вклад в расширение этой проблематики. И надеюсь, что мне удастся призвать усыпленных сербских интеллектуалов вступить в борьбу. Такие проблемы можно решить только действуя серьезно, критически и сообща.

Беседовал Бранимир Нешич

Перевод с сербского Федора Калайдова

специально для Православия.Ru

________________________________________

[1] "1984" – знаменитый роман-антиутопия английского писателя Дж. Оруэлла (1903-1950), в котором будущее представлено в виде жестко структурированного тоталитарного общества, пронизанного ненавистью и страхом.

[2] "Большой брат" – телевизионное реалити-шоу, основанное на "подглядывании" за обыденной жизнью его участников, которая оценивается и обсуждается телезрителями. Аналогичные русские телепроекты – скандально известные "За стеклом" и "Дом".

Интервью с членом редакции журнала Сербской Патриархии "Православие" Оливером Суботичем

Журнал Сербской Патриархии "Православие"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама