ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Перед Крестом и Евангелием

Круглый стол о практике исповеди

28 февраля 2008

риближающийся Великий пост – время, когда все православное богослужение окрашивается в покаянные тона. Таинство исповеди приобретает в этот период литургического года особое значение. Какие наиболее острые проблемы связаны с его совершением? На этот вопрос отвечают клирики и миряне Санкт-Петербургской епархии.

Иерей Евгений Горячев Иерей Евгений Горячев:

Условно прихожан можно поделить на категории, в рамках которых существуют свои специфические проблемы. Прежде всего, это детское покаяние: я считаю, что исповедь детей не должна быть частой. Пусть они часто причащаются, исповедуются раз в месяц, может быть, даже раз в полгода, но каждый раз это должно быть действительно потрясение для ребенка, он должен к этому идти, готовиться, чтобы не возникло привыкания к исповеди.

Есть проблема исповеди молодых людей: они и веру свою хотят сохранить, и одновременно их слишком сильно затягивает современный образ жизни. Поэтому чаще всего их исповедь связана с тем, что они "вязнут", уступают грехам, которые им предлагает общество, соответственно боятся говорить об этих грехах, поскольку священник будет призывать их изменить образ жизни, а они не готовы к этому.

Среди взрослых можно выделить две категории: с одной стороны, это интеллигенты, в чем-то изломанные, в чем-то подменяющие духовную жизнь интеллектуализмом. Иногда с ними легко, если священник сам интеллигент, иногда сложно, так как христиане должны жить аскетичной жизнью, а они очень часто все превращают в "говорильню". Но не меньше проблем и с "простецами" – бабушками, дедушками, которые на самом деле так же недоброжелательны, как и все наше общество, и пусты, поскольку тратят все свое время на сериалы. На исповеди они обычно говорят несколько фраз – "грешен словом, делом, помышлением", "грешен во всем". И "разговорить" этих людей очень сложно.

Самая же проблемная категория – это те, у кого уже парализованы какие-то физиологические центры: например, глухой, уже неадекватно воспринимающий реальность старик. У него полчаса выясняешь, как его звать – он просто не слышит, и еще полчаса слушаешь о том, что он вполне нормальный человек и каяться ему не в чем. Что-то доказать такому человеку очень сложно, если это не исповедь один на один в кабинете, а в храме, где в таком случае приходится буквально орать.

Исповедь ставит перед нами и сложную пастырскую проблему – если пытаться кого-то вести, то срабатывает принцип: можно дать другому только то, что имеешь сам. А очень часто прихожане каются в том, что мы, священники, сами не побороли и даже не знаем, как это сделать. Поэтому исповедь должна быть совместным процессом духовного роста.

Екатерина Самойленко Екатерина Самойленко:

Я постоянно сталкиваюсь с тем, что у разных священников разное отношение к форме исповеди. Подошла к одному батюшке, начала ему подробно исповедоваться, он меня прервал словами: "Девушка, вот икона Спасителя, Божией Матери, молитесь и просите о ваших духовных нуждах. Мне же, пожалуйста, изложите кратко – чем согрешили". В следующий раз подхожу к другому священнику, начинаю рассказывать покороче, а он говорит: "Нужно исповедоваться более полно. А то, что вы мне рассказываете, это своего рода "отмазка": вот, Господи, Тебе список моих грехов". Получается, что нужно знать, как исповедует тот или иной конкретный священник?

Еще одна проблема: иногда хочется посоветоваться по тому или иному вопросу, а священник говорит: "Молитесь, и все у вас будет хорошо", или отвечает: "Сейчас много исповедников, у меня нет времени". Получается, что футболят меня как теннисный мячик: вроде бы и хочется исповедоваться, а тебя не слушают.

Иерей Михаил Браверман Иерей Михаил Браверман:

К сожалению или к счастью, это единственное Таинство, в котором очень важны как личность человека, приносящего исповедь, так и личность священника. Отсюда вытекают все трудности покаяния. Со стороны мирян оно часто вырождается в "духовную беседу", не имеющую отношения ни к грехам, ни к изменению жизни. Со стороны священников существует самые разные требования, и именно их разнообразие часто приводит мирян в смущение. Более того, и священники часто говорят на исповеди совершенно несуразные вещи: например, одной прихожанке по имени Инна на исповеди батюшка посоветовал сменить имя, поскольку все ее проблемы – якобы результат того, что она носит "мужское" имя.

Я думаю, что именно в Таинстве покаяния проявляется отсутствие духовного опыта, подлинной духовной культуры как у мирян, так и у священников, которые должны учить мирян серьезно относиться к своей духовной жизни. Очень большие трудности возникают у людей, которые причащаются часто, но при этом желают сохранить "неформальный" подход к исповеди. Они либо вынуждены жить "полной" духовной жизнью, т.е. речь идет о борьбе с грехом на уровне помыслов, либо исповедь становится для них лишь благословением на последующее Причастие – но ведь мы же не можем сводить Таинство просто к благословению!

Иерей Александр Тиманков Иерей Александр Тиманков:

Мне кажется, основной проблемой Таинства покаяния является отсутствие четкого и ясного богословского учения об этом таинстве. Оно претерпело значительные изменения за два тысячелетия христианской истории, а его формы сильно отличались в разных странах. В связи с этим разнообразием возникает вопрос: Что же является сущностью этого Таинства? Что нужно сохранять и не изменять ни при каких условиях, а что является внешней формой, которая может изменяться в изменяющемся мире? Практически этот вопрос обычно решался священниками в соответствии с существующими местными традициями, но в наше время глобализации и унификации часто возникают смущения в связи с очень большими различиями в традициях, связанных с Таинством покаяния. Ситуация, когда прихожанин всю жизнь общается с одним священником, в современных условиях практически невозможна. Именно поэтому необходима серьезная богословская работа по изучению этого Таинства, результатом которой могут стать практические рекомендации для пастырей или учащихся Духовных школ.

Филипп Давыдов Филипп Давыдов:

Самой серьезной проблемой для меня является тот факт, что нет ясно выраженной позиции Церкви по поводу того, насколько регулярно прихожане должны приступать к исповеди, поэтому здесь царит очень большое разнообразие мнений.

Второе – насколько оправдано совершение Таинства покаяния во время Евхаристии. Есть приходы, где исповедь идет во время всей Божественной литургии, причем в двух метрах от амвона, и продолжается даже до отпуста, после которого священник еще раз выходит с Чашей, чтобы причастить оставшихся. Это ведет к тому, что верующие не имеют возможности принимать активного участия в Литургии, поскольку все их мысли направлены на исповедь, ведь невозможно своими мыслями одновременно быть в двух местах – на земле, осознавая свое грешное естество, и на Небе, принимая участие в Литургии.

Иерей Даниил Ранне Иерей Даниил Ранне:

Сегодня практика исповеди в Русской Православной Церкви свидетельствует о том, что существуют самые разные крайности восприятия этого Таинства нашими прихожанами. Для одних исповедь становится своего рода приемом у психоаналитика, для других – доверительной беседой со священником, а для третьих – просто возможностью выразить свои эмоции или горе в надежде на человеческое понимание.

Во всех этих случаях люди забывают о главном смысле Таинства покаяния: исповедь – это предстояние перед Богом в осознании своей греховности и желания изменения, причем всего этого необходимо достичь еще до прихода к священнику.

Предстояние перед аналоем с Евангелием и крестом – итог этого процесса, когда мы свидетельствуем о желании излечения, выражая нашу твердую решимость и надеясь на Божественное прощение и поддержку.

Варвара Куксевич Варвара Куксевич:

Однажды я наблюдала в храме такую картину: пришел на исповедь мальчик лет семи-восьми, батюшка его спрашивает, зачем он пришел в храм; он отвечает – исповедоваться и причаститься. Священник задает вопрос: "А в чем ты хочешь исповедаться?" Мальчик говорит: "Я не знаю, как исповедоваться, я на исповеди в первый раз". Батюшка довольно грубо сказал ему: "Не знаешь, так и уходи". И исповедь не состоялась. Я была поражена, почему батюшка не объяснил ребенку, что такое Таинство покаяния, какие бывают грехи (конечно, на уровне восприятия ребенка – родителей не слушаешься, грубишь и т.д.).

Не всегда, мне кажется, священник бывает вежливым и тактичным, не всегда ему удается найти подход к человеку и объяснить истинную глубину церковного Таинства.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама