Напомню рассказ мудрейшей Тэффи. Она решила покрасить стены, позвала маляра и попросила, чтобы он не подмешивал белил. Естественно, войдя в комнату, она увидела голубые, фисташковые или розовые стены. Объяснив снова, что ей нужен чистый тон (скажем, модный в Питере ультрамарин), она опять увидела что-то светленько-мутное. Так было до тех пор, пока она не села на ведро с белилами. Маляр, заверявший, что давно все понял, вскоре направился к ней. Она закричала: "Куда?" и он ответил: "Да за белилами!"
Так и у нас. Мы примем что угодно: не есть, не спать, класть по тысяче поклонов, отдать тело на сожжение, кроме одного. Приведу примеры. Вчера один церковный человек рассказывает: "NN теперь стала твердой, умеет осадить. Раньше ее мучили, мучили, но она это преодолела". Другой церковный человек спрашивает, добилась ли я чего-то там. Я отвечаю, что жду, зачем "добиваться" (речь, несомненно, идет о совершенно мирских способах). Мой собеседник просто не понимает: "То есть как?" Третий человек просит подсуетиться насчет нашего общего приятеля, что-то продвинуть и т. п. Я говорю нечто отдаленно напоминающее "Нет". Он: "А если постараться?" Я: "О! О! О!" Он удивлен и от удивления едет ко мне, где слышит притчу или анекдот о девушке и дипломате. (Если дипломат говорит "да", это значит "может быть"; если дипломат говорит "может быть", это значит "нет"; если дипломат говорит "нет", это не дипломат.) Подменяю слово "дипломат" словом "христианин". Отвожу пояснениям не меньше часа. Потом он спрашивает: "Вы что, всерьез? Тогда же ничего и нигде не выйдет".
Хорошо; а что значат слова "терпение", "кротость", "милость" и, наконец, просьба "предоставить место Богу"? О чем многочисленные притчи? Что повторяется по нескольку раз на каждой странице Евангелий? Собственно, и мы это повторяем, но в виде слоганов или цитат, имеющих не большее отношение к поступкам, чем цитаты идеологические. Закончу еще одной притчей.
В середине 70-х крестили маленького мальчика. На обратном пути мы, крестные, заговорили о книжке моего папы. Мой новый кум удивлялся, зачем бедный Л. З. насовал туда восторги по поводу 30-х годов. Я собиралась ответить: "От страха", но не успела, он сказал: "А вообще-то, мы тоже повторяем слова о щеке или там плаще, но ведь никто так жить не собирается". Заметьте, он не страдал, не обличал, а тихо констатировал.
И последнее: почему-то, направляясь к белилам, полагают, что "так" просто погибнешь. Но ведь в Евангелии совсем наоборот. Пока крутишься сам, мало что получится; когда предоставишь место Богу, все будет как надо.
Источник: Вода живая (2,2008)