Круглый стол на тему: "Роль традиционных ценностей и человеческого достоинства в политической жизни России и Европейского Союза" состоялся 27 февраля в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП).
Глава Отдела, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), ряд российских политиков и общественных деятелей беседовали о традиционных ценностях в Европе и России с президентом Европейской народной партии (ЕНП) Вильфредом Мартенсом, который приехал в Россию по приглашению Патриарха Алексия II.
Круглый стол начался с выступления митрополита Кирилла, который представил развернутое понимание прав и достоинства человека с точки зрения христианской антропологии. "Нельзя отрывать человеческое достоинство от этики, иначе создается опасность подрыва аксиологической системы европейской цивилизации", подчеркнул он. Саму постановку достоинства человека "во главу угла европейской политики" выступавший считает "одним из достижений европейской цивилизации", однако отмечает, что "забота о человеческом достоинстве с помощью механизма прав человека не приводит к решению проблем". Перед моральной безответственностью государство со всеми своими законами бессильно, что особенно очевидно в сфере семьи, брака, сексуальных отношений: "Отказ от традиционной семьи, пропаганда "свободной любви", взгляд сквозь пальцы на секс-индустрию – все это приводит к убыли населения Европы и к моральным сдвигам". К этим последствиям приводит также отсутствие "образцов праведной жизни" в публичной сфере; напротив, там господствует эксплуатация человеческих страстей, что "угрожает достоинству человека, разрушает его свободу". "Переосмысление европейцами своего духовного наследия поможет избежать этих опасностей", сказал митрополит Кирилл и добавил: "Пока человечество будет отличать добро от зла, грех от добродетели..., будет существовать человеческая цивилизация".
Лидер ЕНП Вильфред Мартенс посвятил свое выступление рассказу об истории партии и о ее программе, в основе которой лежат принципы свободы, ответственности, справедливости и солидарности. Выступавший подчеркнул, что его единомышленники уверены: все эти принципы должны основываться именно на христианской этической платформе. Было очевидно (и митрополит Кирилл это отметил), что у ЕНП и Русской Православной Церкви (РПЦ) практически нет никаких расхождений в понимании прав и достоинства человека в Европе.
Далее слово взял депутат Госдумы, председатель Комитета по международным делам Константин Косачев, которому не раз в европейских организациях приходилось сталкиваться с мнением, что у России и Европы все меньше общих ценностей и поэтому Россия в принципе не может быть интегрирована в объединенную Европу. К.Косачев подчеркнул, что, подписав Конвенцию о правах человека, Россия приняла эту "Библию современной Европы" и полностью разделяет ее основные принципы: демократия, верховенство закона и права человека. По его словам, это вполне "органичная триада для России". Однако даже внутри европейского сообщества, отметил он, нет единого взгляда на многие "основополагающие ценности этики", что проявляется в дискуссиях об эвтаназии, абортах, однополых браках, легализации проституции и "легких" наркотиков и т.д. Один из таких ярких примеров – отношение к смертной казни. Политик отметил, что в этом вопросе Россия исторически "во многом обогнала Европу" (он привел цитату из Послания Владимира Мономаха XII в.). Говоря о твердой позиции Алексия II относительно отмены смертной казни, выступавший подчеркнул, что ныне "голос РПЦ в пользу законодательного запрета смертной казни ...будет звучать еще громче, и для нас, российских политиков, работающих на европейской арене, будет серьезным подспорьем". Кроме того, Россия могла бы "многому научить" европейцев и в других вопросах: например, показать образец "уникальной гармонии различных народов, культур и вероисповеданий", которую Европа пока "не в состоянии обеспечить".
Комментируя выступление депутата, митрополит Кирилл противопоставил две модели развития: "догоняющую" или "методологию туземцев", которые обречены в своем развитии тянуться за западной демократией как "абсолютной ценностью" – и модель собственного исторического пути. "Мы должны сказать: "Братья, у вас собственный путь развития – европейским странам и США, а у нас, православных – свой путь исторического развития, а у мусульман – свой и т.д." Глава ОВЦС МП считает оптимальным приведение российской и западных моделей общественного устройства "в гармоничное взаимодействие", учитывая особенности каждой.
Эта идея получила продолжение в словах председателя правления Фонда "Русский мир" Вячеслава Никонова. По его словам, Россия ничуть не менее является Европой, чем все остальные европейские страны, но, в отличие от них, она и не стремится в Евросоюз: "Нам туда, по большому счету, и не надо". "Мы европейцы, но считаем себя самостоятельной цивилизацией, и не собираемся никого догонять", так, по словам политолога, идентифицирует себя российская элита. Разделяя общие для всей Европы ценности, основанные на Декалоге и Евангелии, Россия пока еще не может похвастаться их реализацией только потому, что идет по пути демократии всего 15 лет. Тем не менее, "считать себя в чем-то ущербными мы не должны". "Развитие демократии требует времени и добрых советов со стороны", сказал В.Никонов, однако Россия не примет в качестве советов те "ценности", которые "навязывает" сейчас Европа: это все те же однополые браки и гей-парады, легализация наркотиков и толерантность к фашистским деятелям в Прибалтике. "Мы другие – и это главная психологическая ловушка для Запада", считает В.Никонов.
Выступление политолога и публициста Александра Ципко казалось противоречивым: с одной стороны, он утверждал, что в России есть "защита христианских ценностей от экспансии прав человека, от тех деформаций, которые характерны для Запада". С другой стороны, он констатировал, что Россия – "единственная из посткоммунистических стран Восточной Европы, не имеющая консенсуса по базовым ценностям". Несмотря на то, что в позднее ельцинское и в путинское время уже были сформулированы принципы, благодаря которым удалось избежать гражданской войны, это "традиционное государственничество, патриотизм и государственный суверенитет", раскол не только остался, но даже увеличился в последнее время "внутри патриотического движения", сетовал А.Ципко.
В обсуждении темы круглого стола приняли участие: епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), заместитель председателя ОВЦС, протоиерей Всеволод Чаплин, председатель общества "Радонеж" Евгений Никифоров, лидер Союза православных граждан Валентин Лебедев, главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда, телеведущий Дмитрий Киселев и другие.
По окончании дискуссии состоялась презентация специального выпуска альманаха "Европейский взгляд" ("European View"), который издается Центром европейских исследований (Centre for European Studies) под руководством президента Европейской народной партии Вильфреда Мартенса. Выпуск №6 (декабрь 2007 года) посвящен вопросам религии и политики; в нем опубликована статья Патриарха Алексия II "Церковь, общество, политика: взгляд из Москвы" .
Источник: Благовест-инфо