ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Коммюнике двусторонних богословских собеседований между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии (22-28 февраля 2008 года, г. Лютерштадт-Виттенберг)

29 февраля 2008

По приглашению Евангелической Церкви в Германии (ЕЦГ) с 22 по 28 февраля 2008 г. в городе Лютерштадт-Виттенберг проходили 24-е двусторонние богословские собеседования между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью (традиционное название по месту начала диалога – "Бад-Урах-V").

Главная тема собеседований – "Свобода и ответственность с христианской точки зрения".

В собеседовании принимали участие

со стороны Евангелической Церкви в Германии:

* епископ Мартин Шиндехютте, вице-президент Церковного управления Евангелической Церкви в Германии, руководитель главного отдела по экуменизму и служению за рубежом Евангелической Церкви в Германии – глава делегации (Ганновер);

* вице-епископ Евангелической Церкви в Рейнланде Петра Боссе-Хубер (Дюссельдорф);

* пастор проф. д-р Кристоф Гестрих (Берлин);

* оберкирхенрат пастор Михаэль Хюбнер, Церковное управление Евангелической Церкви в Германии (Ганновер);

* викарный епископ пробст Зигфрид Т. Каспарик (Лютерштадт-Виттенберг);

* пастор д-р Ариане Б. Шнайдер (Ганновер);

* пастор пробст проф. д-р Мартин Тамке (Геттинген);

* пастор проф. почетный доктор Рейнгард Тьоле (консультант), (Бенсгайм);

* оберкирхенрат пастор д-р Йоганн Шнайдер, Церковное управление Евангелической Церкви в Германии (Ганновер).

со стороны Русской Православной Церкви:

* архиепископ Самарский и Сызранский Сергий – глава делегации;

* священник Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;

* священник Георгий Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;

* священник Владимир Шмалий, проректор Московской Духовной академии, секретарь Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата;

* священник Валентин Васечко, заведующий кафедрой сравнительного богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

* игумен Кирилл (Говорун), сотрудник Киевской митрополии Украинской Православной Церкви, преподаватель Киевской Духовной академии;

* священник Владимир Хулап, Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви;

* Владимир Бурега, преподаватель Московской Духовной академии;

* Елена Сперанская, преподаватель Московской Духовной академии, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;

* Вахтанг Кипшидзе, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

* Иеромонах Амфиан (Вечелковский), помощник архиепископа Самарского и Сызранского Сергия;

* д-р протодиакон Георгий Кобро (переводчик);

* Надя Симон, Пульгайм (переводчица);

* Хельга Майер (секретариат).

В качестве гостей присутствовали:

* пастор Андреас Гамбург, Евангелическая Лютеранская Церковь на Украине;

* Катарина Юликэнньо, Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии, Лютерштадт-Виттенберг.

I

Во время заседаний поочередно председательствовали архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и епископ Мартин Шиндехютте.

В начале заседания епископ Шиндехютте подчеркнул важность собеседований как особой модели межхристианских отношений и как хорошего примера общения между двумя народами. В этой связи он указал на награждение богословского диалога между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью премией Европейского культурного фонда. Премия была вручена в 2006 году в Дрездене председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу и председателю Совета Евангелической Церкви в Германии епископу Вольфгангу Хуберу. В своем выступлении на первом заседании собеседований архиепископ Сергий напомнил об опасностях, связанных с современными глобализационными процессами, и угрозе утраты духовных ценностей как в России, так и во всей Европе. В связи с этим главы обеих делегаций подчеркнули важность темы настоящих собеседований.

Собеседования сопровождались ежедневными утренними и вечерними молитвами, проводившимися поочередно православной и евангелической стороной.

В воскресенье 24 февраля за евангелическим богослужением в городской церкви города Виттенберга, где в свое время проповедовал Мартин Лютер, присутствовала делегация Московского Патриархата. По окончании богослужения архиепископ Сергий обратился с приветственным словом к евангелической общине.

Во второй половине дня состоялись экскурсии в музеи Меланхтона и Лютера, в ходе которых делегации ознакомились с историей Реформации.

Вечером того же дня по приглашению евангелической церковной провинции Саксонии и Евангелической Церкви в Германии обе делегации и представители общественных и церковных кругов Виттенберга присутствовали на приеме в трапезной дома-музея Лютера.

Обербургомистр Экхард Науманн, директор фонда мемориала Мартина Лютера д-р Штефан Райн, а также оба главы делегаций подчеркнули в своих приветственных обращениях важность собеседований, а также значение Виттенберга как места международных и межхристианских встреч.

В среду 27 февраля архиепископ Самарский и Сызранский Сергий в сослужении членов делегации Московского Патриархата в священном сане совершил Божественную литургию в русской церкви в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Лейпциге. На литургии присутствовала немецкая делегация. По окончании богослужения епископ Мартин Шиндехютте обратился к собравшимся за богослужением с приветственным словом.

После этого делегации осмотрели лейпцигский евангелический храм святого Петра, где пастор Йоханнес Тоазперн в своем обращении подчеркнул роль христианских общин в общественных преобразованиях в Восточной Германии 1989 года.

Затем последовала экскурсия по Лейпцигу, в ходе которой делегации посетили евангелический храм святого Фомы.

II

В ходе собеседований было представлено четыре доклада: два со стороны Евангелической Церкви в Германии и два – со стороны Русской Православной Церкви:

* "Свобода и ответственность в Церкви и обществе: библейско-богословские основания и герменевтическая рефлексия" (проф. д-р Христоф Гестрих);

* "Православный подход к правам человека" (священник Георгий Рябых);

* "Два значения свободы в восточной святоотеческой традиции" (игумен Кирилл (Говорун));

* "Свобода и ответственность – права человека как христианское обязательство" (епископ Мартин Шиндехютте).

Профессор Кристоф Гестрих в своем докладе указал, что со времен грехопадения Адама и Евы свобода носит двойственный характер. Это следует из Священного Писания и святоотеческих произведений. Философы Нового времени рассматривали свободу в смысле индивидуального права человека на самоопределение (автономию) и среди прочих прав человека ставили ее на первое место. Однако с тех пор между богословами и философами остается невыясненным, как правильно понимать и пользоваться свободой с этической точки зрения.

Секуляризация Нового времени вызвала сложную ситуацию, распространившуюся на весь мир, поскольку она привела к смешению церковных и антицерковных, христианских и нехристианских идей. Негативная "свобода от" и позитивная "свобода для", свобода как независимость и свобода как любовь, свобода как свобода выбора и свобода от верующего мира, свобода как самоопределение человека и свобода жертвовать собой не всегда различимы. Внести герменевтическую ясность в этот клубок проблем – вот в чем состоит богословская задача этого доклада. Тем более, что Церковь может привести в действие свое понимание свободы только в союзе с некоторыми показательными или, по крайней мере, приемлемыми светскими моделями свободы.

В докладе священника Георгия Рябых говорилось о том, что права человека должны рассматриваться с точки зрения сотериологии. Одна из главных проблем состоит в отсутствии сопряжения прав человека с нравственными нормами. Был поднят вопрос о влиянии протестантской традиции на современное понимание и применение прав человека. Еще одна проблема заключается в придании институту прав человека исключительно юридического характера, из-за которого возникает его отстраненность от внутреннего развития личности. Основным выводом является мысль, что институт прав человека не должен препятствовать осуществлению публичной роли религии.

В докладе игумена Кирилла (Говоруна) была рассмотрена концепция свободы в восточной святоотеческой традиции. В этой традиции свобода имеет два сходных, но в то же время отличающихся значения. Autexousion – это та свобода, которая дается каждому независимо от того, достоин ли он ее или нет, в то время как eleutheria – это свобода, которая достигается путем синергии человека и Бога. Первая присуща человеческой природе, а вторая есть дар Божий. Свобода в обоих смыслах означает власть разума над природой. В первом случае это власть потенциальная, а во втором – действительная. Ни в одном из этих значений понятие свободы не сводится к идее множественности выбора. Восточная концепция свободы относится не столько к внешним обстоятельствам или возможностям человека, сколько к свободе от страстей и зла.

В докладе, представленном епископом Мартином Шиндехютте, речь шла о том, что права человека, которые носят универсальный характер, могут быть обоснованы с помощью различных религиозных и мировоззренческих подходов. Однако для христиан уважение к правам человека является обязательным не по второстепенным политическим причинам, а поскольку они могут находить обоснование в христианской вере.

Исходя из богословского взгляда на сотворение мира, права человека основываются на подобии человека Богу. С христологической точки зрения это богоподобие определяется жизнью Иисуса Христа как истинного Человека и истинного Бога. В Нем находит выражение любовь, которая берет на себя страдания ради освобождения человека. Дух Святой Своим действием побуждает христиан и христианские церкви выступать за права человека.

Христианское обоснование прав человека важно не только для самой Церкви, но и для общества и государства, в котором живут христиане. Общество может существовать лишь на основе внутренних убеждений своих граждан в той мере, насколько они служат социальной справедливости и тем самым – миру. Государство живет за счет предпосылок, не созданных им самим.

Права человека в то же время предполагают свободу. Однако свобода неразрывно связана с ответственностью, также, как индивидуальность и социальность взаимообуславливают друг друга. Эта свобода брать на себя ответственность должна найти свое выражение в различных сферах – образовании, искусстве, культуре, социальном служении и миротворчестве.

III

Последовавшая дискуссия проходила в обстановке открытости на высоком богословском уровне. В ходе обсуждения участники собеседования поделились своим опытом прочтения и богословского осмысления послания апостола Павла к Галатам (Гал. 5. 1 – 15).

Стороны пришли к единодушному выводу, что такие понятия, как свобода, ответственность, достоинство и права человека, должны рассматриваться на основании библейской и церковной традиции. Эти понятия не должны приниматься некритически, без их христианского осмысления.

Говоря о понятии свободы, участники констатировали, что она представляет собой основополагающую антропологическую категорию. Свобода является отличительной чертой, выделяющей человека среди прочего творения Божия. Свобода коренится в образе Божием и в искупительном подвиге Христа.

Понятие свободы имеет множество смыслов. Это и присущая человеческому естеству способность выбирать, в том числе между добром и злом, и недетерминируемость человеческих поступков, это также свобода от зла и свобода для любви, это несвязанность узами греха и страстей – та свобода во Христе, о которой говорит апостол Павел (Гал. 5. 1).

Свобода неразрывно связана с другими нравственными и онтологическими категориями человеческого бытия. В частности, в православной и евангелической традициях свобода не мыслится в отрыве от ответственности. Человек может и должен пользоваться своей свободой, всегда отдавая себе отчет, что она может принести как благо, так и зло ему самому и окружающим его людям.

Категория свободы также связана с категорией воли. Посредством воли человек реализует свою свободу совершать выбор. Между тем воля человека поражена грехом и нуждается в спасении через Христа. Поэтому полноценной реализации человеком присущей ему свободы невозможно достичь, оставаясь под властью закона греха, не получив освобождения в Господе Иисусе Христе.

Свобода не является самоцелью существования человека, но инструментом его духовно-нравственного совершенствования. Свободу можно использовать во благо человека, а можно ею злоупотреблять. Без свободы как предпосылки благого выбора невозможно спасение человека от греха.

Обе стороны диалога согласились, что доминирующее в современном мире секулярное понимание свободы как максимальной множественности выбора, а также максимально возможного отсутствия внешних ограничений на реализацию индивидом его желаний является недостаточным, а иногда напрямую противоречит христианскому пониманию свободы.

Свобода в христианском смысле утверждает достоинство человека. Достоинство человека не только закрепляет его высокую ценность как творения Божия, но и призывает его к истинно свободной и добродетельной жизни.

Провозглашение достоинства человека универсальным свойством личности встречает понимание и поддержку в православной и лютеранской традициях. Соблюдение и защита человеческого достоинства должны быть одной из существенных задач общественного развития.

Свобода и достоинство человека находят отражение в том числе в институте прав человека. Однако эти сложные и многогранные понятия не сводятся лишь к набору правовых возможностей. Права человека не могут быть монопольной формой знания о свободе и достоинстве человека. В частности, особые представления о свободе и достоинстве человека существуют в мировых религиях и в основанных на них правилах поведения человека и человеческих объединений. Они должны признаваться и учитываться в жизни общества и государства, придавая специфику реализации прав человека.

В европейской истории права человека всегда были связаны с христианской моралью. Ограниченность свободы человека нравственными установлениями до последнего времени находила отражение во многих документах по правам человека. Однако мораль далеко не всегда может быть облечена в форму права. Поэтому государство призвано сотрудничать с религиозными общинами в деле утверждения в обществе стандартов морального поведения. Важнейшими сферами этого сотрудничества являются образование, воспитание и средства массовой информации.

Православные и лютеране согласились, что отказ общества от нравственных ориентиров при реализации прав человека угрожает достоинству личности, приводит к порабощению людей страстям и греху. Это делает необходимым сотрудничество и диалог религиозных общин с государством и гражданским обществом в целях продвижения такого понимания и применения прав человека, которое не противоречило бы христианской совести.

Партнеры по диалогу подчеркнули, что Церкви обязаны участвовать в общественной дискуссии, внося свой вклад в понимание обществом таких категорий, как свобода, достоинство и права человека. Вместе с тем перед ними стоит задача в духе христианской веры и любви противодействовать злоупотреблению такими понятиями, как свобода и права человека. Перед Церквами стоит задача напоминать государству о необходимости защиты достоинства человека в своей деятельности.

IV

В среду в конференц-зале гостиницы "Лютер" главы делегаций торжественно подписали коммюнике.

В 2009 году исполняется 50 лет диалогу. В этот период, несмотря на различные исторические, политические и общественные контексты, а также порой возникавшие сложности межхристианского диалога, между Церквами сформировались доверительные отношения. Этот диалог является важным выражением стремления к исполнению заповеди Спасителя: "Да будут все едино" (Ин. 17. 21). Стороны пришли к единодушному мнению, что привлечение в тематику диалога широкого библейского, святоотеческого, литургического и этического контекста является необходимой предпосылкой для его успешного продолжения.

За Русскую Православную Церковь

архиепископ Самарский и Сызранский Сергий

За Евангелическую Церковь в Германии

епископ Мартин Шиндехютте

По материалам источников: Патриархия. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама