Гражданский суд вынес недавно решение в тяжёлом, раздирающем церковное тело, процессе в связи с собором в городе Биарритце. Некоторым вынесенное решение в радость, другим – в огорчение. По сути же никто не может считать себя выигравшим, потому что в итоге Церковь остаётся главной проигравшей стороной.
Гражданский суд не полномочен рассматривать внутрицерковные противоречия. Государственные органы могут разрешать такие противоречия лишь с формальной точки зрения, но они не в состоянии вникнуть в саму суть церковного уклада. Если бы государство могло бы это сделать, то оно тут же объявило бы себя некомпетентным.
Эта судебная перипетия ничего не может привести к урегулированию положения. Община в Биарритце продолжает пребывать в раздоре, продолжают существовать и два прихода русской традиции на расстоянии всего лишь нескольких километров друг от друга.
Подобные конфликты, а они налицо и в других местах, решатся сами по себе лишь после того как мы преодолеем состояние разделения, в котором мы пребываем: несколько разных церквей стремятся окормить одних и тех же верующих, предъявляют претензии на одни и те же здания. Это не нормальная ситуация в церковных структурах русской церкви сложилась в Европе в результате большевистской революции.
Все православные, проживающие в Западной Европе, остаются верными своей матери Церкви, покуда Православие не найдёт ответа на трудные, деликатные проблемы связанные с существованием диаспоры. Иммигранты греки и их потомки верны Константинопольской греческой церкви (она никогда не станет турецкой), иммигранты сербы и их потомки остаются в лоне сербской церкви. В среде русской эмиграции появилось сильное движение за объединение "юрисдикций". 17 мая 2007 года РПЦЗ и РПЦ подписали Акт о каноническом воссоединении.
Архиепископия русских церквей в Западной Европе держится в стороне от этого движения, так и не разъяснив, почему она остаётся на этом пути. Объединиться с русской Церковью не есть проявление национализма, а доказательство верности. Это не отказ от собственной личности, а сохранение личности в лоне церкви (РПЦЗ сохранила свою специфику и осталась автономной); это не отказ от желания сблизить всех православных проживающих в Западной Европе, а лишь создание условий необходимых, для того чтобы добиться такого сближения. Нельзя допустить того, чтобы новое местничество, новый национализм (французский, британский, нидерландский...) мешал бы сохранять прочное укоренение в лоне матери Церкви, так как это укоренение необходимо для передачи православной веры и её расцвета там, где мы живём. Вспомним о том, что в течение более трёх веков, русская Церковь была привязана к Византийской церкви, до того как стать автокефальной.
ОЛТР будет продолжать способствовать разрешению тех конфликтов подобных тому, который произошёл в Биарритце, понимая, что решения гражданских судов не в помощь, и что нам необходимо преодолеть самих себя.
Серафим Ребиндер, Председатель ОЛТР
По материалам источников: "Русская мысль" N8 (4687)