Конфликт вокруг епархий
"Бессарабской митрополии" продолжается
Не первый месяц тянется болезненное выяснение отношений между Русской православной и Румынской православной церквами. Яблоко раздора воссоздание на территории Молдавии и Украины трех епархий так называемой "Бессарабской митрополии". Русская православная церковь не признает каноничность и легитимность этого образования, в то время как для Румынской церкви оно стало "законным актом восстановления справедливости и защиты румынской идентичности"
Если взглянуть на то, что происходит по соседству с Румынией, на Украине, обратить внимание на поездки президента Виктора Ющенко к патриарху Константинопольскому Варфоломею, на движение за создание автокефальной церкви "галицийской ментальности", то становится понятно, что в данном регионе действуют общие тенденции. Всякий новый виток стремлений к "церковной независимости", а оно претерпевало несколько исторических этапов, совпадает с ростом националистических настроений, либо всплески националистических настроений провоцируют людей на защиту всяческих идентичностей, в том числе в религиозной сфере, где согласие бывает наиболее важным, а несогласие наиболее взрывоопасным.
ПРОДВИЖЕНИЕ
Все это пресловутое наследие развала Советского Союза. Оно сказывается даже на тех сферах жизни, которые, казалось бы, должны были почувствовать себя совершенно свободными и независимыми прежде всего от всяких политических интриг, а стали всего лишь отражением общественных настроений. Даже лексика свидетельствует об этом.
В официальном обращении Румынской церкви сказано: "В отношениях между Православными Церквами-сестрами не должно быть места ни экспансионистской агрессивности, ни умилительному сервилизму, свойственным тоталитарным режимам, ибо не может быть ни прочного мира без справедливости, ни братской любви без взаимного уважения". Призраки тоталитарных режимов бродят по Восточной Европе, а целями добрососедских отношений провозглашаются "защита и продвижение православия". Одним словом, промоушн.
И действительно, ничто не производит столь охлаждающего впечатления на все более секуляризирующийся мир, склонный воспринимать церковь как хоть и далекий, но образец жизни, и требовать от ее членов чуть ли не святости, как известие о раздорах в самой церковной среде на столь высоком уровне уровне межцерковных отношений.
Вдобавок, по отзывам экспертов, наметилась еще одна тенденция: возникло подозрение, что сыр-бор вокруг "Бессарабской митрополии" и ее епархий всего лишь способ для Молдавской церкви добиться автокефалии. Молдавские политологи усматривают в автокефалии Молдавской церкви путь к преодолению раскола. Так, политолог Олесь Стан заявил: "Эту борьбу, я считаю, надо немедленно прекратить. В противном случае церковный раскол может стать последним ударом по единству молдавской нации и прекратить ее и без того шаткое существование. А для этого Молдавская Православная Церковь, по сути, уже автономная, должна стать истинно национальной молдавской церковью, получить самостоятельность и полное самоуправление, то есть добиться статуса автокефальной церкви, как в свое время, в конце 19-го века, этого добилась румынская церковь".
ОТВЕТ НА ОТВЕТ
Как объясняют в РумПЦ, решение о возрождении епархий стало своего рода ответом на решение Молдавской митрополии РПЦ о создании четырех новых епархий в противодействие "Бессарабской митрополии". Ведутся споры о том, какие из этих шагов имели под собой исторические и канонические обоснования, а какие нет. Тем не менее, на заседании Румынского Синода в октябре 2007 года были приняты изменения в организационной структуре РумПЦ, которые в январе нынешнего года оказались подтверждены уставом. "Бессарабская митрополия", или, как она еще называется, "экзархат земель", насчитывает ныне четыре епархии: Бельцкую, Южно-Бессарабскую, Дубоссарскую и всего Заднестровья, и Кишиневский архиепископат.
К сожалению, это не просто внутренние вопросы межцерковных отношений. Президент Молдавии Владимир Воронин высказал пожелание, чтобы Европейский суд по правам человека не слишком торопился с подтверждением легитимности "Бессарабской митрополии", потому что подобное решение чревато риском, что Молдавия станет новым Косово.
Ранее Владимир Воронин заявлял, что решение Страсбургского суда, подтвердившего госрегистрацию "Бессарабской митрополии" в 2002 году, может быть оспорено, если РумПЦ не отменит решение о новых епархиях. Правительство Молдавии, однако, вынуждено было признать решение Европейского суда по правам человека, определяющее "Бессарабскую митрополию" как наследницу митрополии, действовавшей с 1918 по 1944 год, с перерывом в сороковых годах, когда Молдавия входила в состав Румынии. Русская православная церковь действует на территории Молдавии с 1813 года, поэтому ее заявления о "канонической территории" имеют под собой основания.
СТРАНИЦА НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
Однако вряд ли Европейский суд по правам человека пересмотрит собственное решение шестилетней давности, объявит "Бессарабскую митрополию" нелегитимной и "вернет все, как было". А для многих решение светских инстанций в отношении религиозных вопросов никогда и не являлось авторитетным в той мере, в какой может быть авторитетно решение церковного патриархата.
В свою очередь, "Бессарабская митрополия" высказала намерение подать иск в Европейский суд по правам человека на власти Молдавии за выдворение из страны священников и монахини с румынским гражданством, которые нарушили сроки пребывания в стране.
Патриарх Сербский Павел поддержал позицию Русской православной церкви и выступил против создания епархий Румынского Патриархата. Он заявил, что в основе создания "Бессарабской митрополии" "пренебрежение каноническим преданием".
А управляющий делами Украинской православной церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан заявил: "Следуя логике Румынской Церкви, Украинская Православная Церковь, например, имеет полное право открыть свои епархии на территории Румынии, где тоже есть украинские общины, которые неоднократно желали перейти под нашу юрисдикцию". Архиепископ считает, что действия Румынского Патриархата квалифицируются как вмешательство в дела Молдавской церкви.
Неизвестно, к чему приведет этот затянувшийся конфликт. Но вполне очевидно, что он имеет под собой не столько религиозную, сколько политическую подоплеку. А когда в политических целях используются религиозные настроения, ситуация становится нестабильной и в любой момент может выйти из-под контроля. Примеров тому не счесть, в том числе, к сожалению, в новейшей истории.
Все это пресловутое наследие развала Советского Союза. Оно сказывается даже на тех сферах жизни, которые, казалось бы, должны были почувствовать себя совершенно свободными и независимыми прежде всего от всяких политических интриг
ДОСЛОВНО
Из резолюции XV собрания Тираспольско-Дубоссарской епархии Молдавской митрополии Московского патриархата, подписанной епископом Тираспольским и Дубоссарским Юстинианом:
"Попытки возродить Дубоссарскую епархию под юрисдикцией Румынской Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви это не только нарушение церковных канонов, но и политический шаг, имеющий далеко идущие последствия. Власти Румынии, которые финансируют из госбюджета и священнослужителей, и приходы Православной Церкви, хорошо понимают, что государство крепко до тех пор, пока крепок дух народа. Не имея возможности законным путем присоединить к себе территорию Молдовы и Приднестровья, они будут всемерно способствовать духовной экспансии на приднестровской земле. Постепенно подтачивая гражданский мир, сея межнациональную рознь, разобщая православных верующих по языку и крови, власти Румынии легко сумеют добиться той цели, которой не смогли ранее достичь с помощью военной силы".
Источник: Русский курьер