Правда, для этого депутатам пришлось закрыть глаза на некоторые юридические противоречия и нестыковки
Госдума приняла в третьем чтении закон, наделяющий религиозные вузы новыми правами. Теперь они смогут реализовать образовательные программы на основе госстандартов и выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца. Кроме того, студенты религиозных вузов получат отсрочку от армии.
Диплом без герба
Закон, принятый Думой, называется "О лицензировании и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)". Его авторы депутаты Думы четвертого созыва Н. Булаев и С. Попов, в разработке активно участвовала Русская Православная церковь (РПЦ) и представители других традиционных конфессий страны. Во время рассмотрения в Думе закон вызвал множество дискуссий, в первую очередь прикладного характера.
Главная проблема, с которой столкнулись авторы законопроекта в ходе его подготовки, состояла в том, что аккредитация религиозных вузов не может проходить по общим правилам, установленным для светских храмов науки.
Так, одним из условий получения вузом государственной аккредитации является аттестация профессорско-преподавательского состава.
Например, для того чтобы вуз получил госаккредитацию в статусе академии, необходимо, чтобы не менее 60 % преподавателей имели ученую степень или ученое звание, при этом не менее 10 % преподавателей должны быть докторами наук и (или) профессорами.
Для государственной аккредитации вуза (например, епархиальной семинарии) в статусе института не менее 55 % преподавателей должны иметь ученую степень или ученое звание, при этом не менее 8, 5 % преподавателей должны быть докторами наук или профессорами.
Следует подчеркнуть, что ученые степени и звания преподавателей должны подтверждаться документами государственного образца. Однако подавляющее большинство преподавателей духовных образовательных учреждений имеют ученые степени и звания, подтвержденные внутрицерковными документами.
Таким образом, государственная аккредитация духовных образовательных учреждений в общем для вузов порядке потребовала бы замены преподавателей, окончивших духовные академии и семинарии, дипломированными, но зачастую невоцерковленными преподавателями светских вузов. В этом случае, как сказано в заключении Московской патриархии, "традиции духовного образования несомненно были бы утрачены".
В ходе обсуждений был выработан и принят за основу компромиссный вариант, учитывающий интересы представителей и конфессий, и государства.
Так, в законе предлагается проводить аккредитацию не всех образовательных программ, а только светских, для которых установлены федеральные государственные стандарты (например, в православных духовных академиях и мусульманских университетах изучаются иностранные языки, культурология, социология, другие гуманитарные дисциплины). При этом в отличие от обычных вузов статус религиозных образовательных учреждений, их тип, вид и категория (университет, институт, академия) устанавливаться не будут.
Таким образом, при государственной аккредитации духовных школ от них не потребуется соблюдения утвержденных Рособрнадзором показателей государственной аккредитации, используемых для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет).
Упрощение лицензирования
Еще одно положение нового закона можно назвать революционным.
Согласно прежней редакции Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" лицензии высшим учебным заведениям, независимо от их организационно-правовых форм, могли быть выданы только при наличии у них необходимой учебно-материальной базы на правах собственности, оперативного управления или аренды^
В результате многие духовные образовательные учреждения, имеющие здания в безвозмездном пользовании, получили отказ в выдаче или продлении лицензий на право ведения образовательной деятельности (по данным Рособрнадзора, лицензию имеют лишь 39 религиозных вузов, хотя в масштабах страны их насчитывается не менее полутора сотен).
Новый закон расширяет возможности выдачи лицензий вузам: теперь их могут получить и высшие учебные заведения, имеющие учебно-материальную базу (здания и другое имущество) в безвозмездном пользовании.
Данная поправка актуальна для всех вузов, в том числе и негосударственных, и особенно для учреждений культуры, подчеркнул председатель Комитета Думы по образованию Григорий Балыхин.
Кроме того, он констатировал, что "в целом закон будет способствовать унификации светских образовательных программ в духовных и светских образовательных учреждениях".
Впрочем, как выясняется, не это главное.
Право на отсрочку
Самый главный социальный эффект закона, о котором скромно умолчал глава профильного комитета, состоит в том, что учащиеся аккредитованных религиозных образовательных учреждений получат отсрочку от военной службы. Раньше на них это право не распространялось, и многих будущих священнослужителей забирали в армию.
Эта проблема особенно остро стоит для духовных семинарий, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в Поволжье, пояснила юридический консультант управления делами Московской Патриархии Ксения Чернега. Например, в результате призыва студентов на срочную военную службу в Казанской духовной семинарии Русской Православной церкви из 75 учащихся осталось только 12. Аналогичные последствия неизбежны и для прочих духовных образовательных учреждений, расположенных в отдаленных от центра регионах.
Правда, не все столь однозначно оценивают эту ситуацию.
Вправе ли служитель культа призывать свою паству к защите Отечества, если он не проходил службу в армии? сомневается раввин Зиновий Коган.
С этой точки зрения каждая привилегия для церкви опасна, поскольку наш долг быть рядом с самыми униженными и бедными, разделять трудности своих прихожан, а не пользоваться особыми благами. В то же время право выпускников духовных аккредитованных вузов получать государственные дипломы, пусть и без Герба Российской Федерации, ни у кого сомнений не вызывает.
Перспективы реализации закона
Получение диплома государственного образца будет способствовать трудоустройству священника, который, например, сможет преподавать какие-либо специальные дисциплины в светских вузах на совершенно законной основе, считает иеромонах Савва (Тугунов), заведующий пресс-службой Московской духовной академии.
Некоторые не без основания надеются, что государственный диплом даст право выпускникам духовных академий, йешив и медресе преподавать основы религий в общеобразовательных школах. Хотя, безусловно, они смогут реализовать себя и в других сферах, которые соответствуют уровню и профилю полученного ими образования (в светской его части).
Новый закон вступит в силу со дня его подписания Президентом РФ. Предполагается, что уже абитуриенты нынешнего года могут рассчитывать на отсрочку и государственный диплом, если поступят в духовное образовательное учреждение.
Однако на практике реализация закона займет много времени. Например, Русской Православной церкви еще предстоит разработать образовательные стандарты, в соответствии с которыми можно будет аккредитовывать религиозные образовательные учреждения.
Аналогичную работу потребуется провести и другим конфессиям, а некоторые уже к ней приступили.
Например, в Московском исламском университете с этого учебного года открыты новые направления подготовки бакалавров: регионоведение, культурология, искусства, гуманитарные науки. Обучение по этим специальностям будет соответствовать светским стандартам, с учетом перехода на двухуровневую систему, и одновременно содержать исламский компонент. Выпускники университета, получившие такое образование, подкрепленное дипломом государственного образца, смогут в равной степени успешно выполнять миссию священнослужителя или работать в государственных структурах в зависимости от своего выбора и призвания.
Комментарии
Представители традиционных конфессий оценивают принятие закона как новый этап развития отношений между церковью и государством.
Иеромонах Савва (Тугунов), заведующий пресс-службой Московской духовной академии:
Закон открывает перед Православной церковью возможность для начала диалога с государственными органами власти с целью проведения аккредитации духовно-учебных заведений: духовных семинарий и академий. Аналогичная же возможность открывается перед другими конфессиями.
Виктор Гавриш, проректор по учебной и научной работе Московского исламского университета:
Сама идея государственной аккредитации духовных образовательных учреждений актуальна и своевременна и назрела уже давно. Поэтому появление такого закона не только свидетельствует о внимании правительства к этой проблеме, но и является практическим шагом в ее решении. Закон не только обеспечит соответствие образовательных программ религиозных вузов государственным нормам, требованиям и критериям, но и раскроет огромные возможности для улучшения и совершенствования образовательной деятельности вузов.
Я сомневаюсь, что среди здравомыслящих представителей религиозных организаций или духовных образовательных учреждений найдутся противники этого закона, равнодушные к тем перспективам, которые он открывает.
Андрей Глоцер, представитель главного раввина России по связям с общественными организациями, религиозными объединениями и государственными структурами:
Этот закон жест доброй воли по отношению к значительной части российского общества. Подобным актом наше государство фактически признает серьезную роль религиозного образования и открывает новые возможности для участия в общественной жизни выпускникам духовных вузов. Все это будет способствовать повышению качества религиозного образования и его привлекательности для тех, кого раньше отпугивало отсутствие у таких вузов государственной аккредитации.
Принимая такой закон, государство привносит частицу духовности в жизнь нашего общества, потому что теперь целый ряд уникальных образовательных учреждений войдет в образовательное пространство России.
Источник: Первое сентября