Приводимое ниже интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла опубликовано в 11 выпуске журнала "Международная экономика" за 2007 год.
– Ваше Высокопреосвященство! Последнее время нередко в различных СМИ поднимается тема нравственного начала в экономических отношениях. Прокомментируйте, пожалуйста, насколько правильно и в каком контексте возможно говорить о нравственной стороне экономики, и вообще приемлемо ли соединение этих двух категорий?
– Церковная проповедь касается в том числе вопросов общественных, политических, экономических, поскольку все происходящее в обществе неизбежно имеет серьезные последствия для нравственной и духовной жизни людей. Разве социальная сфера или экономика не имеют этих последствий? Разве все несправедливости, перекосы, диспропорции общественного развития затрагивают только материальную сферу жизни? Конечно, нет. В первую очередь они отражаются на духовной сфере, уродуют людей и их существование. Поэтому тема экономики и тема социальной жизни не только могут, но и должны привлекать внимание Церкви. И вовсе не для того, чтобы предложить обществу некую собственную экономическую или политическую программу, но для того, чтобы дать нравственную и духовную экспертизу тем экономическим программам и той политике, которая осуществляется.
Отсутствие нравственных начал – это не что иное, как безнравственность, не так ли? Тогда зададимся вопросом: в чем конечная цель экономической деятельности и каковы ее результаты, если в ее основании лежат безнравственные намерения и поступки? Ответ, на мой взгляд, очевиден: попытка исключить духовно-нравственную мотивацию гибельна для любого дела, включая экономику. Конечно, первым и важнейшим мотивом развития экономики является материальная заинтересованность человека. И Церковь не отрицает этот мотив, поскольку в основе его лежит стремление человека создать достойные условия жизни для себя и своих близких. Если отбросить этот по сути нравственно оправданный мотив, то вы тут же разрушаете экономическую этику, что у нас имело место в недавнем прошлом. Если у человека нет личного побудительного мотива к развитию экономической системы в целом, то его экономическая деятельность также никогда не будет эффективной.
Но стремление преумножить личное благосостояние − это не единственный мотив, который двигает экономические отношения. С точки зрения православной этики, другим таким мотивом является стремление помочь ближнему, желание видеть, что результаты труда приносят пользу не только конкретному человеку, но и стране, обществу, в котором этот человек живет. Именно в этом втором стремлении наиболее полно реализуется Божественный промысел о человеке как созидателе, творце, заботящемся об окружающем мире. Не случайно, что сам термин "экономика" с греческого переводится как домостроительство. В своей хозяйственной деятельности человек призван уподобиться своему Создателю и следовать Его святой воле. Итак, можно сказать, что экономика – это изначально благословленный Творцом род деятельности. Хотел бы подчеркнуть: экономика не является сферой исключительно материальных интересов, а безнравственная экономика – это уже не экономика в изначальном смысле слова, так как служит она не созиданию, а разрушению. Примеров тому в современном мире немало: налицо нищета миллионов людей, отупляющий культ потребления, экологический кризис. Все это результат именно бездуховного хозяйствования, "экономики" наживы и эгоизма.
– Как с точки зрения Православной Церкви должны строиться современные экономические (внутригосударственные и международные) отношения с учетом их нравственного измерения?
– В официальных документах Русской Православной Церкви, а также в трудах многих христианских ученых содержится мысль о том, что только через установление справедливого порядка распределения плодов труда, через воспитание гражданского общества в духе социальной ответственности возможно возвращение человечества к основным христианским ценностям любви и жертвенности. В свое время Николай Бердяев сказал замечательные слова: "Вопрос о хлебе для меня есть вопрос материальный, но вопрос о хлебе для моих ближних, для всех людей, есть духовный, религиозный вопрос". С одной стороны, экономика призвана поднимать благосостояние людей. Хозяйствование должно быть эффективным, иначе оно перестает достигать своих целей. Но другим его параметром, на важности которого настаивает Церковь, является справедливость. Итак, эффективность и справедливость. Именно этим двум принципам должна отвечать российская экономика и мировая экономическая система в целом.
В исторической перспективе олигархическо-монополистический капитализм современного типа обречен. Ему не справиться с тем колоссальным объемом внутренних противоречий и волнами социального протеста, которые он способен породить и уже порождает в мировом масштабе. Пока же глобализация, как показывает практика, приносит плоды обратные тем, что предполагались изначально. Только за последние двадцать лет разрыв в доходах между богатыми и бедными увеличился на порядок, международная экономика постоянно балансирует на грани финансового кризиса, миллионам людей по-прежнему отказано в доступе к благам цивилизации. Одним словом, нравственной подобную экономическую политику не назовешь.
Не так давно, в сентябре 2007 года, делегация Русской Православной Церкви приняла участие в работе III Европейской межхристианской ассамблеи. В ее итоговом послании особо отмечается, что "по всему миру, даже в Европе, современный процесс радикальной рыночной глобализации углубляет в человеческом обществе разделения между успешными и неудачниками, умаляет ценность многих людей, имеет катастрофические экологические последствия и, особенно ввиду изменения климата, становится несовместимым с устойчивым будущем планеты".
И эту позицию разделяют не только христиане различных конфессий. С нами солидарны также лидеры других наиболее влиятельных религиозных общин. Не случайно тема справедливости в глобальной экономике стала объектом внимания проходившего в июле 2006 года в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров, собравшего представителей ведущих религиозных течений планеты. В своем заключительном послании, адресованном в том числе главам стран "большой восьмерки", саммит декларировал, что "международный экономический уклад, равно как и прочие сферы глобальной архитектуры, необходимо основывать на справедливости. Вся экономическая и деловая активность должна быть социально ответственной и зиждиться на нормах морали. Именно это делает ее по-настоящему эффективной, то есть приносящей благо людям".
От того, сможет ли политическая и экономическая элита развитых стран прислушаться к совету духовных лидеров планеты и выработать более справедливые формы глобального экономического развития, во многом зависит путь, по которому пойдет человечество в третьем тысячелетии.
– Вот уже четверть века, с началом так называемой "перестройки", а затем социально-экономических реформ в России, то ли с легкой руки СМИ, то ли из-за политики, проводимой экономистами в те годы, в обществе укореняется мнение, что главный критерий правильно поставленного дела – это прибыль, обеспечивающая успешное ведение рыночного хозяйства. Насколько это правильно, по Вашему мнению, и как это должно соотноситься с нравственными основами бытия?
– Прибыль не может быть единственной целью экономической деятельности и уж тем более верным критерием ее эффективности. Слепая погоня за наживой способна привести душу человека и его дело на край гибели. Обществу и Церкви совсем не безразлично, каким способом и какой ценой достигнуто то или иное состояние, и какие цели преследовал предприниматель, создавая свой капитал. Человеку, стяжавшему значительные материальные блага, а потому находящемуся в зоне духовного риска, необходимо всегда помнить евангельские слова: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк. 8. 36).
Естественное желание предпринимателя приумножить материальные блага, находящиеся в его распоряжении, должно уравновешиваться нравственным императивом в его душе. Иначе происходит "война всех против всех" и крах экономики, устойчивость которой напрямую зависит от порядочности и честности всех ее участников. Конкуренция конкуренцией, но "правила игры" должны соблюдаться неукоснительно. Именно из этого порядка проистекают известные нам этические правила делового сообщества – взять хотя бы "крепкое" купеческое слово в дореволюционной России. Представьте, что единственной целью всех без исключения тружеников, к которым, без сомнения, относятся и многие предприниматели, станет погоня за "длинным рублем" без оглядки на какие-либо нравственные критерии. В таком обществе жить станет просто невозможно, и в России тому было несколько ярких исторических примеров. В Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании – основополагающем документе Всемирного Русского Народного Собора, посвященном хозяйственной этике, – справедливо отмечается, что "деньги − лишь средство для достижения поставленной цели. Они должны находиться в постоянном движении, в обороте. Дело – настоящее, захватывающее целиком, − вот богатство предпринимателя. Отсутствие культа денег раскрепощает человека, делает его внутренне свободным". Поэтому по-настоящему деловой человек всегда помнит, что прибыль – это всего лишь средство для продолжения и развития своего дела. Более того, главным смыслом своих трудов мы должны видеть служение ближним, обществу и Отечеству через созидание необходимых для жизни материальных благ. В этом, на мой взгляд, главное отличие православной этики хозяйствования от пресловутой "этики капитализма".
– В силу ряда причин проводимые в России реформы не привели к ожидаемому чуду – изобилию. Наоборот, резко возросли коррупция, преступность, распространилась наркомания. Растет обнищание значительной части населения. Это происходит от неумения чиновников вести дело не по старой командной системе, а в новых рыночных отношениях, или же здесь причины более глубокие? Насколько важен нравственный аспект для тех негативных последствий реформ, с которыми столкнулось общество?
– Думаю, дело здесь совсем не в чиновниках, которые как раз очень успешно "перестроились" на новый лад, а в том, что, несмотря на очевидные позитивные сдвиги последнего времени, мы все еще находимся у опасной черты кризиса идентичности. Наша Церковь неоднократно называла развал СССР геополитической катастрофой. Плоды этой катастрофы мы будем пожинать на протяжении еще многих лет. Отрадно, что эту же позицию разделяет Президент В.В.Путин.
Кое-кто привык думать в вульгарно понятых марксистских категориях, считая, что ход истории определяется исключительно производительными силами и производственными отношениями. Исторический опыт решительно опроверг эти отвлеченные схемы. На заре нынешних реформ некоторым казалось, что можно легко втиснуть жизнь народа в прокрустово ложе определенной экономической модели за несколько лет. Результат оказался обратным ожидаемому. Причины же названных вами общественных пороков, на мой взгляд, не столько экономические, сколько нравственные и политические. Ведь для успешной реализации любой реформы, экономической в том числе, необходимо "мобилизовать" общество, поставить перед людьми благую цель созидать, а не обогащаться любой ценой. Сделать это можно, только оперевшись на многовековые нравственные традиции, на единство народа, Церкви, власти и делового сообщества, основанного на общей системе ценностей и духовных императивов.
Не случайно слово "кризис" переводится с греческого как "суд". Считаю, что мы должны с честью пройти сегодняшние испытания и вновь обрести себя и свое место в истории, чтобы уверенно смотреть в будущее.
– И, наконец, насколько верно с Вашей точки зрения бытующее представление, что "рынок сам все отрегулирует и исправит"? Серьезные экономисты отходят от "стихии рынка" в сторону разумного регулирования экономических процессов. Насколько здесь могло бы стать полезным введение так называемого "морального кодекса предпринимателя" и что, по Вашему мнению, он может в себя включать, чтобы консолидировать российское общество?
– Американский экономист профессор Роберт Макинтайр, говоря о проблемах экономической политики переходного периода, характеризующейся, как правило, верой во всесилие свободного рынка и в капитализм как "самоорганизующуюся систему естественных равновесий", пишет: "Реальные рынки успешно функционируют только тогда, когда для этого имеется совокупность соответствующих институциональных, инфраструктурных и поведенческих условий, которые к тому же – что не менее важно – широко распространены и усвоены в качестве культурной нормы". С этим нельзя не согласиться, поскольку воспитание в обществе деловой этики и культуры трудовых отношений как раз и является той задачей, к решению которой Православная Церковь, иные религиозные организации, бизнес и государство должны приложить сейчас максимум усилий.
Что касается кодекса чести предпринимателя, то немало таких документов уже создано. Так, я уже упоминал Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, принятый в 2004 году Всемирным Русским Народным Собором и одобренный Межрелигиозным советом России. Правда, он отнюдь не является "моральным кодексом строителя капитализма". Упомянутый документ дает лишь основы деловой и хозяйственной этики в их духовно-нравственном понимании. В нем нашли отражение ценности, которые всегда поддерживала и воспитывала в своих чадах Русская Православная Церковь: эффективная и справедливая экономика, свободная и ответственная личность предпринимателя, защита слабых и обездоленных, уважение к закону, честный труд, верность слову, культура поведения с коллегами и клиентами. На мой взгляд, Россия сегодня должна избрать экономическую модель развития, основанную на синтезе научно-технического прогресса, модернизации и духовно-культурной традиции нашего народа, укорененной в Православии. Тогда, имея надежную нравственную основу, наша страна будет уверенно идти вперед вне зависимости от того, какая именно экономическая парадигма преобладает на том или ином историческом этапе.
Источник: Официальный сайт РПЦ МП