Действительно ли католическая церковь собирается удлинить список смертных грехов, и если да, то зачем?
10 марта католический епископ Джанфранко Джиротти перечислил в интервью семь новых смертных грехов. Он подчеркнул, что все они следствие глобализации и теперь грех обретает "общественный резонанс". Новость подхватило американское агентство Bloomberg, затем лондонская The Times. А неделю спустя генеральный секретарь Конференции католических епископов России, священник Игорь Ковалевский официально заявил "Неделе": "Нового списка смертных грехов католическая церковь не принимала", а слова Джиротти "некорректно интерпретированы". Так что же все-таки хотел сказать епископ? И как относятся к расширению списка смертных грехов православные?
Главный редактор православного журнала "Фома" Владимир Легойда: "Избавиться или исцелиться?"
Причины появления подобного списка очевидны: современный мир не оперирует понятием греха, оно загнано в специфическое гетто "вашего частного дела". Расширяя количество "смертных грехов", католическая церковь старается снова сделать категорию греха актуальной и значимой; объяснить, что грехом может быть антиобщественное действие, а не только "старые" проступки против самого себя.
В современном обществе потребления почти все, что мы делаем, веры как бы и не касается. Вера это то, что в церкви, то, что по воскресеньям, а жизнь шире. С позиции же самой веры, именно религия основа, фундаментально определяющая всю жизнь. Так что стремление достучаться до сознания современного человека, дать западному человеку вновь почувствовать свою включенность в христианство более чем объяснимо.
Другое дело, что в православной церкви, которая не меньше католической озабочена состоянием нравственности современного человека, сама традиция составления списков грехов не является органичной; пастырская практика православия, в которой грех понимается прежде всего как болезнь, а не как преступление, направлена на исцеление человека в целом (отсюда понятие целомудрия), а не только на избавление от конкретного греха.
Глава секретариата по межхристианским отношениям Московского патриархата, священник Игорь Выжанов: "Систематизация пороков нам не свойственна"
Восточному христианству не свойственны попытки жесткой систематизации духовных понятий. В духовной практике православия, безусловно, каждый грех имеет свое имя и место. Но когда мы говорим о грехе, чаще всего речь идет о душе конкретного человека, где очень много различных оттенков и переходных состояний, которые вряд ли возможно полностью охватить каким-либо списком. Говоря об общественно-политических проблемах, необходимо помнить, что общества и государства также состоят из конкретных людей, которые делают тот или иной нравственный выбор.
Презервативы смертельны
НАТАЛИЯ КИЕНЯ, ИРИНА МАКИ
Планировать детей отныне так же грешно, как завидовать и обжираться. Начиная с прошлой недели, контроль рождаемости входит в список "социальных" грехов. Ватиканский епископ предал его огласке на днях.
Новых грехов семь, точно по числу прежде известных смертных прегрешений. Любопытно, что вернуться к вопросу систематизации пороков, ставшему актуальным 16 веков назад (впервые тема перечисления дурных помыслов поднималась в IV столетии), Римско-католическая церковь рискнула лишь при папе Бенедикте XVI. При прежнем папе, миролюбце Иоанне Павле II, это, надо думать, и в голову бы никому не приходило, а теперь епископ Джанфранко Джиротти, глава Апостольского пенитенциария церковного трибунала, отвечающего в Ватикане за исповедь и отпущение грехов, заявил: "В новых грехах виновата глобализация. Если раньше грех считался личным делом каждого человека, то теперь у него появился общественный резонанс".
Российские католики, впрочем, считают, что журналисты Джиротти неправильно поняли. А Ватикан на момент подписания номера в печать никак ситуацию не прокомментировал. И, возвращаясь к неминуемому общественному резонансу, который приобретает та или иная проблема, мы можем понять это так: пока каждый грешил по секрету и в одиночестве, это было не смертельно, а стоило всем узнать о том и мир перевернулся. Все это отдает лицемерием. Считать ли его грехом тоже вопрос.
Самое время разобраться, что это такое смертный грех. Канонического определения этого понятия нет, но часто под ним подразумевают не только грехи из старого списка, но и нарушение Десяти ветхозаветных заповедей. Кстати, согласно еврейской традиции, десятая заповедь "Не возжелай... ничего, что у ближнего твоего" относится не только к имуществу, но и к "краже образа" то есть созданию ложного представления, обману и лести. Лицемерия же в самом списке смертных грехов и правда никогда не было. Зато было тщеславие пункт восемь в самом перечне дурных помыслов, написанном византийским богословом Эвагрием Понтийским. В 553 году, когда Эвагрия уже не было в живых, его признали еретиком за приверженность учению христианского мистика Оригена. Но труды уничтожать не стали. И в VII веке его список, отредактированный папой Григорием I Великим, всплыл. Только "печаль" папа заменил на "зависть", а "тщеславие" объединил с "гордыней". И стало грехов семь. В общем и целом, все с ними было понятно. Что же заставило озаботиться списками грехов нынешнего понтифика? Неужели думы о судьбах мира, который только и ждет, чтобы его подправили? Или мысли о собственной роли в истории, в которой каждый папа должен оставить свою лепту?
Прежний папа запомнился тем, что успел за всех покаяться, может, нынешнему надо оставить о себе память? Скажем, объявив врагом генетику. Где-то это уже было: когда в Европе появилась вакцина от оспы, католическая церковь настаивала на том, что после нее человек может превратиться в рогатую корову. Но... тут ведь главное не забыть, что в историю лучше попасть, а не влипнуть. А грехи пусть каждый ищет в собственных мыслях и в собственной биографии. Если найдет миру будет легче.
Традиционный список:
1. Гордыня (Superbia)
Чрезмерная увлеченность собственным "я" и отказ от осознания собственной греховности. Ницшеанцы, берегитесь.
2. Зависть (Invidia)
Повезло однокурснику с женой, коллеге с окладом. А на самом деле у каждого есть и поводы для гордости, и для грусти.
3. Обжорство (Gula)
Смирять ли плоть всю жизнь или хватит поста? Или просто не есть деликатесы, купив взамен памперсы в дом ребенка?
4. Похоть (Luxuria)
Сексуальные отношения замужней женщины и мужчины, не являющегося ее мужем, а также ското и мужеложство. Элтон Джон и "Трокадеро", берегитесь.
5. Гнев (Ira)
Грех, в котором признаются чаще всего. Как ни странно, некоторым помогают избавиться от него вдумчивые занятия йогой или какими-нибудь единоборствами.
6. Алчность (Avaritia)
Это лишнее, особенно если в карманах пальто карточка с зарплатой и мобильный телефон с номерами "каких надо" друзей и живых родителей.
7. Уныние (Acedia)
Стоит отличать от хронической депрессии. А любителям жаловаться на злую тещу и скользкие улицы лучше пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Семь новых "социальных" грехов:
1. Контроль рождаемости
Аборты и предохранения от беременности из эгоистических побуждений, по мнению католической и православной церквей, обесценивают брак и являются грехом.
2. Наркомания
Добровольное разрушение собственного интеллекта, здоровья, жизненного пространства и нередко как следствие суицид. Может, лучше начать прыгать с парашютом?
3. Эксперименты в области генетики
Что за грань мы переступаем, вмешиваясь в процесс воссоздания жизни? Но... получить новые органы мечтают многие смертельно больные люди.
4. Загрязнение окружающей среды
С этим обращаться надо не только в ООН и правительства. Для начала научитесь не выбрасывать куда попало окурки и пальчиковые батарейки.
5. Увеличение имущественного расслоения
Это уже к сильным мира сего. Но руководствуются ли главы развитых стран в своих решениях христианской моралью?
6. Чрезмерное богатство
Довольно расплывчатый и неясный термин. Но относится он, вероятно, не только к русским олигархам. Хотя весь вопрос в том, на что тратить средства (см. грех "Обжорство).
7. Действия, приводящие других к бедности
Логическое продолжение двух предыдущих грехов. Правители смертны, а должность в вечной жизни не гарантирует покой.
Источник: Известия