ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Весна постная, цвет покаяния

14 марта 2008

Каждый год, приближаясь к Пасхе, мы проходим путем Великого поста. О том, каково церковное понимание поста, как мы можем построить свою жизнь в это время, говорилось в программе "Образ жизни" в эфире епархиального радио "Град Петров" с участием его главного редактора протоиерея Александра Степанова и кандидата философских наук Марины Михайловой.


Марина Михайлова: В начале поста было бы уместно поговорить о наших ожиданиях и о требованиях Церкви к Великому посту. Мне кажется, что бытовые представления не всегда бывают правильными с точки зрения церковной традиции.

Протоиерей Александр Степанов: Если говорить о замысле Великого поста в церковной традиции, то он родился из жизни людей, которые готовились стать христианами. Пост был последним периодом в подготовке оглашенных, а этот процесс заключался не только в том, чтобы с ними проводились беседы, но во всем образе жизни. Люди должны были усваивать и осваивать христианство, должны были всеми своими чувствами готовиться к великому таинству вступления в Церковь. Именно для этого и был изначально установлен пост.

Крещение в первые века было актом, в котором участвовала вся Церковь, а не индивидуальным событием. Здесь мы видим страшное искажение в сознании современных людей. Часто говорят: "Я хотел бы креститься, но чтобы никакого народа вокруг не было". Крещение воспринимают как акт личный: в моей жизни что-то происходит и это никого не касается. Понимание, что это дело всей Церкви, совершенно отсутствует. Индивидуализм в сознании укоренился так прочно, что вытеснил подлинное переживание соборности и общинности жизни, хотя изначально это присутствовало как главное ощущение пребывания человека в Церкви – чувство, что он не один, что это Тело Христово. Каждый год, когда совершалось массовое крещение, – а это было перед крупными церковными праздниками, – члены Церкви переживали это как воспоминание своего крещения. Постепенно начинало входить в практику пощение вместе с оглашенными, чтоб заново пройти путь вхождения в Церковь. Сейчас мало кто воспринимает Великий пост как воспоминание о собственном крещении, потому что крещение часто воспринимается как личное дело.

М. Михайлова: С другой стороны, всякая Пасха – это момент обновления церковной жизни, мы возвращаемся к истоку нашей веры.

Прот. А. Степанов: Безусловно. И было бы неплохо, чтобы в сознании людей это связалось с их крещением: Пасха – и мое соединение с Церковью. Даже если человек крестился не на Пасху, эта духовная связь все равно существует, и она должна так переживаться.

М. Михайлова: Таинство Крещения представляет собой вхождение в тайну Христа, Его смерти и воскресения: "Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним" (Рим. 6, 8).

Прот. А. Степанов: Да, эта мысль очень важна и связывает Крещение с Пасхой самым непосредственным образом. Это главная тема Великого поста, если на него взглянуть глазами людей первых веков. Конечно, и ограничение в пище важно для духовной жизни, потому что, как мне кажется, современные люди склонны слишком умозрительно понимать свою веру. А телесный пост – это вполне конкретное дело, то есть вполне чувствительное, реальное ограничение нашей жизни. Одно дело в период гонений: в первые века или в советское время, вступая в Церковь, человек понимал, что он подвергается опасности и может создать угрозу всей своей семье. Теперь ровным счетом никакой опасности нет: крещение тебе ничего ни прибавляет, ни убавляет с точки зрения социального положения. Поэтому люди крестятся, не слишком-то и задумываясь. Испытать свою веру даже таким не слишком тяжелым подвигом постных ограничений очень полезно.

Слушательница: Что делать с духовным оцепенением, когда нет сил даже на молитву?

Прот. А. Степанов: Этот вопрос связан с психологическим состоянием верующего человека. Конечно, каждый из нас переживает период того, что называется "окамененным нечувствием", унынием, которое не есть унывание в бытовом смысле. Например, когда монаху не хочется молиться, он возьмет – пройдется по келье, выйдет на воздух, послушает птичек, а там, глядишь, и полдень, обедать пора. В аскезе именно это называется состоянием уныния, когда человек не может себя подвигнуть, поставить перед Лицом Божиим. Это переживают абсолютно все люди.

Посты премудро установлены Церковью в определенном ритме, а ведь наша жизнь вся ритмизована, все подчинено определенной периодике. Для нас полезно состояние духовного напряжения, внутреннего делания, но ведь человек не может быть все время натянутым, как струна, находиться в состоянии предельно нажатой педали, как говорил отец Александр Шмеман. Он может в какие-то моменты жизни именно так жить, а в какие-то моменты необходимо ослабить вожжи. Ритм постов как раз рассчитан на то, что человек может на некоторое время усилить свою духовную жизнь, но постоянно жить в таком напряжении не свойственно нашей падшей природе. Расслабленные состояния бывают, на них надо смотреть как на некую данность, хотя мы не должны с этим мириться. Встает вопрос, когда нам становиться на молитву: когда у нас есть силы и желание или мы должны понуждать себя к этому. Опытные в молитвенном деле отцы Церкви говорят, что понуждать себя совершенно необходимо, нельзя все оставлять так. Да, эта молитва может получиться очень сухой, но не надо судить свою молитву. Понятно, что мы должны пропустить через себя смысл тех слов, которые мы произносим. Если мы это делаем, то, как правило, наше сердце тоже начинает отзываться на эти слова. Иногда получается, что плохо отзываются и даже сознание наше отключается.

М. Михайлова: Но, может быть, это наше усилие зачтется?

Прот. А. Степанов: Совершенно верно. Господь не хочет взять от нас того, что мы не можем дать. Но мы можем зажечь лампадку, встать перед иконой и прочитать сколько-то молитв. Это, как лепта бедной вдовы из Евангелия, будет принято Господом Богом.

М. Михайлова: Великий пост – это как солдат на посту: хочешь или не хочешь, но если твоя очередь, то ты должен. И в то же время период поста – это не только большое напряжение. Для меня пост – это благоприятное время, я его жду. Может быть, пост – это не только напряженность и собранность, но еще и территория радости и тишины, которая нужна для подготовки к Пасхе?

Прот. А. Степанов: Конечно, я полностью с Вами согласен, что пост – это не время лишений, хотя его зачастую воспринимают именно так. Вот мы насупимся и ходим "постимся". Сам Христос говорил, что этого делать не надо, что это время радости. Когда вы чувствуете, что вы живете так, как вам естественно жить, становитесь самим собой, – это и есть правильное ощущение поста. В нашем храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы на первой неделе Великого поста мы стараемся служить все службы суточного круга без сокращения. Когда еще, как не в пост, ты можешь себе позволить погрузиться в эти замечательные тексты? И действительно: душа пробуждается. Это совершенно иное качество жизни. Это постный образ жизни, и что-то сладостнее этого придумать даже трудно.

М. Михайлова: Мы говорили о молитвенном режиме, который более обширным будет в Великий пост, говорили, что все-таки имеет значение то, что мы едим и чего не едим. Мне кажется, что для современного человека краеугольный камень поста – это выключить телевизор и перестать болтать. Наш внутренний мир разрушает прежде всего агрессивная речь, которую мы воспринимаем некритично. Можно было бы выключить телевизор на семь недель Великого поста?

Прот. А. Степанов: Это очень хорошо – выключиться из привычного информационного потока, который нас окружает. Конечно, бессмысленное сидение перед телевизором и смотрение сериалов – это ненужное занятие. Человек должен достичь внутренней тишины, чтобы вернуться к себе и к Богу..

М. Михайлова: Другой момент, на который следует обратить внимание в связи с великопостным образом жизни, – это молчание по отношению к своим ближним. Когда мне приходится смотреть, как люди общаются друг с другом, например родители со своими детьми, я вижу постоянное вторжение в жизнь другого. Пост – это время, когда уместно и свою жизнь, и жизнь детей отдать в руки Божии, на короткое время перестать их тыкать в спину и посмотреть, что будет.

Мы говорили, что Великий пост – это путь упражнений, самоограничения. К чему нас готовит Великий пост? К чему мы должны стремиться?

Прот. А. Степанов: Понятно, что весь этот период заканчивается Пасхой. В конце поста должно быть ощущение чего-то выполненного, но, к сожалению, чаще всего это ощущение чего-то невыполненного. У меня всегда есть ощущение сожаления, что я бездарно провел это прекрасное время. Мы всегда делаем меньше, чем хотели бы, и рождается желание в следующий раз исполнить больше.

М. Михайлова: Как маленькие дети говорят себе, что в новой тетради не будет кляксы.

Прот. А. Степанов: Да, Великий пост – это всегда новая страница, которую хочется не запачкать, не замарать. Пасхальная радость, думаю, не прямо зависит от того, как провел пост, так же как переживания священника во время Литургии не зависят от того, как он подготовился к ней. Пасха изливается Божией милостью на нас. Она всегда предельно радостна. То, что мы не сделали, не дотянули, здесь исполняется, причем видно, что это не мы дотягиваем, а Бог нас дотягивает до Себя.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама