ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мощи преподобного Венедикта Нурсийского – святыня баварского монастыря Бенедиктбоерн

Анатолий Холодюк :: 28 марта 2008

Монастырь Бенедиктбоерн, расположенный на юге Германии, у подножия Баварских Альп, является одним из самых старейших и известных в стране. Он был основан в 739-740 годах. Первоначальное название монастыря – Бурон. Вот уже более 1200 лет здесь хранятся мощи преподобного Венедикта († 543 или 547), которого почитают и Православная Церковь (память 14/27 марта), и Католическая. Мощи (лучевую кость правой руки) преподобного Венедикта (Бенедикта) Нурсийского подарил монастырю покровительствовавший Церкви франкский король Карл Великий (742-814) незадолго до провозглашения его в 800 году императором. Благодаря этой ценной реликвии монашеская обитель Бурон получила широкую известность, а впоследствии и новое именование – Бенедиктбоерн.

Папа Римский Павел VI в 1964 году провозгласил Венедикта Нурсийского небесным покровителем Европы за влияние, оказанное им и бенедиктинскими монахами на формирование христианской культуры. У католиков день памяти святого Венедикта приходится на 11 июля. В этот день в Бенедиктбоерн прибывают паломники со всей Германии, а также из Австрии, Швейцарии и северной Италии.

Специально для мощей преподобного Венедикта, хранящихся в баварском монастыре, мюнхенский мастер Петер Штрайзель в 1794 году изготовил оригинальный реликварий в форме правой руки святого. Сквозь вмонтированное в серебряный реликварий стекло можно увидеть увитые лентой, украшенной драгоценными камнями мощи святого.

Самое раннее изображение преподобного – в черном монашеском облачении, со списком устава, вдохновляемому, подобно евангелисту, ангелом, – датируется VIII веком. Характерные для католиков иконографические символы преподобного Венедикта – книга, посох, пучок розог, ворон с куском хлеба в клюве, а также треснувший кубок или, как его разновидность, кубок со змеей, который указывает на попытку отравления святого, о чем рассказывается в его житии. Все эти элементы можно увидеть на росписях стен обители Бенедиктбоерн.

Исторические сведения и рассказы о жизни преподобного Венедикта содержатся в "Диалогах" святого Григория Великого, папы Римского, и в сочинении "О знаменитых мужах аббатства Монте-Кассино" средневекового хрониста Петра Диакона (XII в.).

Венедикт Нурсийский, чье имя в переводе с латинского означает "благословенный", родился около 480 года вблизи города Нурсия (ныне – итальянский город Норча в области Умбрия) в знатной семье. У него была сестра-близнец, Схоластика, которая так же, как и брат, посвятила свою жизнь строгой аскезе. В юности Венедикт учился "свободным искусствам" в Риме, но вскоре, оставив учебу, стал вести жизнь подвижника, удалившись в местечко Эффида (Аффила), что в 60 километрах от Рима. Затем, желая полного уединения, он покинул это место и около 500 года поселился в пещере в местности Сублак (Субиако), где его поддерживал некий монах Роман из расположенного неподалеку монастыря, принося время от времени отшельнику скудную пищу.

Через три года весть об аскетических подвигах Венедикта распространилась по окрестностям, и монахи монастыря, предположительно – Вик Варрона (Виковаро), пригласили его стать их настоятелем. Однако случилось так, что через некоторое время монахи, недовольные строгостью Венедикта, решили его отравить. Согласно преданию, этому злому намерению чудесным образом не было суждено сбыться: когда Венедикт благословлял чашу с отравленным вином, она треснула и распалась.

Узнав о злом умысле монахов, Венедикт покинул монастырь и удалился в пещеру в Сублаке. Вскоре вокруг него стали собираться ученики и сподвижники. Святой отшельник основал для них 12 небольших общин, определив настоятелей и поместив в каждой из них по 12 монахов. Сам же он стал руководителем всех общин, оставив при себе несколько учеников. Однако по причине чинимых ему одним из пресвитеров соседней церкви козней святой Венедикт покинул Сублак и перебрался в Кампанию, где в 529 году на горе близ бывшего римского лагеря Кассин основал общежительный монастырь (Монте-Кассино) и стал его настоятелем.

Уклад монашеской жизни в Монте-Кассино получил отражение в написанном святым Венедиктом уставе ("Regula Benedikti"), в котором святой собрал и осмыслил аскетический опыт западного и восточного монашества. Святой Венедикт хотел, как он сам о том говорит, создать "школу служения Господу". При составлении своего устава он опирался также на монашеский устав "Правила учителя" ("Regula magistri") неизвестного автора. Примеры практического устроения монашеской жизни святой Венедикт находил и в Священном Писании, и в земной жизни Иисуса Христа. Главный акцент в уставе сделан на принципах монашеского общежития как основного средства достижения святости жизни и на добродетелях смирения и послушания.

Широко известны 72 правила устава святого Венедикта.

1. Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами.

2. Любить ближнего, как самого себя.

3. Не убивать.

4. Не предаваться блуду.

5. Не красть.

6. Не завидовать.

7. Не лжесвидетельствовать.

8. Уважать всех людей.

9. Не делать другим того, чего бы не желал себе.

10. Отвергаться самого себя.

11. Умерщвлять свою плоть.

12. Не привязываться к тому, что приятно чувствам.

13. Любить пост.

14. Облегчать участь бедных.

15. Одевать нагих.

16. Посещать больных.

17. Хоронить мертвых.

18. Поддерживать находящихся в испытании.

19. Утешать печальных.

20. Чуждаться мирских нравов.

21. Не предпочитать ничего, кроме любви Христовой.

22. Не предаваться гневу.

23. Не помышлять о мщении.

24. Не хранить в сердце лукавства.

25. Не давать ложного мира.

26. Не оставлять милосердия.

27. Не клясться, чтобы не оказаться клятвопреступником.

28. Быть правдивым как сердцем, так и устами.

29. Не воздавать злом за зло.

30. Не терпеть неправды, но с терпением переносить ту, которая будет совершена против тебя.

31. Любить своих врагов.

32. Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением.

33. Терпеть гонение за правду.

34. Не быть надменным.

35. Не быть пристрастным к вину.

36. Не быть жадным к еде.

37. Не быть любителем поспать.

38. Не быть ленивым.

39. Не роптать.

40. Не клеветать.

41. Полагать надежду на Бога.

42. Приписывать Богу то доброе, что найдешь в себе.

43. За зло всегда обвинять самого себя.

44. Помнить о судном дне.

45. Страшиться ада.

46. Всеми силами души стремиться к жизни вечной.

47. Всегда помнить о смерти.

48. Всегда следить за своими поступками.

49. Быть уверенным, что Бог видит нас везде.

50. Разбивать о Христа все недобрые мысли, как только они возникают в сердце.

51. И открывать их старцу, опытному в делах духовных.

52. Хранить уста от всякого злого слова.

53. Избегать многословия.

54. Не говорить праздных слов.

55. Не любить слишком часто и громко смеяться.

56. Охотно внимать духовному чтению.

57. Часто предаваться молитве.

58. Каждый день в молитве со слезами исповедовать Богу прошедшие прегрешения и впредь их не совершать.

59. Не исполнять пожеланий плоти.

60. Ненавидеть свою волю. Во всем повиноваться наставлениям игумена, даже если – избави Бог – он противоречит себе делами, помня завет Господень: "Все, что они

велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте".

61. Не стараться прослыть святым, прежде чем станешь им.

62. Каждый день исполнять в жизни заветы Господа.

63. Любить чистоту.

64. Избегать ненависти.

65. Не ревновать и не поддаваться зависти.

66. Не любить споров.

67. Избегать почестей.

68. Почитать старших.

69. Любить младших.

70. Молиться за врагов в любви Христовой.

71. До захода солнца мириться с теми, с кем разделила распря.

72. Никогда не отчаиваться в милосердии Божием.

Устав святого Венедикта распространился в монастырях почти по всей Западной Европе и способствовал возникновению особой монашеской общности – католического ордена бенедиктинцев. Рукописный оригинал устава, написанный рукой самого Венедикта, хранился сначала в Монте-Кассино, затем в Риме, позже – в Теано. Но во время пожара в монастыре Теано в 896 году оригинал погиб. Известно, что в 787 году по приказу франкского короля Карла Великого была сделана копия с рукописи устава. Она была передана в Ахен, но впоследствии бесследно исчезла. В 817 году монахи монастыря Райхенау на Боденском озере сделали копию устава с ахенского варианта Карла Великого.

За особенное благочестие и подвижничество, бескорыстие и сострадательность, за чудеса, творимые по его молитвам, почитался святой Венедикт еще при жизни. Господь открыл ему многое. Однажды ночью, молясь возле окна, подвижник внезапно увидел великий свет, исходящий с неба, так что самая ночь стала более светлою, нежели день. И казалось подвижнику, что он видит всю вселенную, как будто она вся находилась под одним солнечным лучом.

День своей кончины святой предвидел заранее. Отошел он ко Господу через несколько дней после кончины своей сестры Схоластики, 21 марта в 543 или 547 году. По преданию, он был погребен в построенном им монастырском храме во имя Иоанна Крестителя в одной с ней могиле.

Мощи святого Венедикта оставались в монастыре Монте-Кассино до 672 года. После разорения монастыря лангобардами они были перенесены монахами из Галии во Франкское королевство, в монастырь Флориакум (Флёри, ныне – Сен-Бенуа-сюр-Луар). Франкский король Карл Великий получил от галльских монахов в дар часть мощей преподобного Венедикта, которые он позже преподнес монастырю Бурон (Бенедиктбоерн). Другую часть мощей галльские монахи в 755-757 годах возвратили восстановленному монастырю в Монте-Кассино. Те же, что остались в монастыре Флориакум, они сохранили во время нападения норманнов и в 883 году перенесли их в новую церковь, где мощи святого Венедикта хранились до 1562 года. Они чудом были спасены от захвативших и разграбивших Флёри гугенотов. В 1663 году мощи поместили в специальный мавзолей.

Гробница святого Венедикта в Монте-Кассино, по рассказам монахов из Бенедиктбоерна, полностью была разрушена в годы Второй мировой войны, но мощи в монастырской церкви сохранились. Монастырь был восстановлен после войны итальянским правительством и вновь освящен в 1964 году.

Почитание преподобного Венедикта как законодателя и реформатора западного монашества широко распространено в Баварии. Среди паломников, прибывающих на поклонение мощам в Бенедиктбоерн, бытует убеждение, что отсюда надо обязательно уехать на родину с копией "бенедиктенпфеннига". "Бенедиктенпфенниг" – это монета, специально, начиная с XVII века, выпускавшаяся монастырем Бенедиктбоерн для паломников. На ней было отчеканено рельефное изображение преподобного Венедикта в ореоле латинских букв, составляющих "круговую легенду". В сокращенном виде она содержала "формулу" благословения святого Венедикта, упреждавшего искушение от нечистого и совершение греха. Буквы "V. R. S. N. S. M. V. S. M. Q. L. I. V. B" расшифровывались как "Vade Retro Satana Nunguam Suade Mihi Vana: Sunt Mala Quae Libas Ipse Venena Bibas" ("Изыди от меня ты, сатана, и прелестью не искушай в грех: дурное подаешь ты мне вино; отраву выпить ту тебе будет суждено"). "Бенедиктенпфенниги" пользовались большой популярностью у жителей Баварии, Австрии и Швейцарии.

Паломники часто из Бенедиктбоерна отправляются и в другой баварский город – Кемптен, косвенно связанный с Монте-Кассино: здесь издавна хранится часть пилястры с орнаментом из этого итальянского монастыря преподобного Венедикта.

Источник: Православие.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама