Прошло почти две недели, с тех пор как китайские власти силой подавили беспорядки в провинциях Китая, где проживают тибетцы, но в целом восстание, начавшееся с мирных демонстраций буддийских монахов, усмирено. Наступило время конфликтующим сторонам "помахать кулаками после драки" , а всем остальным определиться, наконец, в своем отношении к конфликту на Гималаях. Российские буддисты, принадлежащие к школе Гелугпа, почитающей Далай-ламу, давно сделали свой выбор. В дни драматических событий в Лхасе представители Традиционной сангхи России выступили с заявлениями, в которых осуждалась политика китайских властей в отношении Тибета.
Конечно, с Китаем, непримиримо настроенным по отношению к Далай-ламе, России ссориться не с руки. Другое дело, что, несмотря на наличие собственных буддистов, всегда ждущих Далай-ламу в гости, у РФ до сих пор отсутствует четкая позиция по решению тибетской проблемы. МИД призывает стороны к сдержанности и только.
В этой связи интересно мнение представителя Русской православной церкви протоиерея Всеволода Чаплина. Напряженность в Тибете "может быть преодолена только на основе стремления к миру и справедливости, уважения чувств и настроений различных этнических групп, заботы о благе всех людей, живущих на этой территории" , считает зампред Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. По его словам, ничего хорошего не произойдет, если "тибетскую карту" будут разыгрывать силы, которых интересуют только собственные экономические и политические выгоды.
Похоже, проявлять солидарность со сторонниками Далай-ламы в РПЦ не спешат. И скорее всего полагают, что в происходящем в Тибете не обошлось без "происков Запада". Во всяком случае Всеволод Чаплин призвал с такой точки зрения проанализировать "тибетскую кампанию" в западных СМИ, которую охарактеризовал как "истерику". Более того, он сравнил ее с антиюгославской кампанией 1999 года!
Но позвольте: не выдумали же журналисты разгоны мирных демонстраций в Лхасе, как не взяты с потолка погромы китайских магазинов тибетцами. Религиозная несвобода и нарушение прав человека в Тибете реальность, кто бы ни утверждал обратное. Та законность, о восстановлении которой говорит официальный Пекин, хорошо знакома верующим в России по опыту жизни во времена советской власти. Хотя она и называлась "социалистической законностью" , но характеризовалась политической целесообразностью.
У Московского патриархата в Китае есть собственный интерес, хотя это не афишируется. Русская духовная миссия существовала в Пекине с XVIII века, а в 1957 году была создана Китайская автономная православная церковь (КАПЦ). Правда, она существовала по большей части "на бумаге" , уже в 1962 году была запрещена, а в годы "культурной революции" православие в Китае было почти полностью разгромлено. Сегодня оставшиеся общины верующих (их не больше 15 тысяч человек) подчиняются напрямую московскому Патриарху. Выступая на конференции, посвященной 50-летию КАПЦ, в конце прошлого года, митрополит Кирилл (Гундяев) заявил, что Русская церковь "испытывает братскую озабоченность о единоверцах в Китае и заинтересована в восстановлении деятельности Китайской автономной православной церкви". По словам главы Отдела внешних церковных связей, Московский Патриархат настроен на диалог с китайскими властями и "не поддерживает создание каких-либо подпольных структур" в отличие от католиков и протестантов. А теперь внимание вопрос! Чем отличается позиция, которую в своем докладе, опубликованном на официальном сайте Московской патриархии, занял по отношению к Китаю митрополит Кирилл, от того, что сегодня говорит Далай-лама? При всей разнице между двумя религиями сходство значительное. Оба за диалог с Пекином и за мирное разрешение существующих проблем. Оба за Олимпиаду, только каждый хочет использовать это событие по-своему. "Пекинская Олимпиада в августе может стать драгоценной возможностью для мирового сообщества помимо направления своих спортсменов поставить Китай лицом к лицу с тибетской проблемой" Далай-лама XIV, 10 марта 2008 года. "Имея более чем 300-летнюю историю, в наши дни китайское православие никак не представлено на мировой арене. Предстоящие Олимпийские игры в Пекине еще острее ставят этот вопрос, в том числе и об организации духовного окормления спортсменов из православных стран" митрополит Кирилл (Гундяев), 23 ноября 2007 года. Похоже, "олимпийскую карту" разыгрывают не только тибетские буддисты и "коварный Запад". У России здесь свои и достаточно серьезные интересы!
Источник: НГ-Религии