ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Женщины Ветхого Завета

Григорий Прутцков :: 31 марта 2008

Прежде всего зададимся вопросом: какова была цель сотворения женщины? Женщина (в первых главах она еще фигурирует без имени) становится идеальной и необходимой спутницей мужчины. "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа".

Подойти к рассмотрению темы, связанной с ролью и местом женщины в Ветхом Завете, можно двумя путями. Проще всего перелистать с большей или меньшей тщательностью страницы всех пятидесяти ветхозаветных книг, вычленить оттуда главы и строки, где фигурируют женщины, и последовательно рассмотреть каждый из этих образов. Но важнее, интереснее и правильнее – посмотреть на тему как бы сверху, в контексте исторических, культурных, религиозных традиций ветхозаветного Израиля и окружавшей его античной ойкумены.

Ветхий Завет создавался на протяжении тысячелетия. Ветхозаветная история простирается от сотворения человека до Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа. Условно ее можно разделить на два больших отрезка: до и после того момента, когда Бог заключил с евреями Завет, дал им через Моисея десять заповедей, правила и установления жизни. Поэтому и о роли ветхозаветной женщины можно говорить, четко различая эту границу эпох. И образ первой женщины Евы не может оцениваться по тем же критериям, что и образы, скажем, Юдифи или Руфи, живших уже по закону Моисея.

Книги Ветхого Завета свидетельствуют о глубочайшем почтении к женщине. Внимательное чтение ветхозаветных текстов показывает, что если женщина и не пользуется в обществе положением, равным положению мужчины, то вовсе не из-за ее неполноценности, но лишь потому, что ей отведена своя, особая роль.

Мы остановимся на некоторых наиболее важных женских образах Ветхого Завета, постараемся рассмотреть и опровергнуть распространенные мифы о второстепенности как самой ветхозаветной женщины, так и ее роли в истории.

Прежде всего зададимся вопросом: какова была цель сотворения женщины? Первая книга Ветхого Завета – книга Бытия – вкладывает в уста Бога ответ на этот вопрос: "нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему [Адаму. – Г. П.]" (Бытие, гл. 2, ст. 18). Женщина (в первых главах она еще фигурирует без имени) становится идеальной и необходимой спутницей мужчины. "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего", – говорит Адам (Бытие, 1, 23). Интересно, что на древнееврейском языке слово "жена" (иша) – производное от слова "муж" (иш), и дословный перевод этих слов был бы такой: "Она будет называться мужчиницей, ибо взята от мужа своего".

Таким образом, уже самим фактом имени показывается соответственность женщины мужчине. Мужчина и женщина не только равны, но и дополняют, помогают, соответствуют друг другу, они взаимозависимы и взаимоподчинены. Равенство Адама Еве – это равенство первого среди равных. Фактически, Ева – alter ego Адама.

Книга Бытия сообщает, что женщина сотворена во время крепкого сна Адама: "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку" (Бытие, 2, 21-22). Этот сон – символ тайны, которой окружено появление женщины, тайны ее Божественного происхождения. Ведь Адам не чувствовал боли ни когда Бог лишал его ребра, ни после, когда проснулся.

Некоторые острословы говорят, что женщина создана из ребра – единственной кости, где нет мозга. Так можно шутить, лишь не зная первоисточников. Дело в том, что значение слова "ребро" в древнееврейском языке гораздо шире, чем в русском: это и "часть", и "грань", и даже "кость, которая хранит и защищает жизнь". Иоанн Златоуст в "Беседах на книгу Бытия" указывает на то, что именно это место ближе всего к человеческому сердцу.

После грехопадения роль женщины изменилась: мужчина получил над нею власть, верховенство, которого не было ранее. Это, в частности, выражено в факте наречения Адамом имени своей жене. В древнееврейской традиции наречение имени всегда являлось актом власти, и если, еще до появления Евы, Адам дал имена всем животным, жившим с ним в Эдеме, показывая тем самым свою власть над ними, то имя жене он дал только после грехопадения.

В дальнейшем – на долгие столетия – роль и место женщины далеко уходят от эдемских идеалов равенства с мужчиной. У потомков Адама и Евы устанавливается многоженство (две жены были, например, у внука Авраама Исава), появляются законы, которые принижают роль женщины в семье и обществе. Так, например, из-за невозможности забеременеть и родить ребенка жена Авраама 77-летняя Сарра, действуя в духе законов того времени, дала 86-летнему Аврааму в наложницы свою служанку, египтянку Агарь (Бытие, глава 16). Ребенок, родившийся от этой связи, Измаил, считался законным сыном Авраама и Сарры.

В другом проявлении этого закона предусматривалось, что если муж умрет в браке бездетным, то его вдова не считалась вправе распоряжаться своим дальнейшим жизненным путем: за нее должен был выйти его брат, причем дети, которые родятся от этого брака, будут считаться детьми покойного брата. В случае смерти брата на вдове обязан был жениться его третий брат и т. д. Нарушителям этого закона устанавливались наказания. Очень характерен случай, описанный в 38-й главе Бытия. Некто Фамарь вышла замуж за праправнука Авраама Ира. Он умер бездетным. Женившегося на ней брата Ира Онана постигла та же участь. После этого их отец Иуда, опасаясь смерти своего третьего сына, Шелы, отказался дать его в жены Фамари. Тогда огорченная Фамарь оделась блудницей, заманила в свои сети свекра и забеременела от него. Когда беременность стала достоянием гласности, Фамарь была оправдана.

Кстати, это установление повторяется и в Законе Моисея (Второзаконие, 25, 5-10). В основу Закона легли десять заповедей – их Моисей получил от Бога на горе Синай, мимо которой проходил путь бежавших из египетского плена евреев. Не вдаваясь в подробности многочисленных предписаний и запретов законодательных книг Левита и Второзакония, постараемся определить роль, которую закон отводил женщине в обществе и в сравнении с мужчиной.

Прежде всего закон Моисея был дан всему народу – как мужчинам, так и женщинам (Второзаконие, 1, 1). В книге Неемии рассказывается, что священник Ездра принес "закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона" (Неемия, 8, 2-3). И мужчины, и женщины должны были учить закону своих детей. Это наставление Второзакония (6, 4-7) через века повторяет в притчах царь Соломон: "Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей" (Притчи, 6, 20).

Продолжение следует...

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама