ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Большие православные сестры

03 апреля 2008

В декабре прошлого года мы опубликовали материал об организации "Большие братья, большие сестры России", которые реализуют уникальный проект поддержки воспитанников детских домов и детей из социально неблагополучных семей. Со слов наших собеседников мы написали тогда, что БББСР возражает против катехизации волонтерами подопечных и, в частности, каких либо бесед о вере и Церкви. Тем приятнее нам было получить комментарий куратора программы (то есть человека, ответственного за привлечение в программу новых волонтеров) Елены Филиновой, опровергающего эту информацию: "Все это совсем не так; наш сотрудник, который это сказал, выражал свое мнение, а не мнение всей организации. Наоборот, нам часто нужен этот стержень, поддержка, которую дает вера. Мы очень хотим сотрудничать с Православной Церковью".

Мы попросили Елену познакомить нас с православными волонтерами БББСР и их "младшими". Знакомьтесь и вы:

Алиса и Настя

Алиса Сахацкая, студентка второго курса факультета кибернетики Инженерно-Физического Института. Алисе 19 лет, а ее "младшей", Насте, уже почти 13. Алиса стала верующей почти в этом же возрасте. Задумываться о Боге она начала с 14 лет, а с 15 началось осознанное воцерковление, которое происходило почти синхронно с воцерковлением матери. Правда, мама Алисы прошла немного другим путем – сначала она стала участником движения "Вера и Свет", а уже потом, помогая умственно отсталым, стала верующей. У Алисы все получилось ровно наоборот – сначала воцерковление, а потом работа добровольцем.

"Меня стало угнетать то, что своими действиями я мало соответстветсвую тому, чем хочу быть", – рассказывает о себе Алиса. На Фестивале православного рока "Даждь" она наткнулась на объявление сайта Доноры.ру. С тех пор она регулярно сдает свою кровь, чтобы помочь детям. По ссылке с "доноров" Алиса попала на Волонтеры.ру, где записалась на первый в своей жизни волонтерский тренинг и...

Оказалась на грани поражения. "Я была ввергнута в полный ужас! – вспоминает она. – В скольких местах сразу нужна помощь – хосписы, больные раком, дети-инвалиды. Так много людей страдает... Ужас. Я поняла, моих сил не хватит, чтобы всем помочь". У Алисы опустились руки. Вместо того чтобы продолжить волонтерское обучение, она сидела дома, погруженная в тяжелые мысли. А потом вдруг пришло письмо от "Волонтеров" с информацией о программе БББС и Алиса решила все же попробовать.

Сначала дружба, потом все остальное

Настя живет в интернате и старается во всем подражать Алисе – хочет поступать в тот же вуз, так же покрасить волосы. Алису это очень беспокоит, но она также надеется, что это хорошая возможность сформировать у Насти правильную картину мира, привить ей некоторые моральные ценности. "Я стараюсь только хвалить, и никогда не упрекать ее ни в чем, а то она сразу "закроется". Но если она сделает что-то плохое – например, "подставит" подружку, то я ей об этом говорю. Конечно, я стараюсь все обсуждать, а не запрещать, чтобы она сама поняла, что можно, а что нельзя".

Наверное, это правильно и здесь нет никакого навязывания. Если интернат не может сформировать здоровое мировоззрение у ребенка, не дает ему никаких знаний о мире, то взрослый и адекватный человек просто обязан сделать это. А вот следующий шаг, утверждение в вере в Бога (или в веры в Его отсутствие) – это уже личный выбор ребенка, и здесь доброволец не в праве навязывать свое мнение. Но, опять-таки, если у "младшего" сформировалось христианское видение мира и ему близки любовь, доброта и всепрощение, то очень легко будет ненавязчиво показать ему, что христианство учит как раз этому. Поступать наоборот – очень опасно, считает Алиса, – это часто вызывает чувство посягательства на свободу.

Их пара сложилась совсем недавно – 4 месяца назад. И поэтому пока Алиса задавать Насте вопросы о вере считает преждевременным. "Она многое недоговаривает. Я вижу, что она хочет рассказать что-то, но, возможно, боится испортить мое мнение о ней. Сейчас скорее нужно подружиться, чтобы можно было просто обмениваться мнениями, а не навязывать что-то сверху, пользуясь своим положением. Это все происходит очень постепенно, Настя сначала должна подрасти. Не думаю, что мне надо сразу вываливать на нее потоки информации".

Катехизация по Селинджеру

Хотя бы и невзначай, но какое-то движение в этом направлении происходит. Например, случай с брелоком. У Алисы есть брелок с Иисусовой молитвой. Об этой молитве она узнала из повести Джерома Дэвида Сэлинджера "Выше стропила, плотники!". "Там было сказано про одну книгу православного святого, в которой особенно упоминается Иисусова молитва и то, что ее надо почаще повторять" – рассказывает Алиса. У нее в кармане лежит куча разных брелоков, которые она перебирает когда молится. Однажды Настя увидела "коллекцию" Алисы и сразу же очень ею заинтересовалась и попросила показать. Тогда Алиса рассказала ей об Иисусовой молитве и подарила свой брелок, а Настя, в свою очередь, сказала что будет эту молитву про себя повторять.

А еще Алиса подарила Насте детский молитвослов с картинками. Алиса надеется, они будут по нему вместе читать Символ веры и Отче наш. Настя не остается в долгу – недавно ей подарили иконку и она сразу же принесла ее Алисе.

Алиса говорит, что они с Настей обязательно сходят в храм, но когда это случится – пока что неизвестно, ведь они с ней выходили из интерната всего 2 раза. Алиса очень надеется, что сможет положительно повлиять на свою "младшую сестру" и обязательно будет помогать ей в будущем, когда она выйдет из интерната.

Мария и Наташа

Выбор

Мария Ставцева – прихожанка храма Девяти Мучеников Кизических, сотрудница рекламного агентства, планирует кампании различных товаров, услуг и т.п. Всю свою жизнь она была, как и многие из нас, христианкой только по крещению – то есть как бы знала что есть Бог, но на этом все заканчивалось. Полтора года назад ситуация изменилась и Мария доросла до осознанного воцерковления. Теперь она старается жить по-христиански, регулярно посещает богослужения и участвует в Таинствах. В сентябре, когда Мария пришла в проект БББСР, она сразу заявила о себе, как о православной христианке, и это оказалось одним из решающих факторов при подборе для нее "младшего".

Сначала ей хотелось маленькую девочку, ведь "с ребенком проще – покажешь игрушку – и он уже радуется" – рассказывает Мария. Со старшими посложнее, потому что они уже сформировались в стенах интерната, где условия весьма специфические. Мария рисовала себе такую идиллическую картинку, какая у нее будет чудесная маленькая "сестричка" и как они вместе с ней будут расти. Но в процессе обучения она поняла, что главная цель программы – не дать ребенку, который в 16 лет покидает интернат, погибнуть. Уберечь его от судьбы наркомана, проститутки и тому подобного. Хватит ли у нее сил провести эти годы с маленьким ребенком, "вырастить" свою "младшую сестру", она еще не понимала, и Мария попросила себе взрослую девочку, которой до выхода из интерната остается год или два. "которую я могла бы научить как ставить цели и как их добиться" – говорит Маша.

"Я сразу решила запастись терпением и не строить себе иллюзий, чтобы потом не разочаровываться. Но в итоге мне предложили девочку, которая совершенно не соответствовала моим пожеланиям! Мне сразу сказали, что она – "тяжелая". Ее два раза удочеряли и потом возвращали назад. Она была своего рода хулиганской "звездой" школы". Оказалось также, что для своего возраста она уже отлично научилась манипулировать людьми. "Но кураторы программы сказали тогда мне, что, по их мнению, мой характер как раз достаточно жесткий, чтобы общаться с этой девочкой. Ну, раз эти люди, психологи которые разбираются в этом лучше меня, так сказали, то, наверное, это правда. Я была очень удивлена, потому что считала себя совсем не такой... Может быть, я казалась себе такой, какой хотела бы быть для окружающих, такой мягкой, доброй христианкой. А со стороны оказалось виднее".

Наташа

Непосредственная работа с "младшей сестрой" началась в ноябре. Мария и Наташа встречаются по субботам и Маша старается забирать ее на целый день. Вместе они ходят в кино, на выставки, недавно были в музее древнерусской иконы, расположенном на территории Спасо-Андроникова монастыря, расписанного Андреем Рублевым.

"Только на обратном пути она открывается. По дороге куда-то мы почти не разговариваем. Каждый раз мы проходим этот путь заново, она вообще очень тяжело сходится с людьми.

Я думала что буду рассказывать о вере осторожно, не пытаясь тянуть. Оказалось, что она многое знает и сама мне рассказывает, у них в интернате есть молитвенная комната, регулярно священник водит их в храм. Бесед духовных с ней проводить не надо. По-детски, она верующий. Мы говорим об этом редко. Скорее она как новости что-то пересказывает мне. Пересказывает наизусть притчи, которые ей рассказывает батюшка. Видно, что она к нему очень привязана.

Она говорит, что твердо решила стать монахиней. Ну, это не удивительно. Она очень быстро увлекающаяся девочка. Легко возбудима, подвержена частой смене настроений. Все что встречает – окутывает ореолом романтизма и строит из этого замки.

Я не ставлю каких-то пигмалионовских целей слепить из нее свой идеал и не переоцениваю свою роль в жизни этой девочки. Если она, выйдя в 16 лет за стены интерната, будет знать, что где-то в городе у нее есть надежный друг, на которого можно опереться, с которым можно посоветоваться, и который подскажет выход из трудной ситуации – этого уже для меня достаточно, чтобы считать свою задачу выполненной".

Свой взрослый

Однажды они проходили мимо книжного магазина и Мария вспомнила, что куратор БББСР порекомендовала ей купить несколько книг по детской психологии. Одна из них была о том, как общаться с ребенком. Тем же днем они сидели в кафе и ели мороженное, когда Марии понадобилось на минуту выйти. Пакет с книгами остался за столиком. Когда Мария вернулась, Наташу было не узнать. У нее резко изменилось настроение, она стала мрачнее тучи. "Я ее такой никогда не видела – говорит Мария. – С этого момента и до возвращения в интернат мы почти не разговаривали. Наконец, когда они уже подъезжали, Наташа решилась спросить:

– У тебя что, есть дети?!

– Нет.

– А тогда зачем тебе книжка?

– Ну а ты, кто? Разве не ребенок?

И такой у нее вздох облегчения прямо, Вы бы знали! Дети очень ревнивые. Когда у нее появляется что-то свое, свой взрослый, который приходит только к ней, она этим очень дорожит".

"Для меня участие в программе БББСР – это, прежде всего, потребность отдавать: пришло время отдавать что-то, делиться с другими. Это и есть благодарность Богу за свою жизнь. Мне в жизни многие помогли просто участием – человеческим теплом, дельным советом, по-разному. Теперь я нуждаюсь в том, чтобы мое участие в чьей-то жизни помогло одинокому человеку не просто выжить, а еще и не потерять веру в Бога, в себя, не разочароваться в людях, остаться человеком. Ведь это в большой степени является опасностью именно для воспитанников интернатов – брошенных людей, у которых нет никого" – заключает Мария.

Источник: Miloserdie.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама