Межхристианское и межрелигиозное сотрудничество в развитии религиозного образования в России не только необходимо, но и возможно. В этом убежден православный священник, директор Православного института миссиологии и экуменизма и преподаватель ряда светских вузов в Санкт-Петербурге протоиерей Владимир Федоров. Выступая на международной конференции "Религия и образование: российский и международный опыт" в Москве 1 апреля, священник поделился опытом Санкт-Петербурга. По его словам, северная столица, которая уже два столетия воспринимается как "центр толерантности в России", дает "весомый ресурс для экуменического сотрудничества в деле образования".
Очевидно, что знания о религии просто необходимы сегодня в школе, в вузе, во внутренней и внешней политике, в быту, убежден о.Владимир. Он считает, что неведение в вопросах религии – это не просто недостаток знаний, а настоящее "мракобесие", чреватое самыми негативными последствиями. Однако, анализируя широкую общественную дискуссию о проблемах религиозного образования (как преподавания религии, так и знаний о религии), священник подчеркнул, что в ней заметно отсутствие упоминания важной компоненты образовательного процесса: "Совершенно не слышна тема экуменического сотрудничества и межрелигиозного диалога ради разрушения ложных стереотипов и профилактики конфликтов на всех уровнях".
Прежде, чем перейти к рассказу о питерском опыте, священнику пришлось специально остановиться на понятиях "экуменизм" и "толерантность", которые часто "абсолютно неправильно понимаются в наших религиозных общинах, причем не только в православных". "Того, кто будет говорить о необходимости толерантности, сразу будут обвинять в поддержке гей-парадов", пошутил о.Владимир. В начале конференции дискуссию о толерантности заострил о.Всеволод Чаплин, рассматривая толерантность как синоним нравственного релятивизма, проявление атеистического сознания.
О. Владимир, сославшись на возможность разномыслия в православии в недогматических вопросах, призвал православных признать, что "мы можем считать святым покровителем толерантности царя-мученика Николая II, который в 1905 г. издал указ "Об укреплении начал веротерпимости" – то есть о религиозной толерантности". "Можно спорить: хорошо это было или плохо, но надо с почтением относиться к его деяниям, постараться прислушаться к образцу православного благочестия", сказал священник.
Что касается экуменизма, то, по его словам, "классическое, грамотное определение экуменизма – это сотрудничество христиан в деле миссии". Однако, как и с толерантностью, "сейчас под экуменизмом понимают все, что угодно". Так, о.Владимир напомнил, что "вот уже год терзает Церковь волна мракобесия, связанная с письмами епископа Диомида, в то время как официальная позиция Церкви абсолютно ясная – межконфессиональное христианское сотрудничество в деле утверждения в обществе христианских ценностей. Но, наверное, подавляющее большинство духовенства и мирян скажут, что экуменизм – злейшая ересь 20 века. Отсюда такое, порой недостойное христиан, отношение к другим религиозным общинам".
Однако "наша действительность постоянно обязывает расширять как межхристианское, межрелигиозное сотрудничество, так и диалог верующих и неверующих, а также междисциплинарное научное взаимодействие в деле образования", считает выступавший. Он рассказал о трехлетней городской программе гармонизации общества, воспитания толерантности, предотвращения ксенофобии в северной столице. В этой программе существует специальный блок по религиозной толерантности, в разработке которого принимали участие представители религиозных организаций. Успешным можно также считать опыт взаимодействия представителей разных конфессий на академическом уровне: в Санкт-Петербургском государственном университете проходят ежегодные международные конференции о толерантности, о значении религиозных общин для улучшения международных отношений, читаются курсы по психологии этно-религиозных конфликтов, в чем участвуют представители не только христианских конфессий, но и других религий наряду со светскими учеными. О.Владимир пригласил также посетить Религиозно-педагогический центр, который работает при Русской христианской гуманитарной академии в рамках Межцерковного партнерства и сотрудничает с Академией постдипломного педагогического образования, где разрабатываются различные курсы, в том числе об экуменизме, о межконфессиональном и межрелигиозном диалоге.
По мнению докладчика, дискуссия о религиозном образовании в России началась "не с того конца": более всего обсуждаются проблемы школьных курсов, тогда как начинать надо было с вузов, с подготовки учителей, причем не только профильных – по истории религий или по религиозной культуре, но и учителей-предметников, которых тоже нельзя "лишать знаний о религии". О.Владимир убежден, что сейчас нельзя быть "грамотным учителем, не будучи знакомым с элементарными сведениями о религии".
Кроме того, слабое место дискуссии состоит в том, что мало слышен голос учителей-практиков; проблемы религиозного образования обсуждают, в основном, далекие от школы люди: юристы, религиоведы, представители религиозных организаций. Целесообразно было бы организовать при некоторых вузах кафедры религиозной педагогики, которые бы рассматривали перспективы создания соответствующих программ совместно с психологами, социологами, религиоведами, представителями религиозных общин, причем "экуменично, т.е. – в сотрудничестве", подчеркнул о.Владимир. Примеры такой практики можно найти за рубежом.
"В православии существует широкая палитра мнений о формах и методах религиозного образования. Поиск такой экуменической и междисциплинарной модели религиозного образования необходим", подчеркнул о.Владимир. По его словам, для христиан очевиден и миссионерский эффект такого подхода: "Я как православный человек вижу, что миссионерски будет более эффективным поддерживать экуменическое сотрудничество и межрелигиозный диалог, чем опасаться и сторониться его. Часто воспринимают экуменизм и миссию как противоречащие понятия: миссия – это вроде как "привлечение к себе", а экуменизм – "потеря себя", но это в корне неверно!"
Источник: Благовест-инфо