ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

2009 год в Армении будет посвящен основоположнику армянской духовной музыки – Комитасу

Наринэ Киракосян :: 08 апреля 2008

В 2009 году в Армении пройдет ряд праздничных мероприятий, посвященных 140-летию основоположника армянской духовной музыки – Комитаса.

О таком решении было объявлено на пресс-конференции в Ереване генеральным секретарем Международной федерации по хоровому искусству Жаном Клодом Уилкенсоном. Соответствующая договоренность была достигнута и с министром культуры Армении Асмик Погосян. В рамках юбилейных празднеств в Ереване будет организован фестиваль с участием исполнителей из-за рубежа, будут проведены научные конференции, а также мастер-классы. Международная федерация по хоровому искусству выразила готовность не только содействовать празднованию юбилея, но и в дальнейшем продолжать сотрудничество с Арменией в сфере культуры. В частности, планируется организовывать мастер классы с участием зарубежных специалистов, а также распространять новейшую методологическую литературу. "В годы своего становления Армения прошла нелегкий путь, и я рад, что, несмотря на это, в стране есть и создаются музыкальные коллективы. Уверен, что с нашей помощью республика будет полностью вовлечена в мировую "хоровую семью", которая насчитывает 30 млн. членов со всех уголков земного шара", – подчеркнул Жан Клод Уилкенсон в беседе с журналистами.

Комитас (настоящее имя Согомон Геворкович Согомонян) – ярчайший представитель армянского музыкального искусства, творец, с именем которого связана целая эпоха в истории армянской музыки. Он родился 26 сентября 1869 года в Западной Армении в городе Кутина (Кетайя). Комитас – основоположник национальной композиторской школы. Он очистил армянскую музыку от чужеродных элементов и доказал всему миру, что у армян есть своя самобытная музыка. Будучи большим знатоком армянской музыки, Комитас своеобразно синтезировал армянское национальное монодическое мышление с европейским многоголосием. Им собраны и записаны тысячи народных песен, исследованы как церковная, так и народная музыка – Комитас их считал "братом и сестрой". Композитор вплотную занимался изучением и расшифровкой хазов (древняя армянская нотопись). Он создал Литургию ("Патараг"), написанную для мужского хора.

К сожалению, недолгим оказался жизненный и творческий путь великого музыканта. Комитасу суждено было разделить трагическую судьбу своего народа: вместе с многочисленными соотечественниками он тоже оказался жертвой геноцида 1915 года, от больших душевных потрясений навеки потеряв ясность мысли и духа.

Он потерял мать, когда ему еще не было и года. Из-за занятости отца заботу о ребенке взяла на себя бабушка. В 7 лет Комитас поступил в местную начальную школу, он превосходно пел, и не случайно, что в Кутине его называли "маленьким бродячим певцом". Своему восхитительному голосу Согомонян был обязан также и тому событию, которое основательно изменило весь ход его жизни. Священник Кутины Дерцакян должен был уехать в Эчмиадзин – принимать сан епископа. По просьбе Католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту – на учебу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран только 12-летний Согомон. Поскольку в это время в Кутине запрещалось говорить по-армянски, мальчик говорил на турецком и на приветствие Католикоса Геворка IV ответил: "Я не говорю по-армянски, если хотите – спою". И своим красивым сопрано спел армянский шаракан (духовный гимн), не понимая слов. Благодаря исключительным способностям Согомон за короткое время преодолевает все препятствия, в совершенстве овладевает армянским (Комитас был известен как хороший знаток нового армянского, а также старого – грабара). Далее Согомон посвящается в сан монаха. Церковь связывала с Согомоном большие надежды, гордилась им и обращала на него особое внимание.

В 1893 году Комитас завершает обучение в семинарии, затем принимает сан священника и имя католикоса Комитаса – выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В семинарии Комитас назначается учителем музыки, заменяя известного композитора Христофора Кара-Мурзу. Последний своей прогрессивной демократической деятельностью вызвал недовольство духовенства и был освобожден от работы. Параллельно с преподаванием Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке. Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года он уезжает в Тифлис учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии. Эти занятия стали своеобразной предтечей и крепкой основой для овладения европейской техникой композиции.

картина армянского художника Минаса Минасяна по произведению Комитаса "Несмолкающая колокольня"Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным центром Европы – Берлином, куда он уехал учиться по протекции Католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна. В годы, проведенные в Берлине, Комитас полностью погружается в свои занятия и творческую деятельность, приобретая высокий профессионализм. Несмотря на финансовые трудности и лишения, он смог максимально использовать те богатые возможности, которые дал Берлин. Комитас поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Здесь он изучает музыкально-теоретические предметы, композицию, посещает занятия фортепиано и органа. За стенами консерватории Комитас берет частные уроки вокала, обрабатывая свой прекрасный голос – уже красивый баритон. В то же время готовится к дирижерской деятельности, бывает на репетициях симфонического оркестра, на оперных репетициях, концертах, постановках. Параллельно Комитас посещает императорский университет Берлина – лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. В годы учебы он имел возможность "общаться" с европейской музыкой, еще более обогащая запас знаний, заниматься музыкально-критической деятельностью. По приглашению Международного Музыкального общества он провел лекции, посвященные армянской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой.

В 1907 году в Париже выходит его первая тетрадь обработок под названием "Армянская лира". Композитор начинает задумываться и над большими, монументальными музыкальными формами. Намеревается создать музыкальный эпос "Сасна црер" и продолжает работу над оперой "Ануш", которую начал еще в 1904 году. Комитасу удается завершить большую часть оперных фрагментов. Он пишет классику армянской поэзии Ованесу Туманяну: "Давно уже начал и довольно много написал из твоей "Ануш", но пока многого не достает до единого целого". К сожалению, "Ануш" так и не была завершена. Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д'Энди, Габриель Форе, Камиль Сен-Санс.

В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано воскликнул: "Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед вашим музыкальным гением!" В Париже на конференции Международного Музыкального общества он читает два доклада: "Армянская народная музыка" и "О старой и новой нотописи армянской духовной музыки", которые вызвали большой интерес среди участников конференции. В период I мировой войны правительство младотурков начало осуществлять свою чудовищную программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению части армянского народа. В апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан в глубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. И, несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращен в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжелых думах – сломленный и печальный. В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Однако не было никакой надежды на выздоровление. Медицина оказалась бессильной перед губительной болезнью. Гений армянской музыки нашел свое последнее пристанище в Париже, в пригородной лечебнице Вил-Жуиф, проведя там почти 20 лет. 22 октября 1935 года прервалась жизнь великого Комитаса.

Весной 1936 года его прах был перевезен в Армению и предан земле в Ереване – в пантеоне деятелей культуры. Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей были уничтожены или растеряны по всему миру.

Один из самых влиятельных армянских католикосов Вазген I писал о Комитасе: "Армянский народ в песне Комитаса нашел и узнал свою душу, свое духовное "я". Комитас Вардапет – начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда".

Сегодня без произведений Комитаса не проходит ни одна церковная служба, а на международных музыкальных фестивалях исполняются его шараканы.

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама