Накануне православной Пасхи Патриарх Алексий II ответил на вопросы, интересующие читателей "Российской газеты"
В воскресенье православные христане празднуют главный свой праздник Святую Пасху Воскресение Господне
О жизни церкви, о ее причастности к самым животрепещущим вопросам общественной жизни наш разговор со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Церковь в Отечестве и в мире
Российская газета
Ваше Святейшество, накануне Пасхи мы не только готовимся к этому главному для православных христиан празднику, но и подводим итоги прошедшего Великого поста, да и всего времени, прожитого нами до нынешнего Воскресения Христова. Последний год был отмечен историческими событиями в жизни церкви был подписан Акт о каноническом общении в Поместной Русской православной церкви. Высказывались опасения, что последует раскол в зарубежной церкви, что паства не поддержит решение иерархов. Какова истинная картина этого события? Что можно сказать о роли в этом процессе владыки Лавра, с которым мы недавно простились?
Патриарх Алексий II
Подписание Акта о каноническом общении стало результатом возникшего между Церковью в Отечестве и русским церковным рассеянием взаимопонимания и желания идти путем служения Богу вместе. Своими подписями мы с новопреставленным митрополитом Лавром скрепили возникшее в наших сердцах и в сердцах нашей паствы единство. Это единство, как вы знаете, сразу же после торжественной церемонии подписания Акта скрепил и Сам Господь, Телу и Крови Которого мы впервые за многие десятилетия причастились вместе за праздничной литургией в присутствии тысяч жаждущих воссоединения православных верующих.
Роль почившего митрополита Лавра невозможно недооценить. Верные чада Русской православной церкви всегда будут помнить о нем как о ревностном архипастыре, выполнившем уготованное ему Промыслом Божиим предназначение. Кто, как не он, сплотил своим молитвенным предстоятельством зарубежную паству? Кто, как не он, позволил ей возрадоваться о выстраданном несколькими поколениями русских эмигрантов воссоединении с Церковью в Отечестве?
РГ
Православие не собственно российское явление, сейчас как раз по российскому телевидению идет киноцикл "Планета православия", напоминающий об этом, а для многих и открывающий истинный масштаб и великое разнообразие вселенского православия есть православные японцы, православные арабы, православные американцы. Какие главные события происходят сегодня на этой "планете", каковы надежды, проблемы, вызовы в нынешнем православном мире?
Алексий II
Православный мир это пятнадцать братских Поместных православных церквей, которые состоят в общении друг с другом и в совокупности являют собой Единую Соборную и Апостольскую православную церковь. Сохранение православного единства остается важнейшей задачей, особенно актуальной для нашего времени. Ведь не секрет, что бушующие в мире политические бури нередко проникают и в церковную ограду, провоцируя недоумения и разделения между братскими церквами и народами. Между тем только вместе мы можем действенно свидетельствовать современному человечеству о непреходящих духовных и нравственных ценностях Православия.
Модуль веры
РГ
Одна из самых горячих общественных полемик в нашем обществе, продолжающихся уже много лет, связана с преподаванием "Основ православной культуры". Изобретаются все новые варианты противодействия этой идее или подмены этого предмета. Кто и почему сопротивляется? И какова сегодня позиция Церкви на этот счет?
Алексий II
Образование это сфера совместных трудов государства и общества. Государство не может не учитывать требований к образованию, предъявляемых семьей, религиозными и национальными общинами, нашим народом в целом. Поэтому можно только приветствовать широкую дискуссию о формах присутствия знаний о религии в общедоступной школе. И сегодня есть основания говорить об определенных положительных итогах этой дискуссии. Позиция Церкви, которая говорит о необходимости воссоединить образование и воспитание, была поддержана значительной частью нашего народа, многими в органах законодательной и исполнительной власти. Свидетельством этому являются принятые в декабре прошлого года поправки в Закон "Об образовании", в котором впервые в качестве важнейшей цели образования обозначено "формирование духовно-нравственной личности"
Мы достигнем этой цели, если в школе будет вестись преподавание учебных курсов духовно-нравственного содержания, в том числе курсов по истории и культуре религий, которые исповедуют сами школьники и их родители. Специалистами Российской академии образования, Федерального института развития образования, а также учреждениями Русской православной церкви разработана концепция включения в новое поколение государственных стандартов учебного предмета "Основы православной культуры", который должен стать составной частью новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура"
Данная образовательная область будет иметь несколько модулей. Это основы традиционных для России религиозных культур и курс нерелигиозной этики. Учащиеся и их родители смогут самостоятельно выбирать тот или иной предмет в соответствии со своим мировоззрением. Уважение свободы выбора и вариативность курсов позволит не допустить дискриминации учащихся по мировоззренческому признаку. На наш взгляд, только такой широкий подход может сохранить принцип светскости образования и одновременно соблюсти свободу совести в школе. Как ни странно, именно этот подход не всеми приветствуется. Противники модульности предметов высказывают опасение, что дифференцированное преподавание духовно-нравственных дисциплин может привести к разделению учеников по религиозному признаку. Я не согласен с этой точкой зрения. Напротив, именно углубленное изучение собственной духовной традиции является условием успешного формирования целостной личности, способной полноценно участвовать в межкультурном диалоге, столь востребованном сегодня
Идея единого для всех школьников учебного курса об истории религий неприемлема по ряду причин. Такой курс не может быть основан на духовно-нравственной культуре ни одной из традиционных религий, в том числе и православия, так как может вызвать непонимание у лиц, принадлежащих к другим религиям, и стать основанием для подозрительности и напряженности. Нам предлагают общий курс, который оценивал бы все религии с позиции "объективизма", а на самом деле секулярного агностицизма, который мировоззренчески неприемлем для верующего человека. Ясно, что такой курс в лучшем случае может стать просто энциклопедией о религиях, но он не сможет послужить духовному и нравственному воспитанию школьников. Более того, его введение будет означать отказ от свободы в мировоззренческой области, так как все будут вынуждены изучать "единственно правильный" подход к религии.
РГ
В последние годы в мире участились всевозможные антирелигиозные провокации на выставках, в фильмах, кощунственных акциях, книгах. Что стоит за ними? Надо ли различным религиозным конфессиям объединять свои усилия в противодействии этим атакам?
Алексий II
Думаю, по-настоящему религиозный человек не будет оскорблять ценности других людей. Конечно, те, кто это себе позволяет, нуждаются в жалости, ибо это очень душевно бедные и неспокойные люди. Но в то же время оскорбительные выпады должны пресекаться. Зло, в отличие от добра, агрессивно и стремится утвердиться с помощью насилия, попрания богоданной свободы, попыток разрушить любовь к Богу и ближним. Для противостояния злу должны объединиться все люди доброй воли. "Ибо кто не против вас, тот за вас", говорит Христос Спаситель. Такое соединение усилий не влечет объединения вер, оно лишь усиливает наш голос. Кроме того, соприкасаясь с иными религиями и конфессиями, мы свидетельствуем миру о святом православии, подавая пример деятельной веры
РГ
Клуб православных журналистов выступил с идеей создания Общественного совета на телевидении. Реальна ли такая идея, будет ли от нее толк? Что, на ваш взгляд, сегодня представляет собой телевидение в России?
Алексий II
Создание Общественного совета по нравственности идея здравая. Ведь большинство общества, включая политиков, педагогов, людей творчества, самих журналистов, говорят о том, что разрушительный аморализм и бездумная развлекательность, которые господствуют на телевидении, не устраивают никого и вредят всем. Телевидение само по себе лишь инструмент, огромные возможности которого могут быть направлены как на созидание здорового и гармоничного общества, так и на пропаганду культа наживы, циничного отношения к окружающим, всевозможных пороков, которые делают человека больным, слабым и несчастным. Чтобы наши сограждане смогли влиять на политику телеканалов, смогли решать, что будут смотреть их дети, и нужен Общественный совет.
Иностранные радости
РГ
В последнее время появляются новые светские празднества, заимствованные из религиозных традиций, часто неправославных например, день святого Валентина или день святого Патрика. Стоит ли вытеснять их соответствующими православными, например, днем памяти святых Петра и Февронии?
Алексий II
Наше общество стало открытым для внешнего мира. Одновременно произошла утрата прежних идеалов и символов, а возрождение многовековых религиозных и культурных традиций только набирает силу. Именно в этот момент и стали популярными иностранные праздники. Но давайте зададимся вопросом: почему они нашли отклик, особенно у молодежи? Разве молодых людей привлекает религиозный смысл дней святого Валентина и святого Патрика? Очевидно, что нет. Если в первом случае притягательным является покровительство любви, то во втором покровительство радости и веселью. Для меня это все сигналы глубокого желания молодежи утвердить в жизни любовь и радость. Но разве в истории нашего народа нет образов, которые помогут обрести эти прекрасные и высокие чувства? Мне обидно, что мы не ценим собственный опыт и подчас заранее отказываемся от него в пользу иностранных традиций. Поступая так, мы обедняем и общечеловеческое наследие, лишая его наших сокровищ.
Убежден, что наш народ может черпать нравственные силы из опыта своих отцов и дедов. Так, святые благоверные Петр и Феврония в своей жизни явили образец истинной любви, которую ищут как верующие люди, так и люди нерелигиозные. Сердцем каждый понимает, что для полноценной и гармоничной жизни нужна не страстная и эгоистичная любовь, а любовь жертвенная и верная. И об этом должны говорить наши праздники, наша школа, детские и молодежные телепрограммы, вся наша культура
РГ
Что теперь можно выделить из задач на будущее как приоритет?
Алексий II
Сделать нужно еще очень много. Задача Церкви вести людей ко Христу. Что мешает на этом пути? Грех, который удаляет от Бога, лишает человека счастья, обрекает на страдания и в конечном счете на смерть. Мы грешим всякий раз, когда попираем заповедь о любви к Богу и ближнему самую главную и самую трудную. Как любящая мать Церковь открывает свои объятия всем чадам Божиим. И главное для нее просветить человека, наполнить его внутренний мир верой, добром, истиной. Для этого нам, пастырям, нужно постоянно идти к людям. Идти через слово, через общение, через пример добрых дел. Наша первоочередная забота о тех, кто больше всего в ней нуждается: о детях, молодежи и людях старшего возраста. В здоровом обществе не должно быть несчастных детей и брошенных стариков.
Продолжение разговора с Патриархом читайте в ежедневном выпуске "РГ"
Биография
Алексий II ( в миру Алексей Михайлович Ридигер) Патриарх Московский и Всея Руси, родился 23 февраля 1929 года в Таллине, в семье священнослужителя. После окончания средней школы поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем в Духовную академию, которую окончил в 1953 году. Доктор богословия. В 1950 году был рукоположен в сан священника. Был священником одного из православных приходов, позднее настоятелем Богоявленской церкви г. Йыхви ( Эстония). Настоятель Успенского собора в г.Тарту и благочинный Тартуско-Вильяндиского округа (1957-1961 годы). В марте 1961 года принял монашеский постриг. С 1961 года носит сан епископа, а с 1964 года архиепископа Таллинского и Эстонского. В этом сане был управляющим делами Московской патриархии. Вошел в состав постоянных членов Священного Синода. С 1968 года митрополит Таллинский и Эстонский. С 1986 года митрополит Ленинградский и Новгородский. С июня 1990 года Патриарх Московский и Всея Руси. Автор более 200 работ на богословские и церковно-исторические темы.
Источник: Российская газета