ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Пасхальные размышления о двух цитатах

Владимир Легойда :: 29 апреля 2008

...Я не Бога не принимаю... я мира, им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять... а поэтому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к "Боженьке"!

Не стоит, потому что слезинки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии... Не хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! Не смеет она прощать ему!.."

Вряд ли кому-то удавалось лучше, чем Достоевскому, передать страшную боль этого вопроса, поэтому нередко и говорят о "карамазовском вопросе". Хотя он, скорее, общечеловеческий – и в том смысле, что не герой Достоевского первым сформулировал этот крик души, и в том, что в жизни каждого человека бывают ситуации, когда разум просто не способен примирить веру в доброго и благого Бога с теми жизненными ситуациями, которые обрушились на тебя, на близких или друзей. Разум не принимает, душа кровоточит: почему это происходит, где же Бог, как Он допускает, где гармония?..

Гармония и мир царствовали в сотворенном Богом Эдеме: люди жили в любви не только друг с другом, но и со всем миром Божьим, в котором изначально не было зла, ненависти и неправды. Но от этой гармонии и мира человек отказался сам, отринув жизнь в Боге и любви и выбрав такую жизнь, когда ведется "война всех против всех" и нередко побеждает не любовь, но хитрость, обман и жестокость, а мучители губят маленьких детей и остаются безнаказанными. Первоначальный мир был утерян, произошла вселенская катастрофа...

Прав Иван Карамазов – слезы ребеночка и его матери должны быть искуплены. Но не наказанием или смертью мучителя ребенка – ибо любое насилие или зло не искупительно, оно может на какое-то время останавливать неправду, но в результате порождает новое зло и насилие. Карамазовская логика не работает, будучи "человеческой, слишком человеческой" – смерть виновника мучений ребенка не вернет матери радости от дитяти, не вернет ребенка. Вселенские катастрофы не исправляются простым насилием.

Зло искупается животворящей любовью. Только жизнью можно победить смерть, и ее побеждает дарующая жизнь любовь Бога-Творца; она возвращает жизнь и соединяет мать с ребенком. И научает прощать. И слезинка ребенка, и все раны человечества были искуплены Самим Богом – искуплены против всей человеческой и нечеловеческой логики: не демонстрация силы и не новое насилие над человеком побеждает смерть, но то, что Бог Сам, добровольно восходит на Крест и принимает смерть, чтобы воскреснуть и Своими страданиями и Своим Воскресением вернуть человеку надежду – на жизнь, на любовь и на прощение.

Слезы искуплены, а мы можем и должны прощать, потому что две тысячи лет назад с Креста на Голгофе прозвучали совсем не карамазовские слова: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34). Это о распинавших Христа, о воинах, которые рядом, у голгофского Креста, в присутствии Бога делили Его одежду – не понимая ни того, что происходит, ни Того, Кто сейчас искупает и их вину. Мы можем и должны прощать, потому что нельзя жить так, как будто этих слов не было, как будто все, что есть в нашем мире – это тотальная вражда.

Но как научиться прощать?

У самого Достоевского есть, как мне кажется, прекрасный ответ Ивану Карамазову. На почти карамазовский вопль одной из пришедших к нему за советом посетительниц ("Это убийственно, убийственно!"), старец говорит:

"Без сомнения убийственно. Но доказать тут нельзя ничего, убедиться (курсив мой – В. Л.) же возможно... Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того, как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно".

Наверное, в эти радостные пасхальные дни особенно важно вспомнить о том, что и все наши грехи, и все наши слезы уже искуплены и что мы призваны любить и прощать. И – самое главное – что только путем благодатного изменения собственной души можем мы обрести мир с собой и с теми, кто нас окружает. Христос Воскресе!

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама