ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Любовь или безумие?

Джейн Армстронг :: 30 апреля 2008

Похититель Амины Эдиевой следил за ней, как опытный хищник. Он подошел к стройной, черноволосой 18-летней студентке на одном из грозненских переулков, схватил ее в свои медвежьи объятия и затолкнул в поджидавшую его машину.

Она кричала, отбивалась и царапалась, но он привел с собой троих друзей-мужчин, один из которых был водителем, а двое других сидели на задних сидениях и следили за тем, чтобы она не могла сбежать. Мужчины помоложе, которые сидели во второй машине, следили за тем, чтобы вокруг не было свидетелей, которые могли бы попытаться воспрепятствовать похищению средь бела дня.

Но Эдиева знала, что ни один чеченец не попытается спасти ее в тот сентябрьский день почти три года назад. Хорошо зная о чеченских традициях похищения невест, она понимала, что оказалась в западне столетнего ритуала, согласно которому ее похититель, ухажер, которому она часто отказывала, собирался силой жениться на ней.

"Я сказала, что ненавижу его", – заявила она, но он в ответ засмеялся.

"Не имеет значения, любишь ты меня или ненавидишь, – ответил он ей спокойно. – Я хочу тебя, и ты станешь моей женой".

В Чечне и в соседней Ингушетии, горных южных российских республиках Северного Кавказа, жестокие похищения невест происходят почти каждую неделю; а во время весеннего брачного сезона они могут случаться каждый день. Молодых женщин похищают на автобусных остановках, по пути от школы домой, а иногда даже из дворов их собственных домов. Шокирующие видеозаписи, на которых мужчины тащат кричащих молодых девушек, а их книжки, кошельки и сотовые телефоны летят в воздух, часто размещаются на сайте YouTube.

Власти двух своенравных республик обычно закрывают глаза на эту жестокую практику, предпочитая описывать такие явления как романтическую традицию, которую по договоренности между собой осуществляют романтичные молодые люди.

Некоторые заявляют, что жестокость традиции – это выдумка и многие девушки сами мечтают быть похищенными красивым мужчиной.

"Это знак того, что [мужчина] действительно любит ее", – заявила Марият Мускеева, сотрудница отдела по связям с общественностью в местных чеченских органах управления. "Если женщина может рассказать своим детям, что их отец похитил ее, то это считается большой любовью".

Большинство женщин, опрошенных в Чечне и Ингушетии, не соглашаются с данным утверждением, заявляя, что не чувствовали никакой любви со стороны мужчин, которые хватали их и заталкивали в машины. Другие заявили, что в современном обществе эта традиция уже не соблюдается.

"Правительство отрицает существование этой проблемы, – заявил Эдиева, которая смогла уйти от своего мужа после напряженных восьми месяцев в браке. – Оно относится к этому как к чему-то обыкновенному".

Нет никаких статистических данных относительно того, сколько женщин ежегодно похищается в Чечне и Ингушетии, но организации по правам человека утверждают, что их тысячи. Местные жители заявляют, что около половины всех браков начинаются с похищения.

В советскую эпоху Чечня и Ингушетия входили в состав единой автономной республики, чьи культуры основаны, во-первых, на лояльности тесно связанных патриархальными устоями семьях и, во-вторых, на лояльности тому или иному местному клану.

Чеченцы, в частности, гордятся тем, что их республика имеет нерусскую индивидуальность. В ходе интервью, отвечая на вопрос о том, почему в XXI веке продолжают совершаться похищения невест, многие говорили: "Это наша традиция".

Редактор одного из чеченских журналов Лула Джумалаева отметила также, что результатом двух войн в регионе стала острая нехватка мужчин. Незамужние женщины не имеют никакого статуса в обществе, и многие отчаянно хотят выйти замуж, заявила она. Когда мужчин мало, шансы на то, что женщина сможет сама выбрать себе мужа, очень малы. Если ее похитили, она может почувствовать на себе давление и согласиться выйти замуж за похитителя, особенно если его семья подходит ей.

Семейные споры, преступления и многие общественные вопросы решаются религиозными лидерами и старейшинами, а не государственными властями. Распространены также кровная месть и самосуд.

Часто говорят, что крепкие семейные связи и дисциплинированные религиозные братства помогли чеченцам пережить три трагедии национального масштаба, в том числе депортацию по приказу Сталина почти 400 тыс. чеченцев в Казахстан в 40-х годах прошлого века и две кровопролитные войны с Россией в 1994 и 1999 годах.

Роль, которая отводится женщинам в этих привязанных к традициям обществах, в основном второстепенная, женщины выполняют львиную долю домашней работы. В присутствии мужчин они должны вести себя тихо и есть за отдельным столом.

"В нашем обществе мы не любим девочек, которые не подчиняются правилам и к которым уже прикасался мужчина", – заявил 79-летний Хамид Габаев, старейшина из горной деревни Вашендорой в южной Чечне. Когда он говорил, две женщины суетились вокруг него, одна наливала чай, а другая чистила его грязные ботинки.

Мускеева, сотрудница из отдела по связям с общественностью, заявила, что похищения невест являются проявлением страстной натуры северокавказских мужчин и женщин. "Браки после похищения крепче, чем другие".

Но Эдиева была едва знакома со своим похитителем, она встречалась с другим мужчиной, за которого планировала выйти замуж.

В первые минуты после того, как ее схватили, в ее мозгу промелькнули правила похищения, которые знает наизусть большинство чеченских женщин: если ей не удастся убежать до наступления утра, она не сможет избежать брака.

Если незамужняя чеченская женщина проводит ночь в доме мужчины, ее автоматически считают его женой. Если он дотронется до нее до свадьбы, она, как говорят, будет опозорена.

"Я была готова потерять сознание, – заявила Эдиева в интервью, которое она давала в доме своих родителей в Грозном. – Он уже дотронулся до меня. Я боялась, что, если мой парень узнает об этом, он больше не захочет меня видеть".

Машина на скорости промчалась мимо военного контрольно-пропускного пункта, на котором работали чеченцы и русские. Чеченские солдаты не моргнули бы и глазом, но она кричала русским военнослужащим. Никто ей не помог.

В течение 9 часов Эдиева находилась в плену, толпа родственников ее похитителя, которые собрались у него дома, убеждала ее согласиться на свадьбу.

"Вокруг меня стояли 9 мужчин, – сказала она. – Я кричала, что я скорее умру, чем проведу тут ночь. Но они смеялись надо мной".

Около часа ночи она нашла мобильный телефон и смогла позвонить домой, но ее мать с неохотой согласилась спасти ее. После того как она попросила помощи у старшего брата, родственники забрали ее домой. Ее мать и сестра заявили ей, что глупо было сопротивляться браку.

На следующий день под давлением со стороны своей матери и деда она сдалась и согласилась выйти замуж за своего похитителя, мужчину по имени Асламбек.

Через 9 дней после этого Эдиева с потекшей от слез тушью на глазах была выдана замуж на традиционной чеченской свадебной церемонии, на которой она в одиночестве на протяжении нескольких часов простояла в углу в доме своего жениха, не имея возможности ни слова сказать, ни сесть в присутствии старших.

Теперь в традиционной мусульманской культуре ее будущее как молодой разведенной женщины уже определено. Она вправе выйти замуж только за разведенного мужчину либо стать второй женой, но ни то, ни другое не подходит ей.

Оказавшись снова в родительском доме, Эдиева не восстановилась в университете и теперь часами смотрит телевизор. Ей нравится примерять платья для невест и смотреть свадебные видеозаписи.

По ее словам, ее будущее разрушено.

"Все чеченские традиции основываются на том, чего хотят родители", – с горечью заявила она.

Несмотря на официальную версию, что похищения невест в основном являются спектаклями, сыгранными самими молодыми любовниками, тысячи молодых женщин в Чечне и Ингушетии рассказывают похожие истории о похищениях, за которыми следовали часы жарких переговоров, а родственники похищенной девушки часто выступали в качестве соучастников похищения.

Мускеева заявила, что она с сомнением относится к этим историям, настаивая на том, что немногих чеченских женщин насильно принуждают к браку.

"Если девушка не хочет свадьбы, если семья мужчины не хочет свадьбы, если нет взаимной договоренности, свадьбы не будет", – заявила она.

Во время интервью в комнату вошел ее руководитель Иса Асхагов, который рассказал, как он похитил свою жену много лет тому назад. Они встречались и планировали пожениться, но ей хотелось сначала закончить медицинское училище. Он похитил ее, когда она шла домой с занятий. Она разозлилась сначала, но он разрешил ей закончить учебу, и теперь у них пятеро детей.

"Это похоже на небольшой спектакль, – заявил Асхагов. – Чеченские девушки растут в строгих семьях. Им хочется настоящего мужчину, которого они смогут уважать".

Из всех чеченских и ингушских традиций правила, касающиеся ухаживаний и женитьбы, являются наиболее строгими.

Источник: Globe and Mail

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама