ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Где мало дев, там мало людей"

Игумен Маркелл (Павук) :: 04 мая 2008

"Свет для мирян – иноки, а для иноков – ангелы", "монашество – сердце христианства". Так в древности русские люди выражали свою великую любовь к монашеству. Почтительное отношение к иночеству было непререкаемым, так как, по мысли святителя Феофана Затворника, "монашество в малом виде призвано представлять лицо Церкви Христовой в её совершеннейшем состоянии... Главное дело монахов есть молитва неусыпная, непрестающая, о Церкви, Отечестве, живых и мертвых. Они – жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду".

После долгих лет секуляризации общественного сознания и открытого богоборчества, отношение к монашеству существенно поменялось. Ныне для большинства нецерковных светских людей монастыри и монашество – это всего лишь красивая экзотика с богатством положительной энергетики. Некоторые же церковные журналисты, к сожалению, когда пишут о монашестве, то складывается впечатление, что они его погребают, так как видят в нем одно несовершенство. Они рассуждают примерно так: "Вот раньше, в древности, были настоящие монастыри и монахи, а ныне таких единицы или совсем нет. Есть лишь так называемые "младостарцы" из числа монахов, которые не смогли (из-за безответственности) понести бремя семейной жизни, это весьма невежественные люди, прельщенные борьбой с "ветряными мельницами": глобализацией, экуменизмом, ИНН и неосергианством".

Для обоснования своей теории об упадке монашества авторы подобных публикаций обычно ссылаются на пророчества древних отцов-аскетов, в частности, святителя Игнатия (Брянчанинова). На этих пророчествах также строят свои лекции известные профессора богословия. Слушая их лекции, невольно ловишь себя на мысли, что вроде бы они всё правильно пишут и говорят, но возникает вопрос, кто же ныне живет в многочисленных монастырях, которые восстанавливаются и вновь образуются по всей Русской земле? За 20 последних лет из руин поднято и вновь образовано 750 монастырей, в которых подвизается более 10 тысяч монахов. Когда в истории монашества было нечто подобное?! Неужели это всё люди, не призванные Богом, безответственные, невежественные и прельщенные? Разве может такое быть?! Критики монашества могут возразить, что мы имеем в виду не всё монашество, а только наиболее слабую его часть. Да, действительно, слабые монахи есть везде, в любом монастыре, но по духу публикаций видно, что такие "ревнители" вряд ли заботятся об укреплении слабых, вольно или невольно они наносят удар по всему монашеству.

Причин нелюбви к монашеству может быть несколько. Во-первых, в Церкви институт монашества находится на самом видном месте, своего рода на передовой видимой и невидимой духовной брани. Из глубокой древности, а точнее после эпохи иконоборчества, примерно с IХ века, когда женатое духовенство отчасти скомпрометировало себя связью с иконоборцами, так повелось, что на все важные церковно-административные должности стали выбирать монахов, поскольку они не обременены семейными заботами и имеют возможность, по слову Апостола, больше угождать Богу. Естественно, что у них появились завистники, которые считали, что они лучше бы исполняли то или иное административное послушание, чем монахи. Во-вторых, монашество сродно исповедничеству, мученичеству и пророческому служению. Иноки своей неотмирной жизнью призваны свидетельствовать о тленности обычаев и порядков этого мира. За это они невольно навлекают на себя гнев, осмеяние и гонение окружающих людей. В-третьих, и это, пожалуй, самая главная причина неприязни к монашеству: церковным и нецерковным людям очень сложно понять суть монашеского служения. Многим христианам совсем непонятна кажущаяся "бездеятельность" монашества. Некоторые люди, подобно древнему западному еретику Вигилянцию, считают, что монахи отвлекают от полезной общественной деятельности лучших людей общества. По их мнению, если допускать существование монашества, то оно в монастырях должно заниматься активным социальным служением, воспитанием детей-сирот, перевоспитанием бомжей, пьяниц и наркоманов, самые грамотные из монахов должны вести активную миссионерскую и просветительскую деятельность, развивать богословскую науку, активно двигать монастырское хозяйство, вести рыночную торговлю.

Всегда были и есть подобные монастыри и монахи. Из истории монашества мы знаем, что многочисленные общежительные монастыри, основанные преподобным Пахомием Великим, были на самоокупаемости, то есть жили за счет рукоделия иноков, которое продавалось на рынке. Некоторые монахи, как, например, Оптинские старцы, занимались активной просветительской деятельностью. Но, как свидетельствует исследователь монашеской жизни Евагрий Понтийский, главным деланием древнего иночества все-таки была не активная внешняя просветительская и экономическая деятельность, а молитва, при помощи которой, по слову Апостола, иноки стяжали ум Христов. Преподобный Исаак Сирин пишет: "Ничто так не угодно Богу и не досточестно в очах ангелов, ничто так не смиряет сатану и не страшно для демонов, ничто так не заставляет трепетать грех и не возращает знание, ничто так не приводит к состраданию, не смывает грех, не помогает человеку приобрести смирение, не умудряет сердце, не подает утешение и не собирает ум, как постоянная молитва отшельника, преклоняющего колена к земле. Это гавань покаяния, в которую все собрание умилительных помыслов собрано со слезами, ибо это сокровищница силы, омовение сердца, путь чистоты, дорога откровений, лествица ума. Такая молитва делает ум подобным Богу, уподобляет его движения тем, что свойственны будущему веку. Она возмещает долг продолжительного небрежения в краткий срок. Она вмещает в себя различные и многообразные делания" (Главы о знании IV,31).

Когда некоторые философы решили посмеяться над неученостью преп. Антония Великого, то он спросил у них: "Что первичнее: ум или письмена? Философы ответили: "Первичнее, конечно, ум". Тогда Антоний сказал им: "В ком здравый ум, тому не нужны письмена". Философы были удивлены тонкостью и проницательностью ума Преподобного и больше не насмехались над святым мужем. В древности монахи в основном были неграмотными. Немногие иноки умели писать и читать, но, как пишет святитель Афанасий Великий, часто память заменяла им книги, то есть они на слух заучивали наизусть целые книги Священного Писания. Это была их основная пища для размышления и молитвы. Дошедшие до нас древние монастырские уставы свидетельствуют, что большая часть дня и ночи иноков посвящалась молитве. Труд был лишь вспомогательным средством для отвлечения от праздности – матери всех пороков, мешающих молитве. Святитель Игнатий (Брянчанинов), давая определение монашествующим, пишет, что они "суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою, – добродетелью, высшею всех добродетелей, чтоб посредством её соединиться во едино с Богом, как сказал Апостол: Прилепляяйся Господеви бывает, един дух с Господом" (1Кор. 6;17). Святитель полагает, что "все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы, или же даются тем, которые, по нравственной немощи или по недостатку умственных способностей, не могут заниматься всецело молитвою". (Игнатий Ставропольский, свт. Творения: В 7т. Т.1. – М., 1997.С.458; Т.2.-С.148).

Ещё одна причина неприязни к монашеству – западное католическое влияние. По западному секулярному представлению, монах (от лат. monos – один) – это одинокий человек, неудачник в жизни, "жертва несчастной любви", который компенсирует свою ущербность за счет активной социальной деятельности в том или ином монашеском ордене.

В восточной православной традиции, монах – это не одинокий человек, а подвижник, который при помощи молитвы и поста стремится стяжать целостность (отсюда русское слово "целомудрие"), единство (от лат. unus – единый) с самим собою и Богом. Монах удаляется из мира не из-за жизненных неудач, не из ненависти к миру, а, наоборот, из жертвенной любви к Богу и миру, подражая жертвенному подвигу Христа Спасителя. Он удаляется из мира, чтобы в тишине монастыря или пустыни исцелиться от своих страстей, стяжать кроткий и мирный дух. Когда он достигает такого состояния, тогда вокруг него, как говорит преподобный Серафим Саровский, спасаются тысячи. В этом смысле к монашеству призваны все христиане.

Так и было на Руси в ХVI – XVII веках, когда наше Отечество было своего рода одним великим монастырем. Как велика была любовь к монашеству в русском народе, свидетельствует также тот факт, что треть земель в допетровскую эпоху принадлежала монастырям. Землю монастырям щедро жертвовали на вечный помин души князья, бояре, купцы. Они относились к монашеству не с завистью и потребительски, как многие люди относятся к нему сейчас, но свято верили, что каждая копейка, пожертвованная на монастырь, вернется им от Бога сторицею. Не будет преувеличением сказать, что самая большая в мире Российская империя была создана не путем завоевательных походов великих князей и выдающихся полководцев, а благодаря непрестанной молитве благочестивых иноков и мирян. В свою очередь, начало развалу великой Российской Империи было положено безбожной политикой секуляризации монастырей и монастырского имущества, проводимой императором Петром Великим, а затем императрицей Екатериной Великой. Обычно историки этим правителям ставят в заслугу наибольший прогресс и процветание Российского государства. Нисколько не умаляя их заслуг в государственном строительстве, следует заметить, что вряд ли все великие достижения были бы возможны без многовекового воспитания характера русского человека в строгом православном благочестии. С гордыми, злыми, продажными, распутными и самолюбивыми людьми вряд ли удалось бы построить великую державу.

В Синодальное время, когда монашество было одним из самых презираемых образованным обществом сословий, и тем более в безбожные советские годы, когда монашество физически истреблялось, добродетели девства и целомудрия стали не в почете. Девственность и чистота души и тела воспринимались как пережитки невежественного прошлого. Естественно, бурным цветом стали распространяться всевозможные пороки. Следствием порочного образа жизни стал наметившийся полный развал семьи и демографическая катастрофа. Ибо, как учит св. Амвросий Медиоланский: "Где мало дев, там мало людей".

Но Господь не хочет нашей погибели на посмешище другим нехристианским народам. Видимо не случайно, именно сейчас, когда нашу страну при помощи средств массовой информации пытаются превратить в сплошной дом терпимости, на Русской земле начался бурный рост числа монастырей и монашества. Как бы кто ни уничижал монашество, но ныне оно призвано стать образцом святой целомудренной жизни.... Как это ни парадоксально, но только у монахов, изучивших на опыте науку невидимой духовной брани со своими страстями и похотями, семейные люди могут научиться правильно устраивать свою жизнь, гармонично строить семейные отношения на основе доверия, любви, смирения и терпения. Чтобы монашество беспрепятственно могло выполнять свою святую миссию, оно нуждается не в огульном порицании его "ревнителями" чистоты, а в моральной и материальной поддержке всеми общественными институтами. Никогда не может потерять своего значения древняя народная поговорка: "Свет для мирян – иноки, а для иноков – ангелы".

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама