Сегодня самым разным людям в Церкви и мирянам, и священникам, и епископам необходимо понять, что церковная журналистика один из ключевых инструментов как миссионерской деятельности, так и внутрицерковного общения. Кроме того, церковные СМИ это хорошая площадка для диалога Церкви и общества.
Сергей Чапнин, ответственный редактор газеты "Церковный вестник" комментирует статью Алексея Соколова "Пресс-периферия":
Сегодня самым разным людям в Церкви и мирянам, и священникам, и епископам необходимо понять, что церковная журналистика один из ключевых инструментов как миссионерской деятельности, так и внутрицерковного общения. Кроме того, церковные СМИ это хорошая площадка для диалога Церкви и общества.
Но готова ли сама Церковь к диалогу на этой площадке? К сожалению, далеко не всегда. Пробовали ли вы когда-нибудь получить от священника или епископа комментарий по тем или иным актуальным событиям? Не рассказ о церковном празднике, не проповедь, а именно аргументированный ответ на вопрос о современной жизни общества? Не только для светских, но и для церковных журналистов это крайне сложная задача. Конечно, дело не в том, что духовенство пытается что-то скрыть. Они боятся, не хотят или не знают, что и как говорить журналистам.
И в то же время очевидно, что голос Церкви должно звучать ясно и убедительно. Это возможно лишь тогда, когда священник говорит на понятном языке. Однако многие священники привыкли поучать, говорить штампами, смотреть на собеседника сверху вниз. Так обращаться к светской аудитории нельзя, с ней необходимо говорить на равных. Это потом уже люди поймут, что перед ними духовный авторитет, уже потом придут к нему за советом. А сейчас им важно понять, что священник человек твердых нравственных принципов, честный и открытый, уважающий чужое мнение. Тогда и только тогда возникнет доверие к Церкви. Каждый раз, когда священник обращается со страниц СМИ к людям, он должен это доверие завоевывать, подтверждать.
Другая сторона проблемы непростая ситуация среди собственно церковных СМИ. Необходимо четко обозначить группу изданий, которые искажают позицию Церкви, манипулируют сознанием верующих. Введение церковной цензуры сегодня практически невозможно, и централизованно решить проблему распространения псевдоправославных СМИ не удастся. Но если сотни приходов и монастырей, прочитав, к примеру, газету "Дух христианина" или "Русский вестник", скажут твердое "нет" их распространению, это создаст хороший, здоровый прецедент. Мнение Церкви станет подлинным ориентиром для читателей.
Церковь должна говорить о реальных духовных проблемах современного человека. Безусловно, жития святых дают примеры святой и благочестивой жизни, но если такое свидетельство звучит со страниц периодических изданий, оно теряет свою силу... Журналистика это разговор о современном мире. И мы должны уметь говорить о задачах церковной жизни хорошим современным языком газетным, журнальным, языком новостного телерепортажа. Журналист или редактор, который выпускает блеклую, перепечатанную с дореволюционных брошюр, полную безличных официозных отчетов газету, не профессионал и, как бы жестко это ни звучало, очень плохой миссионер. Потому что он вышел на такое церковное служение, для которого у него нет таланта, харизмы, духовной чуткости. И результат будет соответствующим.
Но всему можно научиться. И проблемы, о которых я говорю, это не тупик, это проблемы роста. У церковной журналистики блестящие перспективы, потому что люди устали от нравственного безразличия и жестокосердия, царящих в СМИ. Они всегда откликаются на материалы, где профессионально и без морализаторства дается христианский взгляд на события наших дней.
Источник: Фома