Он назвал ситуацию "тайной" и призвал относиться к ней с благоговением.
Замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призвал к сдержанности дискуссии о святости благодатного огня, отметив, что этот огонь тайна, и к ней нужно относиться с почтением.
Таким образом по просьбе портала "Интерфакс-Религия" он прокомментировал дискуссии о благодатном огне, ведущиеся в православном Рунете.
Импульсом к дискуссии послужил комментарий известного богослова диакона Андрея Кураева к словам Иерусалимского патриарха Феофила, произнесенным в ходе встречи последнего с российскими журналистами на Святой земле. Патриарх, по мнению отца Андрея, не назвал явление благодатного огня чудом, но заявил скорее о его символическом значении для православных верующих.
Между тем, как отметил отец Всеволод, "о чудесных свойствах благодатного огня есть немало свидетельств, гораздо более убедительных, чем те, которые приводят критики". Так, напомнил он, известны свидетельства людей, у которых свечи в храме Гроба Господня в Великую Субботу возжигались сами собой. Многие свидетельствуют о необычных всполохах в храме, о том, что огонь не обжигает. Наконец, в церковной литературе приводились слова ныне здравствующего архиепископа Благовещенского Гавриила о том, как он вошел в кувуклию вскоре после схождения благодатного огня и увидел, что лежащий там камень был покрыт синим, небесного цвета огнем, совершенно необычным.
Признав, что про схождение огня ничего не говорится ни в Новом Завете, описывающем жизнь апостольской общины, ни у известнейших отцов Церкви, отец Всеволод вместе с тем предположил, что, "может быть, Господь особо укрепляет нас, привлекая внимание к чудесным явлениям именно в самые трудные времена".
В этой связи он напомнил, что о благодатном огне много говорили и писали в IX-XII веках, когда Иерусалим оказывался то в руках иноверных властителей, то в руках крестоносцев. "Тогда и святыням, и христианской общине на Святой Земле угрожало полное уничтожение. К благодатному огню приковано внимание и сейчас, когда идет борьба за право людей жить по Богом данному духовному и нравственному закону, когда недруги христианства пытаются изгнать его из жизни общества", отметил священник.
"Как появляется огонь и как он воздействует на людей по-моему, это тайна. Ее нельзя до конца постичь рационалистическим умом. И к ней нужно относиться с почтением хотя бы потому, что она почитаема многими верующими. Если же кто-то, подобно Фоме, говорит, что не уверует, пока не потрогает чудо руками, он, наверное, должен обращаться за разъяснением подробностей в Иерусалимскую Церковь, которая ближе всех стоит к явлению благодатного огня", добавил собеседник агентства.
По его убеждению, христианин призван помнить, что внешние сверхъестественные явления это не что-то главное, это не центр нашей веры. "Многие видели огонь и не уверовали. Многие видели чудеса Самого Господа и обрекли Его на распятие. Многие, наоборот, никаких чудес не видели и стали мужественными свидетелями веры, мучениками, исповедниками. Это урок всем нам", считает отец Всеволод.
По материалам источников: Интерфакс-религия