ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Даты мая

06 мая 2008

Мы плохо помним свою историю – внуки расстрелянных за веру христиан часто и не знают, что их деды прославлены как святые. Внуки палачей тем более не знают, кого их деды сажали в тюрьмы, кого пытали на допросах. Мы до сих пор живем так, как будто не было

ни красного террора, ни сталинских репрессий – и быть не может, чтобы короткая историческая память объяснялась только недоступностью архивных данных.

Русскую Православную Церковь все чаще называют Церковью новомучеников. Никогда еще за всю историю христианства ни в одной Поместной Церкви не погибало за короткий промежуток времени столько священнослужителей и мирян, не появлялось такого количества святых. Их подвиг не должен быть забыт. Мы публикуем рассказы о новомучениках – рассказы о настоящей верности Богу перед лицом смерти.

Это не только попытка трезво взглянуть на наше прошлое. Скорее, это попытка рассказать друг другу о будущем – о том, что никогда не должно повториться, и о том, что мы еще в силах сделать ради Христа здесь и сейчас.

На фото: Перестройка церкви под общежитие. 1930 год. Фото ИТАР-ТАСС

Cвященномученик Иоанн (Пригоровский) – 4 мая

К сожалению, пока у большинства наших современников представление о Церкви сложено еще на основе советской пропаганды. Люди, которые причисляют себя к интеллигенции и обладают обширными познаниями в истории России, все еще нередко воспроизводят живучие стереотипы, созданные мастерами агитпропа. К примеру, принято презрительно отзываться о социальной роли Церкви, говорить, будто Церковь ничего не делала для народа. Такому мнению есть сотни опровержений, и жизнь священника Иоанна Пригоровского, служившего на Ставрополье, – одно из них.

Можно сказать, что история отца Иоанна разделена на две части – долгое священническое служение и мученическую смерть. И первая часть вся состояла из служения Богу и людям – священник Иоанн посвятил свои силы народному образованию. Несколько лет Пригоровский заведовал открытой им вечерней школой для взрослых, а как священник стремился, чтобы люди, изучая грамоту, знали при этом также и Евангелие и, хотя бы в общих чертах, представляли себе учение Православной Церкви. Ведь тогда, как и сейчас, многие люди, считая себя православными, не знали и не знают, что это вообще за вера. Священник стремился заполнить лакуны в образовании простых людей и хотел, чтобы их знания о христианстве исходили из рук самих христиан, а не только светских преподавателей, порой "забывающих" рассказать, что "любите друг друга" – это цитата вовсе не из Маркса или Энгельса.

Священник Иоанн Пригоровский долгое время был не только заведующим и преподавателем церковно-приходской школы, но и преподавал в светских учебных заведениях – двух училищах Министерства просвещения. Кстати, его авторитет как преподавателя нисколько не падал оттого, что на занятия он приходил в рясе и с крестом. Священника не раз выбирали депутатом на различные съезды. Своими делами он показывал, что исполняет порученное по церковной, а не спущенной сверху государственной инициативе.

Вторая, совсем краткая часть жизни мученика – гораздо более печальна, и тоже типична для судеб очень многих священников времен гражданской войны. Станица, где служил отец Иоанн, по нескольку раз переходила то к белым, то к красным. В Великую Субботу, накануне Пасхи 1918 года, прямо во время богослужения, в храм ворвались захватившие станицу красноармейцы. Священника вывели на площадь перед храмом и жестоко избили, а затем, едва живого, окровавленного, вытащили за околицу и уже там зверски убили, под страхом смерти запретив жителям его хоронить.

Мученик Димитрий (Власенков) – 5 мая

В годы сталинских репрессий, когда церкви закрывались и священников расстреливали – все равно находились люди, зачастую совсем простые и, может быть, даже не очень образованные, которые фактически возглавляли движение в поддержку Церкви, открыто исповедуя себя христианами.

Дмитрий Власенков, крестьянин, бывший унтер-офицер царской армии, вернувшийся после службы к земледелию, был уважаем своими односельчанами. Когда храм в его родном местечке Россасна Могилевской губернии был закрыт, а священник арестован – Дмитрий встал во главе христианской общины. По просьбе людей он проводил те церковные службы, которые по уставу можно совершать мирянам, совершал поминальные обряды и – и за эту деятельность не брал никаких денег. Жили они с женой тем, что им удалось заработать в колхозе и вырастить на участке.

В отношениях с властями Дмитрий Власенков всегда действовал в соответствии с советским законодательством. Писал петиции с просьбами открыть храм, организовывал сбор денег на уставные нужды общины... В результате, желая остановить его деятельность, власти решились собрать целый пакет ложных обвинений – ведь обоснованных попросту не было. Но и эти сфабрикованные "свидетельства" на деле оказались настолько бездоказательными, что даже советский суд никак не мог решиться вынести ему приговор. И Власенкова осудили – вопреки всем очевидным нормам закона. А он все равно продолжал надеяться на справедливость, подал кассационную жалобу... И тогда, несмотря на очень слабое здоровье, мученика словно специально отправили в тяжелый Карагандинский лагерь. Там в 1942 году Дмитрий Власенков умер в лагерной больнице.

Мученица Нина (Кузнецова) – 14 мая

Путь этой женщины, который смело можно назвать уже не жизнью, а житием, начался с момента, когда ее престарелых родителей, бывшего урядника царской власти Алексея и его жену Анну, арестовали в 1932 году. Они были глубоко верующими людьми и, следовательно, с точки зрения властей, – неблагонадежными. После ареста оба довольно быстро скончались в тюрьме. Дочь же Нину еще во время ареста родителей от переживаний разбил паралич, и с тех пор до конца жизни она передвигалась с большим трудом и практически не могла пользоваться правой рукой. Но именно эта болезнь укрепила в ней намерение, о котором Нина не раз говорила еще родителям. Девушка мечтала стать монахиней.

Заболев, Нина окончательно избрала свой путь. Казалось бы, когда с человеком происходит такое несчастье, он начинает больше думать о себе, заниматься своим здоровьем... Нина же, наоборот, с этого момента обратилась почти исключительно к проблемам и бедам других людей. А поскольку в таком тяжелом состоянии власти не решались ее арестовывать – в опустевшем доме она приютила родственников репрессированных священников и мирян. А позже участвовала в создании тайного монастыря в своем родном Лальске Архангельской области – и это в момент, когда монастыри повсюду только закрывались.

Так вышло, что, в конечном итоге, эта тяжко больная женщина стала главным врагом для властей. Характерна цитата из доноса, который ей предъявляли в качестве обвинения: "Летом 1936 года, когда поселковый совет намеревался закрыть церковь в Лальске, Кузнецова организовала кампанию, приведшую к срыву этого мероприятия, она собирала подписи и проводила собрания верующих, предоставляя для этой цели свой дом. В августе 1937 года сельсовет начал собирать подписи среди жителей Лальска, которые желали бы закрыть храм, но Кузнецова снова собрала собрание верующих в своем доме и, таким образом, сорвала мероприятие, намеченное к проведению советской властью. Когда был арестован псаломщик Мелентьев, Кузнецова сразу же стала хлопотать за него, просить, чтобы его освободили, брала его под защиту". Советская власть ничего не могла сделать законными методами против действий одной этой женщины, своей верой приводившей людей в Церковь.

И если в первый раз, после ареста родителей, у властей не хватило духу ее взять – то теперь они решили идти до конца. Кузнецову арестовали, предъявили ей обвинения в контрреволюционной деятельности, которые она отвергла – и все равно, не слушая доводов и не пытаясь разобраться, отправили в ссылку на смерть. Так мученица ушла ко Христу вслед за своими родителями, которые умерли в заключении по старости. А она – из-за болезни, будучи просто не в силах выжить в условиях концлагеря.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама