Господь нам в Евангелии говорит: не женитесь на разведенных. Как это понимать, дословно как слова Господа, или как притчу?
Таких слов нет, да и быть не может. Речь идет о другом. Сказано, что женящийся на разведенной прелюбодействует. То есть, каждый, кто хочет жениться на разведенной, должен знать, что это прелюбодеяние против того человека, за которого она выходила замуж. Потому что Богу угодно, чтобы каждый человек имел только одну семью домашнюю церковь. Но Господь, помимо этого, говорит и "не убий" а существует, к сожалению, убийство. Господь говорит "не укради" но, к сожалению, люди воруют, приворовывают, лукавят, и творят всякие махинации. Человек грешен. И надо думать, таким и останется. Поэтому для людей грешных существует покаяние. И каждый человек, совершающий то, о чем говорится выше, должен знать, что он совершает перед Богом грех. И это дело вовсе небезобидное. Вот о чем здесь речь. Это не притча, а запрет.
Патриарх Алексий II в праздник Рождества или Пасхи посылает поздравительные телеграммы главам христианских церквей, в том числе инославных. Например, пятидесятнических, баптистских, адвентистских. И в этих телеграммах он к ним обращается так: "дорогой о Господе брат". Он их принимает за христиан, но иерархи и низовое духовенство с этим не согласны, считают инославных сектантами. Почему такое разногласие?
Нет тут никакого разногласия. Во-первых, по поводу того, чтобы отправлять телеграммы пятидесятникам я такого не слыхал никогда. Отправляют баптистам, потому что баптисты хоть и секта, но не зловредная. Тут есть различия. Лютеране не обладают всей полнотой истины, но к ним тоже принято такое обращение. Почему? Потому что баптисты и лютеране это те исповедания, которые традиционно присутствовали на Руси. А "дорогой о Господе брат", это равносильно тому, что, например, в Америке принято "дорогой сэр". Но этот человек совсем не обязательно должен быть дорогим! Или там, "уважаемый Петр Захарович!" пишем мы какому-то чиновнику. Хотя мы часто его не только не уважаем, но и не знали бы никогда. Это такая форма обращения, традиционно устоявшаяся. Это относится к дипломатическому церковному этикету. Может быть, это неудачно. Хорошо, вы предложите свою форму. "Дорогой", или, может, не дорогой, "Дешевый господин сектант! Поздравляю тебя с Рождеством". Так, что ли? Поэтому, если вы человек творческий и достаточно начитанный, то можете предложить Священному Синоду, через Отдел внешних церковных связей, новую формулировку. Это обязательно учтут. Но она должна выглядеть вежливо и не обидно. И соответствовать величию русского Православия.
Как Ваше отношение к ныне принимаемым биометрическим электронным загранпаспортам, а в дальнейшем и российским? Допустимо ли их принимать?
Что значит "допустимо"? Хотите в Англию поехать примете, никуда не денетесь. Если не хотите никуда ехать, то не принимайте. Нас никто же не спрашивает. Как я отношусь? Это вещь, на мой взгляд, весьма неприятная. Но это уже зависит от самого человека. Некоторые люди у нас, которые называются бомжи, вообще живут без паспорта. Это сотни тысяч людей. Живут, конечно, не очень комфортно. У них нет соцпакета, пенсий, много всяких трудностей. Поэтому если государство введет паспорт с биометрическими данными, нам, как миленьким, придется это выполнять
У меня вопрос по деяниям святых апостолов. Глава вторая, сорок третий стих "Был же страх на всякой душе". Это как понимать страх Божий или страх гонения?
Там сказано: "И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах. Был же страх на всякой душе". Здесь имеется в виду страх благоговения. Когда душа встречается с явлениями высшей силы, потустороннего мира, она всегда приходит в священный, благоговейный трепет, даже ужас. Вот, в Евангелии, когда был чудесный улов рыбы, Петр сказал: "Выйди от меня, Господи". Его обуял именно такой страх. Душа его стала трепетать, вибрировать. И здесь подобное тому.
Сейчас в народе очень распространено почитание иеросхимонаха Самсона (Сиверса). А я прочла выдержку из его следственного дела и у меня сложилось другое впечатление. А как Вы относитесь к почитанию отца Самсона?
Скажу, что почитание преждевременно. Святая Церковь в лице комиссии по канонизации исследует жизнь каждого подвижника, документы которого передаются ей для рассмотрения, и делает вывод, рекомендуя Священному Синоду и Архиерейскому Собору совершить канонизацию. Почитание прежде канонизации всегда сопряжено со многими ошибками. Нужно иметь доверие к церковной иерархии тогда ошибки не будет. В комиссию собирают людей наиболее толковых, которые все вместе много превышают отдельного человека по своим возможностям и своему опыту. Хотя понятно, что это дело человеческое, но, тем не менее, когда акт о канонизации уже совершен все стороны должны умолкнуть. Пока же человека не прославили почитать его дерзко и неправильно. К сожалению, в Церкви всегда есть люди, которые по своему характеру склонны к оппозиционной жестоковыйности. Не хотят идти в общем русле. Выражают свое несогласие. Свое мнение иметь можно, даже апостол говорит: надлежит быть разноречиям, чтобы выявились искуснейшие. Однако понятно, что аргументация у людей, профессионально подготовленных, построена лучше и выше по своему уровню. Поэтому надо смиряться.
Видели ли Вы фильм "Гибель империи. Уроки Византии"? Существует ли у нас эта самая "пятая колонна", которая разрушает Церковь изнутри и ведет нас к развалу?
О Церкви сказано, напомню: "Врата ада не одолеют ее". Понимаете? Православная церковь пережила гибель Византийской империи. Гибель Российской империи. Гибель коммунистической империи. Уже все супротивники руки потирали, говорили: ну все, конец. И несмотря ни на что, Церковь жива, действует, процветает, храмы строятся, и так далее. Нам только нужно стараться быть достойными этого процесса, который творит Сам Господь, через людей, конечно, но совершенно явно, что это не наша заслуга. Поэтому разрушить Церковь, знаете, как бы это помягче выразиться? кишка тонка. У пятой колонны, у шестой, у двадцать девятой. Все эти колонны "яко исчезает дым да исчезнут". Не надо пугать обывателя. И сами спите спокойно.
До какого возраста, и в каких случаях можно телесно наказывать детей? И можно ли это делать, если, скажем, сын не родной, а приемный? Если встречаешь оскорбления, дерзкое непослушание в отношении родной мамы? И второй вопрос. Вселюбящий Господь может наказывать болезнями за грехи наши? Или не может? Или это нельзя назвать наказанием?
Начнем с понятия "наказание". Вся наша беда, что в современном русском языке слово "наказание" воспринимается как кара. А нужно вернуться к исходному смыслу. "Наказание" от слова давать наказ, то есть урок. И в этом смысле Господь наказывает постоянно всякого человека. Господь печется о душе каждого, хотяй всем человекам спастись и в познание истины придти. Поэтому Он, конечно, наказывает, и мы видим примеры в Священном писании. Каждый человек может в своей жизни увидеть наказание Божье. Причем это наказание не обязательно суровое. Иногда это может быть как благодеяние, как поощрение в чем-то. Это тоже можно воспринимать как наказ Божий, как и всякую болезнь.
Теперь по поводу сыновей. Общее правило, которое я выработал в течение жизни: чужих детей телесно наказывать категорически нельзя. Потому что дитя может не простить. Отца с матерью простит, потому что есть инстинкт любви. А чужому не положено. Можно только увещевать и действовать через другого родителя. Как наказывать? По моему опыту давать ремня. Только мальчикам, девочек травмировать нельзя, у них нежная психика. Мой опыт показывает, что мальчиков можно пороть от девяти до тринадцати лет, причем не сильно, раз два, не больше. Бить надо мягким ремнем, чтобы не оставалось травм, и после обязательно утешить и сказать: ну, вот видишь, пришлось тебя выпороть. И наказывать вскоре после провинности. Нельзя, например, если мальчик в понедельник провинился выпороть его в пятницу. Это разрушительно действует на психику. И не чаще, чем раз в году.
Вот я помню, мы однажды парней выпороли за то, что они облили горючим веществом доски и стали их поджигать на территории храма. Там же машины могли взорваться! Они поплакали, мы их пожалели. Все. Помирились. Надо, чтобы у них не оставалось затаенной злобы. Поэтому не надо пугать. Если пороть то говорить спокойным голосом: знаешь, это вынужденная мера, ты уж извини, но выпорем тебя обязательно. Чтобы он знал, что существует такого рода наказание. Но это должно быть в крайних случаях. Можно выпороть мальчика, когда он заинтересуется наркотиками, или первый раз покурит. Очень многие взрослые люди мне говорили: благодаря тому, что отец их выпорол лет в одиннадцать-двенадцать за первую папиросу, они теперь всю жизнь не курят и благодарны отцу по гроб жизни. Хотя в тот момент, конечно, была обида. Эта мера должна быть правильно обставлена. И эффективна она только в редких случаях. Ребенок, которого часто порют, вырастает подлецом, трусом, предателем и вруном. А если его истязают может вырасти и садистом. Этого ни в коем случае делать нельзя.
Как отличить ложное суждение от истинного?
Да никак. Нет такого критерия. Поэтому апостол Павел и говорит: каждый поступает по размышлению собственного ума, потому что в этом сказывается и опыт, и собственная рассудительность, и начитанность человека, и состояние его души. Когда человек в гневе, он может одно высказать суждение. В спокойном состоянии духа другое. Бывает, что характер у человека впечатлительный, бывает замкнутый. Нужно обязательно любое суждение принимать, да еще и с молитвой: Господи, я хочу спросить этого человека, вложи ему в ум и в уста то, что для меня полезно. И тогда уже больше вероятности, что суждение будет верным. Сам преподобный Серафим говорил, что и у него бывают ошибки. Безгрешен в своих суждениях только Бог. А каждый человек имеет право на ошибку. И наш ум слишком слаб. Поэтому нужно вообще стараться безапелляционность оставлять. Как Писание говорит: не будь вельми прав. Не надо уж очень настаивать на своей правоте. Потому что ты можешь ошибаться. Конечно, когда мнение соборное, как-то больше бывает правды. Хотя и тут возможны ошибки. Бывали же разбойничьи соборы! Даже группы епископов, сотни человек высказывали мнение, которое потом Церковью не принималось. Поэтому это все очень и очень непросто.
Батюшка, врата адовы Церковь не одолеют, а в Деяниях апостолов говорится, что придет антихрист и воссядет. А он не одолеет Церковь?
А Церковь и будет тем местом, где будет восседать антихрист. Церковь это вообще от слова "собрание". Поэтому вполне может быть, что антихрист воссядет в храме Божьем. Такие случаи бывали. Например, у нас небольшая часть церковной иерархии пошла за "живоцерковниками", еретиками. И многие храмы, даже храм Христа Спасителя, был в руках еретиков. И что же? Все равно врата ада не одолели. Тот храм взорвали а мы потом новый построили, точно такой же. Все равно правда Божия победила. Даже если все храмы будут захвачены антихристом все равно христиане будут служить Божественную литургию, причащаться Святых Христовых Тайн. Будут собираться, друг друга находить. Вот, в Албании коммунисты полностью уничтожили церкви, мечети. Не было ничего. Но как только коммунистический режим пал тут же образовалась Церковь. 8% православных живет среди мусульманского населения, даже больше, около 10 процентов. Откуда они эти люди взялись? Они сохраняли веру даже при открытом гонении со стороны антихристианского правительства.
У меня вопрос о взаимоотношениях с иноверцами. Мусульманин, например, желает мне: "Бог в помощь". Я хотел бы сказать ему то же самое, но у меня язык не поворачивается. Или, например, сказать ему "Спаси Бог" мне кажется, это прозвучит бессмысленно, если он другой веры. Каково Ваше мнение?
Мое мнение ничтожно. Слава Богу, у нас есть Жития Святых. Один древний святой, Макарий Египетский однажды шел и навстречу ему языческий жрец нес бревно. И он говорит: привет тебе, о труженик. И с такой любовью это сказал, что тот заплакал, покаялся, крестился, стал христианином. А перед этим прошел другой монах, помоложе. И сказал: вот идет мерзость бесовская. Тот взял и избил его палкой. Вот такое назидание. Дело в том, что и мусульман, и язычников и даже коммунистов создал Бог. И поэтому сказать им "Бог тебе в помощь" ничего плохого нет. И пожелать добра человеку, даже который не разделяет христианских взглядов. Потому что обратить кого-то ко Христу можно только любовью. Огнем и мечом ко Христу не обратишь. Человек может насильно принять Крещение, соблюдать какие-то церковные правила из-под палки, как дети в современных православных семьях. Их тянут в церковь они и тащатся за родителями. А как немножко окрепнут, плечи развернутся, могут папе сдачи дать, то уже говорят: знаете, папенька, я сам решаю, что мне делать. И ничего не получится. Потому что христианином этот ребенок не стал. И также и со всеми = инославными, иноверными, безбожными людьми можно достичь успеха только, если давать им образ кротости, любви, участливости, желания помочь. Поэтому все миссионеры были исполнены любви, старались лечить, помогать, деньги давать тем людям, которых хотели обратить. Ведь у каждого человека душа-христианка. У нас в армии служит определенный процент ребят-мусульман. И мы когда проводим сборы военного духовенства, неустанно говорим священникам, которые трудятся в армии, что православный священник к мусульманам должен быть не просто добр, а подчеркнуто добр. И так было всегда. Поэтому, когда был опрос женщин-мусульманок, и их спросили: желаете ли вы, чтобы у нас в армии были православные священники все, как одна сказали "конечно". Потому что ни один мусульманин не может ничего плохого сказать ни об одном православном священнике. И это правильно. Потому что наше русское мусульманство всегда относилось с добром к православному духовенству. А что мы для православных гетто устроим? Вот, это наше, это не наше? Те гои, а мы, значит, кафары? Нет, это не правильно. Тогда мы выродимся все. Наша вера кафолическая, вселенская. Мы зовем всех. Хотим всем и каждому уделить христианской любви. И это будет лучшая форма проповеди.
Я офицер российской армии и хотела бы задать вам такой вопрос. Мы возлагаем к воинским захоронениям, братским могилам искусственные венки. Правильно ли это? Я читала, что нужно возлагать только живые цветы.
Возложение венков и вечный огонь это языческие символы. А сам Мавзолей, центр этой коммунистической мистики, имеет форму Пергамского алтаря, места, где приносили жертву сатане. И пройдет, я думаю, не один десяток лет пока это заменят. Люди совершили христианский поступок любви, отдали свою жизнь а им в благодарность вечный огонь. Ничего себе! Вместо того, чтобы устроить часовню, зажечь лампаду, вознести молитву. Но мы является наследниками коммунистической империи. И вся наша бедная Родина утыкана погаными идолами истребителей нашего народа. До сих пор в военных учреждениях стоят эти головешки из гранита, из гипса, из чего попало. И ритуалы еще живы. Более того, это перешло и в Церковь. Представьте, сто лет назад кто-нибудь бы посмел бы принести искусственные цветы в храм в форме венков? Ни один священник в жизни бы не пустил. И я открыто говорю, что когда я будут помирать то не надо никаких цветов. Ни живых, ни мертвых. Потому что обычай украшать цветами языческий. Могила это не клумба. И нечего мертвое тело украшать цветами. Украшают покровом с изображением святых. Потому что это образ покрова Церкви, молитва. А причем тут цветы? Но попробуй сейчас это отмени! Будешь сражаться с каждой группой, которая привезла усопшего. То, что выносится из храма, тут же полагается сжигать. То, что было в атмосфере храма, кадильного дыма, участвовало своим присутствием в молитве, это уже никуда нельзя нести. Что из церкви то все сжигаться должно. Предаваться огню, а пепел ссыпать в непопираемое место. Вот такой обычай. Тут спор живые или не живые, ленточки должны быть из полистирола, или чистый шелк не играет никакой роли. И то, и это отрыжка язычества. Оно пришло к нам через коммунизм, который был антихристианским.
Как поступать с подростком-девочкой? Прежде был добрый, хороший ребенок, ходил в храм, родителей понимал. Сейчас грубит. Требует какие-то покупки. Как с кротостью обращаться или строго?
Нужно учиться договариваться. Человек становится взрослым. Этот процесс для самого подростка очень мучителен. Они становятся раздражительными, резкими, эмоциональными. У них быстрый переход от слез к смеху. Как поется в Антифоне, "от юности моея мнози борют мя страсти". Конечно, у таких детей разума немного. Но какие-то участки, не полностью захваченные страстями, есть. И настроение бывает хорошее. Поэтому надо это использовать. Как-то стараться этот болезненный период пережить. Быть более снисходительными. Договариваться, какую степень свободы давать. В общем, этот процесс подобен тому, который вы испытывали, когда ребенку было три года. С трех до четырех-пяти тоже бывает такой период, когда ребенок все делает наоборот. "Пойдем гулять?" "Нет, домой". И родители часто раздражаются, бьют ребенка. Этого делать нельзя. Этот период обязательно пройдет. Но нужно учитывать это. Нужно к этому периоду готовиться. Очень полезно какие-то книги почитать по педагогике этого периода. Там очень много всяких подсказок. Знал одну прекрасную женщину. Она родила семь детей. Я ей говорил, как тебе удалось воспитать таких прекрасных детей? Причем так: у нее трое было от первого мужа. Его убили на войне. А ее второй муж, когда был на войне, очень боялся погибнуть и дал обет Богу, что если он останется жив, найдет солдатку с детьми, у которой мужа убили, и на ней женится. Нашел такую, женился на ней, она ему еще четверых родила. Они вместе всех воспитали. А она говорит, отец Дмитрий, слезами. А как слезами? А когда кто начинает выкобениваться я встану перед иконой, молюсь и плачу. Вот, Матерь Божья, видишь, что он делает? Дети бросались ко мне: мамочка, не плачь, прости, и так далее. Женщина была удивительная. Просто святая. Все дети замечательные. Очень хорошая семья. Все, слава Богу, живы, здоровы, Богу молятся. Никто ее этому не учил. Такая была у нее женская интуиция, любовь к Богу. Дети должны видеть родителей своих молящимися. Тогда этот острый период пройдет лучше. А просто подавлением каким-то в ответ будет бунт, потеря доверия, отношений, вражда и так далее. Нужно искать струны, которые остались в душе, на которых можно что-то человеческое сыграть.
Каково Ваше мнение о фильме "Гибель империи"?
По поводу фильма. Фильм публицистический. Понравился он мне или нет? Скорее да, чем нет. Я рад, что такой фильм появился, что он нашел отклик у нас в стране. Еще более рад, что весь западный истеблишмент на ушах стоит. Если Бога нет, что дергаться-то? Почему такая вражда?
Апокалипсические настроения в Церкви существуют с первого века. Это вещь абсолютно нормальная. Но самое главное мы должны заниматься жизнью своего сердца. Помните, есть притча, которая говорит нам о главной опасности закваске фарисейской. А она заключается в том, что человек обращает более внимание на внешнее, чем на внутреннее. Если мы будем, каждый сверчок на своем шестке, размышлять о гибели империи, делать какие-то выводы и вообще жить в этих фантомах то, понятное дело, некогда будет заниматься жизнью своего сердца. Потому что каждый должен заниматься тем огородом, тем участком жизни, который находится в пределах возможности его христианского воздействия. Обо всем остальном надо молиться Богу. И это главное, что должен христианин. Тогда по милости Божией Господь и дни наши продлит, и даст возможность воспрянуть государству и народу. Это зависит от нашей внутренней жизни. Но мы, к сожалению, все больше думаем об экономике. Это неправильно. Главное нужно думать о воспитании души народа.
Источник: Радонеж