На девятый день после Пасхи православные отмечают Радоницу День поминовения усопших. При этом многие народные обычаи, связанные с Радоницей, носят отчетливо языческий характер (трапеза на кладбище, оставленная на могилах еда и проч.)
"Как Церковь относится к этим обычаям? В чем истинный смысл церковного поминовения усопших?" такие вопросы задали Regions.ru ряду православных священнослужителей.
"Мы, православные, не верим в смерть. Наши усопшие сродники живы в иной форме жизни", сказал священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове.
"Для нас заупокойное богослужение и молитва главные средства общения и единения с ними. Когда мы молимся за усопших, мы посылаем через Бога частицу нашей души, энергию нашей любви к ним в вечность. Этим мы можем помочь им в их небесном странствовании. В праздник Радоницы мы несем усопшим нашу радость о Воскресшем Христе, о грядущем воскрешении даже мертвых тел", пояснил батюшка.
"Такой возвышенный взгляд не могут принять люди с грубой, "плотяной" душой. Им проще держать рюмку водки с сигаретой перед портретом покойника или оставлять пищу на могиле. Это тоже жертва, но не духа, а плоти, и бесполезная для души, призванной к Богу", сказал отец Алексий. "И дело не в пережитках древнего язычества, а в элементарном религиозном невежестве, которое до сих пор почему-то поощряется государством: и кладбищенские авобусы на Пасху, и запрет преподавания ОПК. "Пьяным народом легче управлять", сказала Екатерина Великая, а коммунисты открыли, что религиозно невежественным народом еще легче".
"К языческим пережиткам Церковь относится, безусловно, отрицательно" сказал протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах.
"В заупокойной службе на девятый день после Пасхи нет почти ничего специфического. Это просто возобновление заупокойных служб, которые прерываются с четверга Страстной Седмицы. При этом сохраняется радостный, пасхальный характер богослужения", пояснил он.
"Смысл поминовения усопших в том, что мы с ними общаемся, когда о них молимся. Мы общаемся с их ангелами, с их святыми покровителями и, конечно, с Господом Богом, у которого мы испрашиваем прощения грехов наших близких. И эта молитва есть выражение любви. В этом суть заупокойной молитвы. Она есть залог нашего воссоединения в Царстве Небесном", сказал отец Александр.
"С некоторыми языческими обычаями Церковь беспощадно боролась, а другие подвергались воцерковлению. Православная Церковь очень разумно и без фанатизма относится к тем традициям, которые укоренились в народной культуре и не противоречат христианскому вероучению", сказал директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.
"Но, к сожалению, вокруг поминовения усопших действительно много языческих представлений и суеверий, которых придерживаются часто совсем нерелигиозные люди. А в жизни Церкви поминовение усопших, то есть молитва о них совершенно естественное явление, которое в эти дни окрашено также и пасхальной радостью", добавил он.
Источник: Regions. ru