ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Просящему дай... А нужно ли?

Валерия Тихомирова :: 13 мая 2008

Нищие, попрошайки, бродяги... Почти каждый день видим мы их на станциях метро, на улицах, у дверей в крупные магазины... Часто грязные, неопрятные, пахнущие перегаром и немытым телом, со следами вчерашних побоев, протягивающие опухшие ладони или назойливо преследующие с пластиковым стаканчиком прохожих, – какие чувства вызывают они? Раздражение, брезгливость, отвращение и даже страх. И уж в последнюю очередь – жалость, сочувствие и желание помочь.

Привычная сцена: черноволосая, чернобровая женщина с золотыми зубами толкает перед собой инвалидное кресло с сидящим в нём безногим и (или) безруким мужчиной в военной форме... на коленях пакетик для денег... Подать? Но ведь вчера по телевизору показывали передачу про цыганскую мафию, делающую целый бизнес на нищих. Вон, вон ещё одна стоит – непонятно какой национальности, с крашеными жёлтыми волосами, чёрными у пробора... на руках беспробудно спящий младенец (говорят, родничок смазывают водкой, чтоб спал крепче... уже годам к четырнадцати такой ребёнок будет законченным алкоголиком). И ей подать? А вот старуха... почему у неё такое странное выражение лица? Что это она так низко голову опустила? А-а, понятно: на днях по телевизору сказали, что в Москве орудует целое сообщество, где артистов гримируют, объясняют некоторые приёмы и посылают милостыню просить...Одна из них, точно!.. О, "классика жанра" – пьяный бомж! Может, и этому подать?! Ну, уж нет. Да он эти деньги пропьёт через десять минут. Дома дети, неужто надо от них отрывать, чтоб кормить и поить всяких проходимцев?..

Вот довольно распространённые рассуждения современного человека. И надо сказать, что многие из думающих так верят в Бога, усердно посещают храм и регулярно читают Евангелие... И в одной из первых же глав этой Книги взгляд привычно скользит по словам: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Мысленно соглашаемся: да, милостивые... Знакомое слово. Откуда-то всплывает в памяти – "блажен, иже и скоты милует"... Ну, да, вон преподобный Серафим насекомых не трогал, терпел боль от укусов... Да, и вот это: "Суд без милости не сотворшим милости"...

Нет, это точно не про того, с кровоподтёком на лбу и заплывшими глазами, зловонного... И не про ту цыганку. Это про что-то другое, возвышенное... А здесь – грязь, грех, обман... Лучше уж деньги на хорошую книжку потратить...

Кстати, о книжках. В замечательной повести горячо любимого многими писателя Ивана Сергеевича Шмелёва "Богомолье" есть такой эпизод:

"...В убогом ряду отчаянный крик и драка. Кто-то бросил целую горсть – "на всех!" – и все возятся по земле, пыль летит. Лежит на земле старушка, лаптями сучит, а через неё рыжий лезет, царапает с земли денежку. Мотается головою в ноги лохматый нищий, плачет, что не досталось. Кто жалеет, а кто кричит:

-Вот бы водой-то их, чисто собаки скучились!..

Грех такой, – и у самых Святых Ворот! Подкатывается какой-то на утюгах, широкий, головастый, скрипит-рычит:

– Сорок годов без ног, третий день маковой росинки не было!..

Раздутое лицо, красное, как огонь, борода чёрная-расчёрная, жесткая, будто прутья, глаза – как угли. Горкин сердито машет:

– Господь с тобой... от тебя, как от кабака... стыда нету!..

Говорят кругом:

-Этот известен, ноги пропил! Мошенства много, а убогому и не попадёт ничего.

Поют слепцы, смотрят свинцовыми глазами в солнце, блестит на высоких лбах. Поют про Лазаря. Мы слушаем и даём пятак. (...)

Жалуются кругом, что слепцам только и подают, а у главного старика вон – "лысина во всю плешь-то!" – каменный дом в деревне. Старик слышит – и говорит:

– Был, да после завтра сгорел.

Кричат убогие на слепцов:

-Тянут-поют, а опосля пиво в садочке пьют!

А народ даёт и даёт копейки. Горкин даёт особо, "за стих", и говорит, что не нам судить, а обманутая копейка – и кошель, и душу прожгёт – воротится. Подаём слабому старичку, который сидит в сторонке: выгнали его из убогого ряда сильные, богатые".

Вот, как просто рассуждали прежде – "не нам судить, а обманутая копейка – и кошель, и душу прожжёт – воротится"!

Однако вспоминается и такое: в вагон метро вошла пожилая женщина, почти старушка, маленькая, сухонькая, бедно, но опрятно одетая, и стала просить денег на поездку в Чечню, где пропал её сын. Тихим голосом, пряча глаза и мучительно краснея, она просила помочь ей в её горе... Так вот, ЕЙ НИ РУБЛЯ НЕ ПОДАЛИ! В полном вагоне ни одного человека не нашлось. Когда эта женщина вышла из вагона, она пошатнулась, зажмурилась, и слёзы из глаз потекли. И было видно, что вытерпеть подобное она больше не в силах. Поезд отъехал от станции...

Если рассуждать по совести, то подозрением в обмане мы часто прикрываем равнодушие. Конечно, гораздо проще оправдать себя тем, что не хочется кормить "аферистов" или "маргиналов", чем подойти, расспросить и пошевелиться немного ради ближнего, хоть помочь ему как-то в его ситуации. И совсем не обязательно

пускаться в авантюры, например, приводить человека к себе домой, пытаясь подражать святым из патериков, но вот помочь найти координаты службы социальной помощи, это вполне в наших силах. Это и есть как раз та милостыня, о которой говорится: "Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф.5, 41-42).

Обманывают цыгане? А мы никогда не обманываем Бога?.. А может, хоть часть наших денег пойдёт на пропитание того безногого калеки или чумазых детей, одетых в синтетические отрепья?

Трудно поверить в честность и искренность иного попрошайки? А хотели бы мы оказаться на его месте? Могли бы выстоять с протянутой рукой хоть несколько минут? Ведь верно гласит поговорка: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся". А преп.Иоанн Лествичник напоминает: " Ничто так не смиряет душу как пребывание в нищете и пропитание подаянием". Тем более, если человек не внушает доверия, можно предложить ему конкретную помощь, например, купить билет на поезд и отдать кондуктору, помочь вещами и т.д.

Не хочется подавать "на бутылку"? Но ведь совсем не трудно дойти до ближайшего магазина и купить бездомному пьянице продуктов или хотя бы беляшей? Почему же мы так беззаботно закрываем глаза на горе наших ближних, пусть даже почти потерявших человеческий облик?

Кстати и о Лавре. Один знакомый священник никогда не ездил в Сергиев Посад, не имея при себе запаса мелочи. Его не раздражали толпы нищих – старушек, молодых женщин, детей, зачастую громко, нагло и почти весело даже не просивших, а требовавших "подать ради Христа", – он с радостью делился с "нищей братией" рублями и копейками. И вот, как-то раз, вернувшись из очередного паломничества в Лавру, этот батюшка грустно заметил: "Нищих на площади перед Лаврой разогнали... Жалко-то как... ни к чему хорошему это не приведёт".

Иногда приходится слышать несколько даже забавное высказывание: "Что-то с деньгами совсем туго... Нищих что ли поискать, подать?" И правда, давно замечено, что за доброе дело для ближнего Господь воздаёт сторицей, особенно, если и сами мы оказываемся в затруднительной ситуации. Ведь сказано: "Что сотворили единому из малых сих, то Мне сотворили"... Неслучайно же издревле существовал обычай подавать милостыню о здравии и упокоении.

Автору этих строк довелось общаться с замечательным человеком, лингвистом, знавшим 12 языков, отцом пятерых детей. Несмотря на необходимость кормить большую семью, он всегда находил возможность помочь тем, кто беднее его. Нищему он мог отдать всё содержимое кошелька. Подарить новые часы или перчатки даже малознакомому человеку, у которого их не было, – для него являлось самым обычным поступком. Такое же отношение к неимущим он прививал и своим детям, говоря, что у нас нет никаких добродетелей, обладая которыми, мы могли бы рассчитывать на спасение. А подать милостыню – это самое простое, не требующее от нас особенных усилий. Не можешь подать много – подай, сколько сможешь, но обязательно поделись с ближним. Ведь милостыню с полным основанием можно считать тем "некрадомым богатством", которое мы собираем на небесах и которому не страшны воры и ржавчина...

... "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция..." В вагон вбегает парочка чумазых мальчишек с игрушечной гармошкой. Тот, что постарше, затягивает на своей оранжево-розовой пластмассовой тарахтелке нечто отдалённо напоминающее мелодию, а младший подходит поочерёдно к каждому из пассажиров, подолгу стоит перед ними, чуть ли не прижимаясь коленками к коленкам, и выжидающе ловит убегающий взгляд. Кто-то отворачивается, кто-то брезгливо кривит губы и неуверенно подымает руку в непроизвольном желании отгородиться, отогнать, а кто-то лезет во внутренний карман за кошельком и кладёт в грязную ладонь тускло-серую монетку...

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама