ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Союз страдания и радости

Михаил Завалов :: 22 мая 2008

Не пытайтесь удерживать удовольствие... Дайте возбуждению пройти, дайте ему умереть, переживите это умирание и перейдите в следующий за ним период спокойной заинтересованности и счастья. Сделайте это, и вы увидите, что вы все время живете в мире новых восторгов и нового трепета. Но если вы попытаетесь искусственно включить восторженное состояние в свое повседневное "меню", то обнаружите, как оно постепенно слабеет и все реже вас посещает, и вот уж вы доживаете свою жизнь преждевременно состарившимся, утратившим иллюзии человеком, которому все наскучило... Гораздо интереснее по-настоящему научиться плавать, чем бесконечно (и безнадежно) стараться вернуть то чувство, которое вы испытали, когда впервые ребенком надели ласты и поплыли.

Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство

Культура "растворимой" любви

Культура успеха и эффективности стремится любой ценой избежать страдания. Согласно ее стереотипам – а часто эти стереотипы воспроизводят и популярные книжки по психологии – всякая неприятность дурна сама по себе. Это просто проблема, которую надо решить, причем – как можно быстрее. Кто ее не решает, тот сам виноват. А мудрые люди не страдают.

Быть может, такой подход оправдан на производстве или в бизнесе. Но не в живой жизни людей. Настоящие психологи знают, что это неправда. Никто из них не посоветует человеку, потерявшему друга, выпить шампанского или антидепрессант и посмотреть веселый фильм, чтобы отвлечься от мрачных мыслей. После потери человек должен горевать – только так он проживает травму правильным образом. Некоторые страдания неизбежны. И в каком-то смысле сама зрелость человека связана с его способностью добровольно переносить неприятное.

Подход "без страданий" не работает в воспитании детей или даже в обучении игре на скрипке. Если я говорю другу, который чем-то всерьез расстроен: "Не надо копаться в мрачных мыслях, просто забудь о своих проблемах", – это будет бесчеловечно. Другу покажется, что я его просто не желаю слушать и принимать всерьез (а может быть, не "покажется", а так оно и есть?).

Многие популярные статьи и книжки прилагают подход "без страданий" к любви и браку. В результате получается бесчеловечная и ложная картина, как будто бы цель любви – любить другого с минимальным напряжением и прилагая как можно меньше усилий. И чтобы эта жизнь состояла из непрерывного счастья, а если счастья нет, значит, с браком что-то не в порядке – и тогда проще всего сменить "партнера" (ужасное слово, но тут оно уместно). Такая вот быстрая, легкая, "растворимая" любовь без лишнего стресса.

Это полный абсурд: что человек вкладывает в отношения, то он и получает, что сеет, то и жнет. И как бы он ни старался, страдания там неизбежны. И лучше с первого дня от них не убегать.

Непопулярные вещи: страдание и смерть

Это ни в коем случае не призыв к моральному мазохизму и пуританству! Действительно, иные люди культивируют страдания, и в этом нет ничего хорошего. А если сказать точнее, такие люди культивируют страдания воображаемые именно потому, что боятся встретиться с каким-то страданием подлинным.

Брак действительно нацелен на радость и полноту жизни. Радость важна. Но ее не бывает без страдания. Сама любовь – это, среди прочего, добровольное страдание ради другого человека. Если в браке стремиться к радости любой ценой, не получится не только брака и любви – скорее всего со временем там не останется и самой радости.

Боль указывает на несовершенство. Она настойчиво говорит о том, что нужно что-то исправить, что нужно расти и двигаться дальше. Если от нее не убегать, она указывает путь. Это путь к более полной радости забвения о себе. Такая радость дорого стоит, и психологи мало об этом знают.

К счастью, христиане это понимают лучше. Они способны видеть смысл в таких непопулярных вещах, как страдание и умирание. Они знают, что путь к жизни проходит через смерть. Радость свадьбы – только символ того, что есть брак. А на самом деле со свадьбы начинается процесс умирания. Сначала это смерть для старых привычек, одиночества и независимости. Далее оказывается, что отдавать себя другому – это никогда не легко, в каком-то смысле не "естественно" для любого человека. И наконец, двое людей, оказавшись вместе, непрерывно на протяжении многих лет открывают в себе все новые и новые бездны эгоизма. Этот эгоизм глубоко пропитывает каждого из нас. Это неизбежно, потому что, если воспользоваться простым и непопулярным языком христиан, любой брак – это всегда встреча двух грешников. Многим людям кажется, что христианское представление о греховности унижает человека и парализует его свободу. А на самом деле оно проникнуто уважением к человеку: во-первых, оно просто отражает реальное положение вещей (и брак позволяет сделать тут болезненные, но необходимые открытия); во-вторых, оно указывает на его предназначение – человек создан для чего-то лучшего и большего. Брак – и средство, и повод, и необходимость стать человеком в полной мере. Именно потому он не обходится без боли умирания.

К счастью, христиане знают еще одну важную вещь: что страдания и смерть – это не конец истории. И тогда они могут принимать неизбежные сложности как дар, а не как помеху, от которой надо как можно быстрее освободиться.

Страдание и радость живут вместе

Есть еще одно великое заблуждение. Оно состоит в том, что человек либо страдает, либо радуется и что одно состояние полностью исключает другое. На самом деле полнота жизни – это больше и страдания, и радости одновременно. Иными словами, когда человек не убегает от неприятного, он получает способность и радоваться больше, как бы расширяя диапазон восприятия жизни. Страдание и радость часто живут вместе. Например, даже самая счастливая влюбленность – это не только блаженство, но и усиление тревог за другого человека, за то, что все это кончится или тебя отвергнут. Так и далее в отношениях: радость и страдание вполне могут существовать рядом, даже одновременно.

Меня часто поражает то, с какой готовностью молодые люди вступают в брак. Иногда мне кажется, что это объясняется лишь слепотой влюбленности, наивной опрометчивостью и непониманием всей серьезности отношений. Ведь они обещают друг другу нечто почти невозможное в этом мире. Если бы они понимали, как все серьезно, быть может, они бы не спешили. А иногда мне кажется другое – что ими движет вера в невозможное, и потому они не боятся риска, и это прекрасно. Быть может, там есть оба мотива: и наивность, и вера. Хорошо, что уже на венчании они слышат пение про мучеников. Оно напоминает о верной перспективе: брак – это путь к радости, но путь этот – узкий.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама