ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Реферативный обзор прессы. 21.05.2008. Выпуск 10.

23 мая 2008

Позицию образованного атеиста, первые изменения в Зарубежной Церкви, епископ – президент, дискуссия об аде.

О сказках и вере в существование Бога. НГ-Религия 21.05.2008.

Академик Виталий Гинзбург кратко излагает позицию образованного атеиста. Утверждение, что атеисты в существование Бога не верят, а религиозные люди верят, в корне ошибочно, ибо вера атеиста и вера религиозного человека – это разные "веры". Вера атеиста основана на знании, это вера в действительно существующее, в факты, в науку. Вера в справедливость тех или иных научных утверждений всегда основана на практической деятельности людей. Религиозная же вера основана на том, что написано в Библии или Коране (для монотеистических религий). Гинзбург выделяет в священных текстах чудеса, как плод религиозного мировоззрения, и этические нормы, более древние чем сами религии, которые их адаптировали, включив в свое вероучение. Автор предлагает отделять вопросы морали и этики от религии. Примером такого решения является светский гуманизм. Необходимо различать религию и веру в существование Бога. Разумеется, религиозный человек верит в существование Бога (или богов), но не всякого верующего можно считать религиозным. Можно верить в существование какого-то высшего существа, Творца, Абсолюта, но не исповедовать конкретные религии. Вера в существование Бога гораздо шире религиозной веры в обычном понимании этого слова. Легко придумать такую схему, в которой Бог существует, но доказать его отсутствие невозможно. Таков, например, деизм – религиозная философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (то есть в "промысел Божий", чудеса и т.д.), и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. Очевидно, доказать отсутствие такого Бога невозможно. При такой вере в Бога его роль сводится к замене ответа "не знаю" на слово-ответ "сотворил Бог".

Центральным пунктом, где сталкивается наука и религия является креационизм. Гинзбург считает теорию эволюции доказанной и видит опасность в проникновении креационизма в школы. За рубежом также широко обсуждается данная тема. Этому вопросу была посвящена специальная резолюция № 1580 от 4 октября 2007 года Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), членом которой является и Россия. Эта резолюция так и называется "Опасность креационизма для образования". Она опубликована в "Учительской газете" от 1 апреля 2008 года. В резолюции, в частности, говорится, что ее целью является: "предостеречь от определенной тенденции подменить науку верованием. Необходимо отделить веру от науки". И далее: "ПАСЕ обеспокоена возможностью нездоровых последствий распространения идей креационизма в рамках образовательных систем".

Согласно акту утверждённый. НГ-Религия. 21.05.2008.

if(docid!=208788){toggleElement('anons208788');}

Анализируются изменения в РПЦЗ после избрания нового главы. Важны два момента: 1) выборы нового главы РПЦЗ были формальной фиксацией заранее принятого решения . Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион получил на Соборе девять голосов из одиннадцати. 2) эта процедура стала проверкой того, как работает Акт о каноническом общении – отсюда столь быстрое утверждение нового главы РПЦЗ, что также было, судя по всему, результатом предварительной договоренности. От нового митрополита Илариона ждут продолжения курса предшественника, то есть расширения контактов Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Но при этом митрополит Иларион касается тех проблем которых старался реже касаться его предшественник. Он говорит об участии Русской Православной Церкви в работе экуменического Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). По мнению митрополита Илариона, эта организация "утратила свою значимость". То есть членство в ней не несет угрозы православию, так как реальное объединение с католиками и протестантами – вещь неосуществимая. И все же не исключено, что митрополит Иларион вновь поднимет этот вопрос – на Архиерейском Соборе, например. В таком случае он будет поддержан российскими противниками экуменической деятельности. Так или иначе, "зарубежное" духовенство объективно усилит позиции консервативного "крыла" внутри РПЦ.

Другой интересный мотив в публичных выступлениях митрополита Илариона – перевод молитв с церковнославянского на современный русский язык. Если митрополит Иларион решится стать реформатором церковного языка, он несомненно получит одобрение представителей либерального течения в самой РПЦ. Таким образом, нового главу РПЦЗ можно с равным успехом отнести и к церковным либералам, и к консерваторам.

Первые изменения в Зарубежной Церкви с приходом митрополита Илариона: 1) принятие нового текста молитвы о спасении России (теперь она будет называться молитвой о благоденствии Русской Православной Церкви), 2) создание нового церковного органа – Секретариата по межправославным отношениям. Другим знаковым событием последнего Архиерейского Собора РПЦЗ стала смена секретаря Синода. Занимавший ранее эту должность епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) переведен на кафедру в Монреале (Канада). Новым секретарем Архиерейского Синода РПЦЗ стал архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев), он же стал вторым заместителем нового главы Зарубежной Церкви. Первым заместителем митрополита Илариона, как и ожидалось, стал архиепископ Берлинско-Германский Марк (Арндт). Перестановки в Архиерейском Синоде не случайны и хорошо отражают происходящее в Зарубежной Церкви. Епископ Гавриил (Чемодаков) ранее критиковал курс митрополита Лавра на скорое сближение с Московским Патриархатом и, по некоторым данным, голосовал против кандидатуры Илариона 12 мая. Теперь он потерял одну из ключевых церковных должностей и отправлен в Канаду. Вместе с тем симпатии противников единства с Московским Патриархатом епископ Гавриил давно потерял. Зато все возрастающую роль в Зарубежной Церкви начинает играть архиепископ Кирилл (Дмитриев), который ранее не был заметен в ней на первых ролях.

Непокорный епископ. НГ-Религия. 21.05.2008.

Избрание президентом Парагвая 56-летнего епископа на покое Фернандо Луго поставило Ватикан в замешательство. Многие информагентства сообщили, что Луго – "бывший епископ". Это не совсем так. Святой Престол запрещает прямое участие духовенства в политической жизни. Луго еще в январе прошлого года обратился к Папе Римскому Бенедикту XVI с просьбой разрешить ему заниматься политической деятельностью в качестве частного лица, то есть временно приостановить его епископские полномочия. Из Ватикана последовал отказ. Префект Конгрегации по делам епископов кардинал Джованни Батиста Ре заявил, что "епископство – это служение, которое принимается добровольно раз и навсегда". Таким образом, Луго по-прежнему сохраняет свой сан и не должен забывать о своих обязательствах перед Церковью. Фернандо Луго публично попросил у Церкви прощения и свою кандидатуру на выборах все же выставил. Участие в политике священства для Латинской Америки не редкость. Так священник Эрнесто Карденаль стал одним из лидеров сандинистских повстанцев, а после их победы в 1979 году – министром культуры, Колумбийский священник Камило Торрес примкнул к ультралевым повстанцам (гериллья) и погиб в бою с правительственными войсками. В 1980 году выстрелом ультраправого боевика за политическую деятельность был убит во время мессы архиепископ Сан-Сальвадора Оскар Ромеро, которого сейчас на родине требуют причислить к лику святых мучеников. В Чили коммунисты даже приветствовали вступление католиков в партию. Однако никогда еще в католическом мире священнослужитель столь высокого ранга, как Луго, не избирался главой государства. Конечно, Ватикан может отлучить епископа от Церкви. Но нельзя не учитывать и такой момент: у Святого Престола дипломатические отношения с Парагваем. Президент Луго заявил что будет искать "третий путь" – между такими леворадикальными правительствами, как в Венесуэле и Боливии, и умеренными левыми режимами, как в Бразилии и Чили. Тем временем осторожный Бенедикт XVI не желает делать ничего такого, что могло бы нанести вред новому президенту Парагвая, вызывающему столь большие надежды в стране. Тем более что и Церковь в Парагвае относится к Луго в целом положительно. Конференция католических епископов страны не исключет, что по истечении срока президентских полномочий Луго, если пожелает, "сможет вновь вернуться к своей архипастырской деятельности".

Где находится ад. НГ-Религия. 21.05.2008.

В датских СМИ развернулась жаркая дискуссия. Ян Линдхардт, лютеранский епископ, заявил что христианский ад не место, где души грешников горят вечным огнем, а всего лишь состояние сознания, отчаяние и ощущение абсурдности происходящего вокруг. Побывать в аду, таким образом, можно и при жизни. Бог же милосерден, утверждает Линдхардт, поэтому после смерти "никто не обречен на адские муки". Не все с этим согласны, например, президента консервативной лютеранской организации Indre Mission Андерса Далгорда. Он ссылается на Евангелие от Иоанна, в 16 стихе 3 главы которого сказано: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". То есть, после смерти у человека два пути: к спасению в раю или вечной погибели в аду. "Мы не можем отрицать ад лишь по той причине, что он нам неприятен", – считает он. "Изъять ад из новозаветных проповедей Иисуса просто невозможно. Всякий, кто откроет Новый Завет, неизбежно поймет: все, что делал Иисус, – одна большая битва с целью освободить нас от адских мук. Если ты не хочешь быть христианином – у нас в Дании свобода вероисповедания. Но нечестно менять христианство до неузнаваемости" – пишет пастор Йорген Йоргенсен.

Однако у епископа-либерала нашлись и сочувствующие. В том числе и пасторы. Так, например, пастор Якоб Хольм написал следующее: "Нужно разделять спасение и муки. В Библии нигде не говорится о том, что ад – это место, где человек подвергается вечным мукам без надежды на спасение. Ад – это то, с чем мы сталкиваемся в жизни". Раскритиковал консерваторов и пастор Гудмунд Раск Педерсен. "Проповедь Христа, – полагает он, – сделала ад, в котором томятся души, ненужным. Те, кто призывает сохранить прежние представления об аде, сами не верят в такой ад". За "реформу" представлений об аде высказались и светские ученые. Профессор истории искусства Аксель Больвиг: "Если прав был Жан-Поль Сартр, утверждавший, что "ад – это другие", то Церковь вполне может отменить ад. "Другие" переняли все качества преисподней, сегодня это наилучшим образом иллюстрируют экологические катастрофы". Он напоминает о том, что в позднем Средневековье Церкви пришлось "вызвать к жизни" ад, чтобы при помощи страха контролировать людей. Данный вопрос тревожит не только датчан. В 2002 году в Норвегии был издан новый перевод четырех канонических Евангелий. Переводчик, известный библеист и либеральный лютеранский богослов Якоб Ервелл, убрал из текста слово helvete ("ад" по-норвежски) и заменил его еврейским словом "геенна". Он утверждает, что геенна – это место к югу от Иерусалима, куда евреи сбрасывали нечистоты и тела преступников. Для Дании или Норвегии практика открытого обсуждения вопросов веры, в том числе и в прессе, – вполне нормальное явление. Пастор может усомниться в том, что епископ – "хороший христианин", а мирянин – в том, что пастор верно интерпретирует Библию.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама