ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Дело Самодурова": некоторые замечания

Сергей Худиев :: 23 мая 2008

Дело организатора очередной кощунственной выставки Юрия Самодурова довольно активно обсуждается в печати и в интернете, и, наверное, было бы полезно ответить на некоторые часто повторяющиеся аргументы сторонников выставки. Но начну с самого слова, которым называются сторонники выставки – "правозащитники". Значение этого слова надо уточнить, потому что вопрос от том, а правозащита ли это вообще, встает довольно остро. Беда в том, что у нас в России "правозащитой" называются два совершенно разных вида деятельности. В первоначальном значении "правозащитник" – это тот, кто добивается от государства соблюдения его же законов. Это деятельность весьма нужная и почтенная. Одной из самых болезненных язв нашего общества остается неуважение к закону, как со стороны рядовых граждан, так и со стороны представителей государства, которые и должны этот закон воплощать. Те, кто защищают права обычных граждан на справедливый суд, на защиту от злоупотреблений, на гуманное и справедливое обращение со стороны представителей власти, делают полезное и необходимое дело.

Однако – к великому ущербу для дела настоящей правозащиты – это слово означает и нечто другое. Если изначально "правозащита" есть требование соблюдения закона, то в случае с Самодуровым мы видим требование пренебрежения к закону. Статья 5 п. 26 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание за оскорбление религиозных чувств граждан, либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. Таков закон; кто-то может счесть его неправильным и вести политическую борьбу за его отмену, но пока он есть, он должен соблюдаться. Если правозащита есть борьба за то, чтобы законом не пренебрегали в угоду той или иной группе лиц, то здесь мы видим обратную борьбу – от государства требуют пренебречь законом ради идеологических предпочтений небольшой группы активистов. Если в советские годы правозащитники требовали "соблюдайте ваши законы", то теперь мы слышим обратное требование – пренебречь законом. Бросать закону демонстративный вызов, раз за разом публично нарушая его требования, значит разрушать всякое уважение к закону – то есть заниматься как раз праворазрушительной, а не правозащитной деятельностью. Такие действия ставят государство перед выбором – либо, наконец, наказать нарушителей, либо выдать всякой группе активистов, полагающей, что закон ей не писан, полную индульгенцию на любые ее действия.

Защитники позиции Самодурова также апеллируют к свободе самовыражения. Невозможно отрицать важность свободы слова и самовыражения для общественной жизни, для культурного и научного развития, для разоблачения и пресечения злоупотреблений. Однако есть вещи, которые к свободе слова никак не относятся – и сами правозащитники (будем употреблять это многозначное слово за неимением другого) это признают. В заявлении, например, Московского бюро по правам человека говорится: Все должны быть равны перед законом и судом. Мы не можем мириться с тем фактом, что российское правосудие молчаливо взирает на десятки ярых идеологов вражды и ненависти, которые подстрекают к убийствам и насилию по этническому или конфессиональному признаку, выпускают горы литературы, напичканной расистскими, нацистскими призывами.

Что же, нацики тоже "самовыражаются"; однако в этом случае ссылки на "свободу самовыражения" всеми признаются не относящимися к делу. Если некий гражданин верит, к примеру, в страшное и ужасное "еврейское засилье" и выражает протест против него в "художественной форме", то его надо привлечь к суду и ничьих свобод это не ущемляет; а вот если гражданин верит в страшное и ужасное "православное засилье" и выражает протест против него в аналогичной художественной форме, то его деятельность должна быть совершенно невозбранна, ибо свобода слова. А иначе инквизиция, талибан, попрание прав и ужас что такое. Вспомним, однако, сами по себе совершенно справедливые слова – Все должны быть равны перед законом и судом. Либо мы допускаем невозбранное изъявление ненависти к кому угодно, либо пресекаем такие изъявления по отношению ко всем. Как уже отмечалось, выставки, посвященные глумлению над любой другой национальной и религиозной символикой наверняка вызвали бы у тех же самых людей негодование и требования к государству пресечь это безобразие; непонятно, почему православные христиане должны подвергаться дискриминации. Все должны быть равны перед законом и судом.

Выдвигается еще один аргумент: не нравится – не смотри. Как говорит сам Юрий Самодуров: Мне самому из представленных работ нравятся лишь несколько. Есть такие, которые очень не нравятся. Но меня поражает, что если людям что-то не нравится, они сразу говорят, что это разжигание разной розни: национальной, религиозной и так далее. Не нравится – не ходи. Этот аргумент – в разных формах – повторяется постоянно. Можно, конечно, указать на то, что выставка по определению есть мероприятие публичное и демонстративное; но я бы указал, однако, что те же самые люди не принимают собственный аргумент "не нравится – не ходи", когда речь идет о других формах разжигания разной розни. Можно жить в Москве и совершенно не сталкиваться с расистской или фашисткой литературой. В обычных книжных магазинах я ее не встречал, киоски тоже предпочитают торговать чем-нибудь другим. Чтобы столкнуться, надо приложить некоторые усилия – разыскать соответствующие ресурсы в интернете, посетить полуподпольные собрания расово озабоченных граждан, приобрести соответствующие книги с раскладного столика у опасливо оглядывающегося активиста. Никто же Вас не заставляет этого делать, чем же Вы недовольны? Аргумент "не нравится – не смотри" точно также подходит к экстремистской литературе, за запрет которой выступают правозащитники. Почему же в этом случае он их не убеждает?

По словам самого Самодурова и его сторонников, это дело есть проявление клерикальной диктатуры. Удивительно, однако, как буквально правозащитники воспроизводят логику своих зеркальных противников – национал-экстремистов. Для них тоже любые действия государства, направленные на обуздание разжигания национальной или расовой розни, служат неопровержимым доказательством диктатуры евреев/инородцев (нужное подчеркнуть). Если, однако, у юного расиста, борца с неграми, возникают проблемы с законом, это еще не значит, что страна попала (или вот-вот попадет) под власть чернокожих. Разговоры про "клерикальную диктатуру" имеют под собой примерно столько же оснований.

Можно, однако, отметить и более благоразумные нотки в заявлениях некоторых правозащитников. В заявлении того же Московского бюро по правам человека говорится:

"Вместе с тем, до сих пор остается нерешенным вопрос, до каких пределов простирается право художника на самовыражение. Не исключено, что художественный замысел может вступить в противоречие с нормами уже не общественной морали, но гражданского и уголовного кодекса, нарушая права человека, оскорбляя религиозные святыни, чувства верующих.

Организаторы выставок и художники, имеющие право на творческое самовыражение, должны отдавать себе отчет в общественном резонансе, который вызывают подобные выставки, особенно в период обострения в России и мире межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Отдавать себе отчет не только как художники, но и как граждане. Последние годы явили массу примеров, когда картины, карикатуры, фильмы вызывали негодование верующих, этнических групп, провоцировали конфликты и столкновения.

Руководители Центра Сахарова должны были предвидеть эту болезненную реакцию верующих, но сознательно пошли на обострение ситуации, что, по нашему мнению, абсолютно недопустимо и провокационно"

Все, что мы требуем от Юрия Самодурова – воздержаться от "недопустимых и провокационных" действий. Есть удивительно простой способ избежать проблем с законом – уважать закон.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама