ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Церковный энтузиазм

священник Алексий Плужников :: 30 мая 2008

Введение.

Что такое "энтузиазм"?

"Энтузиазм – сильное одушевленье, увлеченье, восхищенье, страстное обаяние, восторженность". ( В.Даль. "Толковый словарь живого великорусского языка".)

"Энтузиазм – через нем., лат. из греч. "божественное вдохновение".

Энтузиаст – "исполненный божества"". (М.Фасмер. "Этимологический словарь русского языка".)

В Древней Греции существовали так называемые "элевсинские мистерии" в честь бога Диониса (Вакха), участники которых доводили себя до исступления, транса путём разнузданного поведения, диких плясок, сексуального разврата, пьянства. Впадая в такое безумное состояние, они становились "энтузиастами", "исполненными божества" (т.е. Вакха).

Эти мистерии получили название "оргий", "вакханалий", в них находили выход подавленные эротические страсти.

Таким образом, энтузиазм – это выход "вовне", из себя, к "богу". (Синонимы этого понятия: исступление, экстаз.)

Это явление, в изменённом виде, хорошо нам известно по недавнему советскому прошлому, из которого мы все вышли, но не сумели полностью от него освободиться.

По сути, вся сила Советской власти держалась на энтузиастах. Революцию делали энтузиасты, мечтавшие "разрушить старый мир до основанья, а затем...". Колхозы создавались энтузиастами путём отбирания богатств (земли, скота, инвентаря, зерна) у имущих.

В космос летели, в Ледовитом океане плавали, БАМ строили всё те же энтузиасты.

Энтузиазм равнозначен экстенсивному способу хозяйства, жизни "вширь", в противоположность интенсивному, "вглубь". Чтобы было понятнее, приведём сравнение: интенсивная жизнь – это удобрение своего поля навозом, улучшение сельхозтехники, тщательная обработка каждого сантиметра земли.

А экстенсивная – это быстренько выжать из земли все соки, истощить её и скакать на другой край страны поднимать целину, которая почему-то "залежалась". Знакомая история, не правда ли?

Советский энтузиазм построен на том же элевсинском "опьянении", выходе к "богу", имя которого – "светлое будущее", коммунизм. Цель, оправдывающая все средства ("мы будем бороться за мир во всём мире, даже если от мира камня на камне не останется").

Но, как и всякий экстаз, энтузиазм быстро истощает все силы человека (и государства) и погибает (как пьяница и наркоман). Вот и советское государство не выдержало даже 70 лет.

К чему вся эта долгая предыстория? А к тому, что мы все "родом из детства", и в современной церковной жизни тоже нередко приходится сталкиваться с феноменом энтузиазма.

Церковный энтузиазм.

Богословская основа церковного энтузиазма – это идея, прямо противоположная знаменитым словам прп. Серафима Саровского: "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". Напротив, церковный энтузиазм считает, что в первую очередь надо спасать других, а моё спасение заключается в спасении ближних. Чем больше спасу, тем выше моё место в Царстве Небесном.

Эта идея широко разлита в современном церковном мировоззрении. Так, считается, что спасение России заключается в как можно большем количестве построенных храмов, как можно большем числе крещёных людей. У нас ведь на Руси издавна любят хвалиться статистикой. Дескать, 80% крещёных – не шутка. Значит, следует логичный вывод, надо вводить "Основы православной культуры" в школах.

И неважно, что построенные храмы стоят полупустые, неважно, что формальное крещение, которое совершается во многих храмах, без оглашения, без подготовки, только отталкивает этих "крещёных" от Церкви. (Кстати, когда ко мне приходят люди с вопросом о крещении, я предлагаю им прийти в ближайшее воскресенье для огласительной беседы. В итоге, 99% этих "неофитов" я больше никогда не вижу. Хотя сильно сомневаюсь, что они не покрестились с успехом, без разговоров, в другом каком-нибудь храме.)

И не надо обольщаться, что народ наш, наша молодёжь страждет без ОПК. Государство право, что сопротивляется. Ведь нет спроса. Мы своим предложением ОПК пытаемся искусственно вызвать спрос, но его нет (по крайней мере, в том объёме, как нам хотелось бы). Напротив, часто достигается обратный эффект, как в сетевом маркетинге: в народе возникает брезгливое отношение к Церкви как к навязчивой организации, которая пытается вернуть себе в государственной структуре прерогативы, существовавшие до 1917 г., стать обязательной, государственной религией.

Не поймите меня превратно, я вовсе не против ОПК. Совсем нет, я только против той агрессии, с которой нередко преподносится данная идея: мол, у вас одна дилемма: или ОПК – или потерянная молодёжь, да и вся Россия с ней. Ошибка в постановке проблемы: на самом деле наличие или отсутствие этого предмета в учебных заведениях никак не повлияет на духовную ситуацию в стране. Поголовный Закон Божий в царской России не остановил, а скорее, способствовал революции; также и обязательный "научный атеизм" не остановил развал СССР. Поэтому не хочется, чтобы энтузиазм в этом, несомненно благом деле (преподавание ОПК) разрушил главное: разумную меру.

Благодаря неумеренному энтузиазму в общественном мировоззрении уже стали устойчивыми параллели: власть – Церковь, деньги – Церковь. Златоглавые храмы, построенные на деньги недобросовестных, мягко говоря, богачей, стали "притчей во языцех". Такое "экстенсивное православие" настораживает людей, ибо внешнее великолепие резко обгоняет внутреннее, сосредоточенное отношение к развитию церковной жизни.

Не могут не пугать людей и политические лозунги православных энтузиастов о восстановлении монархии, о борьбе с ИНН, глобализмом, экуменизмом. Люди видят, в каких болезненных формах это происходит, каким нездоровым огнём горят глаза и речи "православных спасателей России", предлагающих новое "светлое будущее" – мифическую Православную Империю Русских Людей, "Третий Рим". (Вот небольшой пример "православного монархизма" из книги "Царица Небесная – Державная Правительница Земли Русской" (М.,Форум, 2007):

"Писатель и публицист В. И. Карпец даже предлагал, чтобы в любом правительственном здании находилась Державная икона. "И любое правительство, – пишет он, – должно осознавать себя как сугубо временное и твёрдо исповедовать Самодержавие как принцип, какая форма власти ни была". – Здравая идея. Но кто же сегодня в здравом уме?" (с.212) (Сергей Фомин))

И правда – кто?..

Пастырский энтузиазм.

В пастырской среде можно выделить энтузиазм двух видов: пастырь-"менеджер" и пастырь-"младостарец" (но есть и другие виды, конечно).

Часто кажется, что некоторые энтузиасты стали священниками для того, чтобы иметь возможность реализовать себя как "прорабов Царствия Божия". Постройка храма воспринимается таким пастырем как некая гарантия спасения (а два храма – две гарантии..). Деньги на храм добываются сомнительным путём у сомнительных личностей, опять же оправдываясь принципом Н. Макиавелли: "цель оправдывает средства". Самому доводилось слышать, как один священник похвалялся с амвона, что он участвовал в строительстве храма, и его имя записано на капсуле, которую опускали в основание престола. И теперь ангел этого храма будет до скончания времён молиться о нём... А значит, место ТАМ уже практически гарантировано...

"Младостарцы" тоже все вышли из энтузиастов. Завет старца Алексия Мечёва ("станьте как солнышки") воспринимается ими не как цель своей духовной жизни, а как уже имеющаяся в наличии данность, и ему, "старцу", остаётся только "обогреть" как можно больше чад. И начинается "пастырская" деятельность, сначала "за здравие", а заканчивается "за упокой"...

В начале своего пути "старцы-энтузиасты" предаются всем видам внешних подвигов (в основе которых, по учению святых отцов, изложенном святителем Игнатием Брянчаниновым, лежат тщеславие и властолюбие.) Про одного такого "старца" рассказывают с восхищением, что и молится он, дескать, беспрестанно (у него даже диван стоял в алтаре, чтобы, значит, от молитвы не отвлекаться); и проскомидию-то он начинает в три часа ночи...

Такой старец готов ради спасения своих чад и исповедовать сутками и проповедовать часами да со слезами. И добро постоянно делает: и передачи в тюрьмы, в больницы, и прихожан посещает, и последнее им отдаёт... И всё готов сделать ради спасения своих чад... в обмен на полное, безоговорочное послушание и обожание его личности.

И тогда начинается страшное: призывы к спасению в лесах, к отказу от паспортов и ИНН, к продаже квартир и массовому постригу в монахи; перекрещивание полным чином, через погружение, потому что "обливание недействительно"; заочное "крещение" абортированных младенцев методом "схимонахини Антонии"; разжигание вражды к обычным священникам и священноначалию, а в итоге – раскол и увод в духовную смерть своих ослеплённых чад.

В своих воспоминаниях протоиерей Глеб Каледа пишет о знаменитом расколоучителе 20-х гг. ХХ-го века, обновленце, священнике Александре Введенском:

"По словам моего отца, о.Александр Введенский был до революции живым искренним священником, по молитвам которого совершались чудеса. Когда моя мать ещё до замужества была в тяжёлом духовном состоянии, отец привёл её на исповедь к Введенскому; до этого такой исповеди, говорила она, у неё не было.(с.112-113)

(..) После войны, когда отец вернулся в лоно Православной Церкви, я спрашивал его, в чём секрет Введенского. Он говорил о чудесах молодого о.Александра и заявлял с горечью, что "его, одарённого множеством талантов, сгубило непомерное честолюбие." Из-за него он растратил всё, что имел. Это была страшная моральная деградация, озадачивавшая и отталкивавшая от него и его ближайших помощников". (Цит. по: Архимандрит Киприан (Керн). Типы грешников. Архиепископ Пражский Сергий (Королёв). Духовная жизнь в миру. М., ОБРАЗ, 2005, с.115.)

Удивительно, кажется: в начале – чудеса, а затем чудотворец становится Иудой, предателем Церкви, доведшим себя до сумасшествия. Чего только стоит его "самоинтронизация" в патриархи у себя на квартире, когда он сел задом на антиминс и провозгласил себя главой Церкви!

А ответ очевиден: сначала – энтузиазм, а потом – выход к своему "богу", богу сумасшествия Дионису, сатане.

Энтузиазм мирян.

Энтузиазм среди мирян, прихожан тоже заметно развит. Наличие энтузиастов среди мирян (спрос) вызывает появление энтузиастов-"старцев" (предложение). Мирянский энтузиазм, в частности, заключается в сильнейшем сопротивлении всему "обычному" в церковной жизни.

Обычное утренне-вечернее правило? Нет: Псалтирь по соглашению + акафист Царю-Мученику + богородичное правило – это по-нашему!

Регулярное посещение приходского храма по субботам-воскресениям? Ну что вы! Массово, в Мытищи, ползать на коленках с покаянием за всех предков (негодяев!)-цареубийц, спасая тем самым Россию!

Делать регулярную уборку на территории своего храма? Некогда, мы крестным ходом куда-нибудь, зачем-нибудь... За спасением, наверно.

Претензии к "обычным" священникам у энтузиастов соответствующие. "Страсть по старцам" выливается в пренебрежение к нестарцам. Или ты, отче – Амвросий Оптинский №2, или – ничтожество. Стало "нормальным" разговаривать со священником в таком тоне: " Я к вам пришёл как к человеку(?), а не как к священнику. Когда вы понадобитесь мне как священник, я приду на исповедь, да и то не к вам, а к Богу!". В итоге – полный развал приходской жизни: пастырь, в понятиях таких "овец", перестаёт быть служА'щим Богу, а становится слУ'жащим на потребу прихожанам, "человек с кадилом".

И эти же самые прихожане заводят разговоры о любви, о послушании, о духовной жизни! Поистине, духовное "опьянение" становится нормой – достаточно почитать некоторые высказывания на православных форумах, где "ники"-зилоты ревностно выискивают грехи и ереси всех более-менее известных священников и архиереев, и "наставляют" своих пастырей на путь истинный. Как сказал Святейший Патриарх Алексий в одном своем выступлении: "Раньше священник на исповеди спрашивал: "Чадо! Како веруеши?", то теперь прихожанин спрашивает у священника: "Отче, какое у тебя политическое кредо?".

В приходской жизни, к великому сожалению, почти повсеместно нарушено истинное понимание иерархичности, реального понимания – кто такой священник, и кто такой мирянин. Панибратство и идолопоклонство – две наиболее развитые крайности в отношениях на приходе между мирянами и священником. Можно провести такую параллель: энтузиазм уводит мирян либо в некий "протестантизм", когда свобода начинает пониматься как своеволие, и выражается в пренебрежении к священному сану, либо в своеобразный "папизм", когда начитавшийся "Добротолюбия" прихожанин ищет всюду маленького "папу"-Старца, чтобы отдать ему непосильное бремя свободы и стать рабом человека, перестав быть рабом Божьим.

Заключение.

К чему же приведёт подобная ситуация, и насколько живуч энтузиазм?

История показывает, что энтузиазм недолговечен, он возникает в кризисные моменты, на ломке эпох и довольно скоро затухает, оставляя место другому социальному явлению.

Древнегреческий энтузиазм, культ Диониса, возник накануне греко-персидских войн, в эпоху умирания древней культуры и рождения новой, классической культуры античности.

Советский энтузиазм также возник на рубеже ломки самодержавной России и попытался построить своё, вакхическое государство, но потерпел поражение и уступил место новой культуре, которой пока ещё трудно дать название, так как она ещё находится в стадии зарождения (постсоветская, псевдодемократическая, карикатурнозападная?).

Церковный энтузиазм возник на рубеже ломки советского строя и возрождения церковной жизни. Он умрёт вместе с уходом старого поколения, выросшего при советской власти. Что придёт ему на смену? Трудно сказать. Можно отметить только, что у энтузиазма есть всё же одно положительное качество – он "духовен", пусть чаще всего ложно духовен, но всё же он стоит на идеи достижения "светлого будущего" (в любой вариации) духовным путём.

Современное поколение выросло в условиях умирания идеи "светлого будущего". У него осталась только одна, прагматическая, "идея" – "сладкого настоящего". Живи в кайф! – вот основа этой "идеи". Такое поколение не будет строить БАМ и ходить крестным ходом. В лучшем случае, оно построит коттедж и пойдёт в баню. Оно будет добывать деньги и устраиваться в этой жизни с максимальным комфортом. Да вот только душа молодого русского человека сопротивляется американской прагматике, и почти неизбежен побег к "Дионису": в наркоманию, секс, виртуальный мир.

Сейчас Россия, выражаясь научным языком, находится в точке бифуркации (это когда мячик стоит на вершине горы, и то, куда он покатится, зависит не от силы толчка, а от направления, в котором подует ветер). Старый энтузиазм умирает, молодое поколение погибает из-за отсутствия идей. Поэтому есть варианты: или Россия скатится в гибель, как многие древние, состарившиеся и развратившиеся цивилизации; или появится идея, которая толкнёт страну к "возрождению" путём нового энтузиазма – фашизма; или же, хочется надеяться, утвердится трезвая идея Православия о спасении мира путём спасения самого себя от своих страстей. Как говорил Маленький Принц: "Встал с утра – прибери свою планету".

P.S. Хочется сказать самому себе: а сам-то ты не такой же энтузиаст, когда пытаешься спасти других от энтузиазма? Ну конечно, я же тоже родился в эпоху энтузиазма и тоже хотел быть пионером. Просто сейчас мне совсем не хочется, чтобы мой ребёнок вырос энтузиастом чужих идей...

Священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г.Волгограда

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама