ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Искусство, право и посрамление святынь

02 июня 2008

По инициативе группы религиозной общественности организаторам выставки "Запретное искусство-2006" предъявлено обвинение по статье 282 Уголовного кодекса. Ведущий научный сотрудник РГГУ, доктор филологических наук СЕРГЕЙ ЗЕНКИН проанализировал эту ситуацию с точки зрения общей теории и истории культуры.

В статье 282 речь идет о наказании за "действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации". Здесь есть кое-какие расплывчатые, слишком общие формулировки, смысл которых с опасной легкостью доводится до абсурда, а значит, может быть недобросовестно извращен: скажем, наказуемо ли публично бранить воров и бандитов (или, как в другом недавнем судебном казусе, "неверных ментов"), не унижает ли это их достоинство по признаку принадлежности к социальной группе уголовников или коррупционеров? Преступно л и рассказывать на людях непочтительные "этнические" анекдоты – не возбуждают ли они ненависть либо вражду к чукчам, евреям, цыганам, русским (увы, это тоже не надуманная гипотеза – в нашей стране уже была практика осуждения за анекдоты)? Тем не менее общий дух закона, намерение законодателя достаточно ясны и рациональны. Отметим в них два важных момента.

Во-первых, закон трактует о "достоинстве человеке либо группы лиц" – то есть, если говорить о преступлениях, связанных с "отношением к религии", он защищает не богов, не священные тексты, не предметы культа, не обряды и верования, а только людей, верующих или неверующих, чье достоинство может быть унижено по этому признаку. Разумеется, достоинство верующих часто выражается в символах, проецируется на образы сакральных существ, но все-таки между ними не может быть полного тождества, и оскорбляющий бога необязательно оскорбляет его почитателей. Даже прямое возбуждение ненависти к какой-то вере не всегда обращено против исповедующих ее людей: князь Владимир не унижал достоинство киевлян, бросая в Днепр идолы их бога Перуна, и потомки этих киевлян чтут его как святого.

Во-вторых, закон преследует "действия, направленные на возбуждение..." – то есть квалифицирует эти действия не по их результату, а по их цели. Написать на заборе расистский лозунг – наказуемое деяние, даже если фактически никто еще не успел из-за него возбудиться ненавистью или враждой или же почувствовать униженным свое достоинство: достаточно того, что он был на это направлен. И наоборот, даже вполне искреннее возмущение людей, переживших оскорбление от того или иного слова или поступка, еще не доказывает, что это слово или поступок действительно были направлены на такой эффект. Мы ведь часто реагируем неадекватно – по неосведомленности, под влиянием страстей, не понимая чужих намерений. Итак, для применения статьи 282 нужно установить, что некоторое деяние было направлено на возбуждение вражды к людям или на унижение их достоинства. Приходится толковать его смысл – а смысл культурных фактов, в частности произведений искусства, определяется не по непосредственным реакциям тех, кто с ними сталкивается, но лишь в контексте исторических традиций.

Среди экспонатов выставки "Запретное искусство-2006" лишь немногие прямо включали в себя религиозные мотивы и символы. То были именно условные символы – ни одно из этих произведений никак не характеризовало приверженцев какой-либо религии, не говорило о них ничего дурного: они просто никак не фигурировали на этих картинах. Не подвергалась никакому воздействию ни одна подлинная святыня, а только их условные подобия, например репродукция иконописного лика. То есть действие было дважды опосредовано – через изображения, которые отсылают к святыням, с которыми уже могут отождествлять свое достоинство верующие. Каким же было это действие?

На картинах сакральные мотивы, в том числе фигура Христа, демонстративно совмещались с мотивами профанными, мирскими – с орденом Ленина, с газетным заголовком, с черной икрой, с Микки-Маусом, с рекламным плакатом "Макдональдса". Хотя сами по себе эти мотивы не содержат в себе ничего унизительного для человеческого достоинства (орден, наоборот, является знаком отличия, икра – изысканным деликатесом, а Микки-Маус и "Макдональдс" принадлежат к числу расхожих символов потребительской цивилизации и многими расцениваются позитивно), очевидно, что в сочетании со священными образами они направлены на их принижение, посрамление. На языке искусства такое посрамление называют пародией или карикатурой, на языке религии – профанацией или кощунством.

Остановимся на этом последнем термине. Многим он знаком главным образом по советской пропаганде, которая, наследуя семинарской риторике Сталина, любила клеймить врагов за "кощунственные посягательства" на какие-либо неприкосновенные ценности. Ранее, до революции, кощунство образовывало состав преступления; в Уложении о наказаниях 1885 года оно определялось как "язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной или вообще христианства" и распространялось только на насмешки над христианской церковью, которую единственно и защищал тогдашний закон. В нынешнем Уголовном кодексе кощунство не значится, не считается преступлением, а либерально мыслящие христиане, Например Яков Кротов, даже рассуждают о "праве на кощунство". Аятолла Хомейни приговорил к смерти писателя Рушди за кощунственный, по его мнению, роман, но для нашего светского суда это, конечно, не может служить прецедентом.

Вообще кощунство гораздо старше, чем уголовное уложение 1885 года, и оно отнюдь не всегда и не всеми расценивалось как нечто недопустимое. Антропологам и историкам культуры хорошо известно, что сакральные переживания, составляющие основу всякой религии, изначально двойственны: одни и те же сакральные мотивы (например, мотив крови, фигурирующий во многих культах) могут нести в себе как святость, так и скверну. Эта двойственность находит продолжение во многих религиозных обрядах, представляющих собой символическое, а порой и реальное нарушение . норм, обычно действующих в обществе: скажем, при христианском причащении символически нарушается запрет каннибализма. Наконец, и сами религиозные нормы, запреты и символы в определенных ситуациях регулярно подвергаются нарушению и поруганию; такое законное нарушение норм, распространенное в традиционных обществах, ученые называют трансгрессией или антиповедением. Об этой практике писали многие исследователи и мыслители: Дж. Дж. Фрэзер, Р. Кайуа, Ж. Батай, О. М. Фрейденберг, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев и А. М. Панченко (см. их книгу""Смеховой мир" Древней Руси") и другие. Ее формы могли быть разными – словесными и телесными, смеховыми и серьезными, публичными и приватными, обрядовыми и импровизированными. Кощунство творилось не только в уникальных исторических обстоятельствах вроде упомянутого выше крещения Руси, но и в повседневной жизни: на шутовских праздниках и карнавалах, в смеховых текстах средневековой литературы, включая русскую, где, по словам Д. С. Лихачева, "либо кабак изображается как церковь, либо монастырь как кабак, либо воровство как церковная служба и т. п."; причем, подчеркивал ученый, такие произведения "отнюдь не антицерков – ны, в них нет издевательства над церковью как таковой". Вызывающе антиблагочестиво вели себя русские юродивые: "ругались миру" в храме во время службы, а один из них, по легенде, "на глазах потрясенных богомольцев разбил камнем образ Божией Матери на Варварских воротах, который исстари считался чудотворным. Оказалось, что на доске под святым изображением был нарисован черт" (примеры взяты у А. М. Панченко). Именем этого юродивого, Василия Блаженного, до сих пор называют красивейший храм Москвы.

О смысле, направленности таких текстов и поступков продолжают спорить ученые, и, вероятно, их цели действительно могли быть разными в разных случаях: и утверждение истинной святости наперекор лицемерному святошеству, и обновление религиозного чувства посредством шоковой терапии, и демократический протест против культуры господствующих классов. Но чего в них точно не было – это намерения унизить достоинство каких-либо людей из-за их веры. Даже официальной церкви, которая то терпела, а то и преследовала карнавалы и юродства, никогда не приходило в голову обвинять их участников в возбуждении вражды или ненависти к христианам.

Какое это имеет отношение к вызывающим художественным акциям наших дней? В новоевропейскую эпоху, с распадом общества, всецело основанного на религиозной вере, возник "культ" искусства и представление о его "священном назначении"; то есть искусство, художество приняло на себя некоторые из функций религии, включая функцию трансгрессии, и ныне художники часто пользуются репутацией клоунов, злых шутников, провокаторов. Имея дело с искусством, современный культурный человек помнит, что в нем возможно и допустимо антиповедение, сравнимое с ритуальным нарушением правил и запретов в традиционных обществах. Не так важно, является ли художественная выставка публичным или приватным пространством, – важно, что это условное культурное пространство, где приняты иные нормы поведения и творчества, чем, скажем, в церкви. Повторяю: смысл художественных произведений определяется исторической традицией, а традиция ритуального посрамления святынь, продолжаемая – уже в рамках нерелигиозной культуры – некоторыми современными художниками, не имеет отношения к религиозной вражде. Изобразить Христа с физиономией Микки-Мауса и демонстрировать эту картину на условной территории выставочного зала – кощунственный жест, но он не более враждебен церкви и оскорбителен для христиан, чем сближение храма с кабаком в условно-смеховом тексте вроде древнерусской "Службы кабаку" или пародийная "ослиная месса" в столь же уел овном контексте западноевропейского карнавала. Это далее более слабый жест, ведь кабак и осел в отличие от героя диснеевских мультфильмов – низменные, бранные, обидные образы. Во всяком случае, кощунствовать – еще не значит глумиться над верующими, и презумпция невиновности требует исходить из того, что данный жест был направлен на условное поношение божества, а не на унижение достоинства людей.

Возможно (хотя это и трудно было бы доказать), оскорбительный эффект, который могла производить выставка, объяснялся недостаточно высоким художественным качеством некоторых экспонатов: их авторы сумели вызвать шок, но не сумели его эстетически преодолеть. Однако это уже вопрос об умелости, а не о направленности их действий, и давать ей оценку – не дело уголовного суда. Общество оценит ее без помощи юстиции: неудачное произведение оно накажет самым безапелляционным приговором – забвением, а с сильным, пусть и кощунственным, искусством не справиться никакому суду, он только добавит ему славы.


ТРАДИЦИЯ ритуального посрамления святынь, продолжаемая современными художниками, не имеет отношения к религиозной вражде


Выставка "Запретное искусство-2006" открылась в Музее имени Сахарова в марте 2007 года. На ней были представлены работы арт-группы "Синие носы", Ильи Кабакова, Вагрича Бакчаняна, Леонида Сокова, Михаила Рошаля-Федорова. Среди работ, которые вызвали наибольший резонанс, – распятия, на одном из которых у Христа вместо головы орден Ленина, а на другом – голова Микки-Мауса. В конце марта 2006 года православные активисты пикетировали музей, потребовали закрыть выставку и привлечь ее организаторов к уголовной ответственности. В июне в Таганскую прокуратуру обратились представители православной организации "Народный собор", они потребовали провести проверку выставки. 18 января 2008 года следователи провели обыск и выемку документов в музее. В мае 2008 года обвинения по п. б ч. 2 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды с использованием своего служебного положения") были предъявлены директору Музея и общественного центра имени Сахарова Юрию Самодурову и куратору выставки, заведующему отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрею Ерофееву. Им грозит до пяти лет лишения свободы.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама