ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ректор Литинститута: для школьников литература превратится в балласт

Борис Тарасов :: 07 июня 2008

Что дважды два четыре – это мы ещё помним, ведь математика в школах входит в число обязательных экзаменов. А вот то, что сегодня день рождения Пушкина, или, что он написал, к примеру, "Капитанскую дочку", забудем, наверное, скоро...

Просто знать это совсем необязательно – ЕГЭ по литературе в школах упразднили! О необходимости культурного образования и о месте литературы в жизни человека автор побеседовал с ректором Литературного института им. Горького Борисом Николаевичем Тарасовым.

– Литература теперь факультативна, литература на заднем плане, литература больше не нужна. Борис Николаевич, к чему приведет отмена экзамена в школах? Как будет проходить становление русского человека без обязательности литературы?

– Начну с того, что перевод экзамена по литературе в тестовый режим вообще был спорным моментом. Для этого предмета должна быть полная, свободная форма выражения: беседа, рассуждение, сочинение, но никак не тест. А отмена даже такого минимума – ещё один шаг по снижению значимости литературы.

На образовательный уровень школьников это нововведение повлияет крайне отрицательно. В наше избыточно прагматичное и бескультурное время дети стремятся к практическим результатам, а литературу попросту примут за балласт – предмет с минимальной полезностью. С точки зрения общекультурной, человеческой это очень большая потеря. Мне вспоминаются слова Л.Н. Толстого, они о поэзии, но их можно отнести и к литературе в целом. "Все предметы поэзии, – писал Толстой, – предвечно распределены по известной иерархии и смешение низших с высшими или принятие низшего за высший есть один из главных камней преткновения". С потерей литературного образования мы теряем эту иерархию ценностей, да и понимание культуры в целом.

Сейчас массовая культура весьма агрессивна по отношению к настоящей культуре. Ведь массовость может доминировать и занимать первостепенное место только тогда, когда нет общих критериев, когда можно подменять талантливое и неталантливое, глубокое и неглубокое. Низшие сферы жизни, ставшие предметом изображения, наносят ущерб и духовному здоровью подрастающего поколения и, главное, перспективам! Ведь литература как раз дает различение правого и левого, добра и зла, высшего и низшего.

– Чиновники объясняют снижение роли литературы тем, что "это делается для технарей", "им литература не нужна". А вы как считаете? Что дает любому ребенку изучение литературы?

– Как раз технарям литература и нужна больше всего, я объясню почему. Человек технической специальности без гуманитарного образования, без ценностной ориентации в мире подобен флюсу, который развивается однобоко. Ему трудно ориентироваться в смысловом содержании своей деятельности. Техника, экономика, изобретения – это средства, они не могут стать целью. Истинная цель определяется в духовной сфере, которая неразрывно связана с историей и литературой. Мало кто понимает, для чего все эти инновационные революции, скачки в экономике и технике, если плохо человеку. А классическая литература дает ответ на подобные вопросы.

Любые социальные реформы ничего не меняют по существу, они только усугубляют тот кризис цивилизации, который мы сейчас наблюдаем: деградация внутреннего мира человека с одновременным нарастанием его внешней мощи. С любой точки зрения, отмена обязательности литературы – это рана и новый ущерб для духовного развития человека.

– Как вы расцениваете литературную образованность школьников, которые поступают в Литинститут? Каково знание классиков у Ваших абитуриентов?

– Мы часто сталкиваемся с тем, что у талантливых абитуриентов есть большие пробелы в области русской литературы. Особенно кажется удручающим знание классики. Культурный "бульон", в котором варятся наши школьники, становится все жиже и жиже. Нам в Литературном институте приходится огромными усилиями восполнять те пробелы, которые оставила школа. А будущему писателю необходимо знать опыт выдающихся представителей русской литературы, для того, чтобы глубже воспринимать перемены действительности. Если нет этого опыта и ценностей, которые воплощены в нем, то даже самый талантливый писатель начинает мельчить, подстраиваться под мэйнстрим в культуре, под модную, популярную литературу – он будет добиваться успеха ценой потери глубины.

– Борис Николаевич, без знания каких писателей и произведений не может существовать культурный человек?

– Пушкин, Гоголь, Чехов, Толстой, Тютчев, вся русская поэзия – это должно быть обязательным, непременным основанием гуманитарного образования ребенка. В школе должны быть обозначены все литературные тенденции, а также наиболее примечательные писательские фигуры. Тогда на фоне бесспорных достижений "золотого века" будет ясно "что почем" в современной литературе.

– А каковы ваши литературные предпочтения?

– Лично у меня? А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский. Любимые, читаемые и перечитываемые.

– Многие, в том числе педагоги, оправдывают литературную безграмотность школьников тем, что, например, Достоевский для них слишком сложен, изучать его рано. Как вы считаете, в 15 лет можно понять то, что хотел сказать Федор Михайлович?

– Это все лукавые отговорки. Я уверен, школьник все сможет понять, если относиться с любовью и к нему, и к предмету. Я думаю, не надо пугаться Достоевского. Не преподавайте скучно, вот и все! Только глубокие мысли, выраженные талантливым словом, могут формировать личность и учить школьника разбираться в жизни. Классика – это основа самосохранения нации в ситуации, когда массовая культура заполняет сознание не только учащихся, но и педагогов.

– Как выстроить систему преподавания, чтобы увлечь детей литературой? Ведь нужно так заинтересовать школьника, чтобы он не в Интернет полез – рефераты по Гоголю качать или "Войну и Мир" в кратком содержании – а сам за потянулся за книгой!

– Это очень сложный вопрос. Окружающие обстоятельства и жизненные процессы сегодня явно противоречат изучению литературы. Стремление к прагматичному успеху, к конкретной выгоде, к получению удовольствия – все это затрудняет введение литературы в сферу образования. Но без этой сферы все остальное теряет высший смысл. Во-первых, нужно государственное стратегическое понимание важности культуры для качества духовного мира человека, для страны. Во-вторых, учитель должен заразить своим интересом и пониманием предмета. Без этих двух составляющих, не очень друг с другом соприкасающихся, очень трудно будет содержательно наполнить те многие противоречия, которые связаны с этим предметом.

– А студенты Литературного института много читают?

– Все по-разному, кто-то много, кто-то не очень. Вообще у нас фундаментальная университетская программа. Исходя из традиции и понимания важности культурного образования, мы стремимся наполнить её разнородно и дать знания в области литературы, культуры, философии, истории. Это те самые предметы, без которых человек перестает ориентироваться в мире. Без них он будет смотреть только в одно окошко, не замечая никаких противоречий, им можно будет легко манипулировать, он не сможет жить самостоятельно. Без всеобщего кругозора человек просто глупеет.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама