редакции газеты "Русский Вестник" 26 мая 2008 года прошел "круглый стол", посвященный последним событиям в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В нем приняли участие сопредседатели Союза православных братств игумен Кирилл (Сахаров) и В. Б. Лукияник, члены СПБ.
Игумен Кирилл в своем выступлении отметил, что вопрос об автокефалии УПЦ это серьезный духовный вопрос. Его невозможно воспринимать только плотским разумом. Известны пророчества, например, преп. Лаврентия Черниговского и преп. Кукши Одесского, завещание духовного старца нашего времени схиархимандрита Зосимы о пагубности разделения.
Причина навязываемой автокефалии не столько в кажущейся нецерковным, а иногда и церковным людям логичности тезиса "незалежней державе незалежна цэрква", а гораздо глубже и серьезнее. Камень преткновения теория "Москва III Рим". В чем здесь суть? Миссия хранения чистоты Православия после падения II Рима Константинополя: падения вначале духовного (Флорентийская уния 1439 года), а потом завоевания турками в 1453 году, переходит к Москве, Московскому государству единственной свободной православной державе в то время. А что же Киев, "мать городов русских"?
Киевская митрополия тогда была в составе Константинопольского Патриархата, следовательно, несет все последствия происшедшего с Константинополем в смысле утраты первородства. Этого, как говорится, не обойти и не объехать. Нужно только смиренно воспринять это духовным разумом и сделать выбор в пользу III Рима.
К сожалению, многие на Украине не могут этого понять, искренне недоумевают почему мы должны быть под Москвой, мы ведь корень, колыбель Крещения Руси и т. п.
Если Украинская Православная Церковь станет автокефальной, произойдет то, о чем СПБ предупреждал давно: активное внедрение украинского языка в богослужение, вероятный переход на новый календарный стиль (как в "европейском доме"), объединение с автокефалистами и филаретовцами на минимальных условиях под патронажем Константинополя. Следующий этап "единая незалежная христианская церковь Украины" вместе с униатами под протекторатом римского папы. Эта церковь, каноническая несостоятельность которой будет очевидна, активно включится в построение антироссийской самостийной державы.
В. Б. Лукияник рассказал о сложностях на пути к празднованию 1020-летия Крещения Руси. Администрация президента Украины, выступившая с инициативой празднования, стремится максимально ослабить проявления общецерковного единства, минимализировать последствия визита Святейшего Патриарха Алексия. Именно для этого в Киев приглашен без согласования с Москвой и константинопольский Патриарх Варфоломей и даже римский папа. С целью приглашения патриарха в Стамбул специально ездил один из главных проталкивателей автокефалии УПЦ П. Ющенко брат президента. Власти стремятся сделать это событие знаковым. Например, бывший президент Украины Кравчук, один из главных виновников раскола, назначен руководителем комиссии по празднованию юбилея. Теперь он уже в роли примирителя. Конечно, фигура преданного анафеме бывшего митрополита Филарета (Денисенко) неудобна для властей, на серьезные компромиссы с Константинополем он не пойдет, а Москва с ним и разговаривать не будет. Гораздо более удобны для властей такие деятели "киевского патриархата", как ректор КДА "архиепископ" Димитрий Рудюк и недавно "рукоположенный" во "епископы" "архимандрит" Евстратий (Зоря). Продолжается зачистка основных сторонников единства Церкви: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел освобожден от должности председателя Учебного комитета, митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия часто отправляют в зарубежные командировки, видимо, с тем, чтобы он не мог регулярно участвовать в заседаниях Св. Синода, епископ Глуховский Иннокентий отправлен заштат, пресс-служба во главе с В. Анисимовым подчинена Отделу церковного просвещения. В Хустской епархии после удаления неуступчивого еп. Ипполита уже в 15 храмах совершается поочередное служение с униатами или раскольниками. В Устав УПЦ, где говорится о ее самостоятельности в управлении, добавлено слово "и в устройстве". В такой редакции устав был зарегистрирован в юридических инстанциях. Теперь получается, что выступать против автокефалии означает выступать против государства.
Для укрепления церковного единства, по мнению участников "круглого стола", следует открыть в Киеве представительство Московской Патриархии; необходимо предоставить ставропигию всем тем монастырям и приходам, которые этого пожелают. Не всегда встречает понимание православных позиция ОВЦС МП в отношении статуса УПЦ МП.
К сожалению, многие архиереи УПЦ МП опасаются открыто выступать в защиту церковного единства. Огромное влияние на Предстоятеля УПЦ имеет его секретарь еп. Александр (Драбинко) откровенный сторонник либерально-автокефалистских тенденций. В этой связи хотелось бы, чтобы Москва более четко обозначила свою позицию и последовательно ее отстаивала. Власти Украины сменили прежний грубый подход на тонкое манипулирование, но с прежней целью создать Поместную Церковь. Вообще властям Украины нужна не сильная каноническая Церковь, а либеральная карманная псевдоправославная церковная организация. Обособленческие настроения с запада Украины, пройдя центральную ее часть, уже имеют место и на востоке, во многом из-за соглашательской политики Партии регионов. В народе нарастает усталость и соглашательство. К большому сожалению, многие православные голосовали за переизбрание мэром Киева члена протестантской харизматической секты.
Жизнь УПЦ должна быть введена в правильное каноническое русло. Прежний ее статус широкой самостоятельности сработал на стабилизацию ее положения, а теперь он стал помехой.
В свете изложенного желательно, чтобы визит Святейшего Патриарха в Киев продлился несколько дней, что в значительной мере способствовало бы укреплению общецерковного единства. Во время визита можно было бы провести общецерковное прославление иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и ни-ктоже на вы" и мучеников нового времени, в т. ч. священномученика Максима Сандовича, уже прославленного Русской Зарубежной и Польской Православными Церквами, схиархимандрита Алексия (Кабалюка), протопресвитера Гавриила Костельника, митрополита Киевского Алексия (Громадского), епископа Мукачевского Мануила (Тарновского), освящение нескольких храмов в разных местах Украины, установку поклонных юбилейных крестов.
Пресс-служба СПБ.
Очевидно, что гипотетическая "Поместная Украинская церковь" не будет православной, в ней не будет даже апостольского преемства. Поэтому ни один сознательный православный христианин на Украине не пойдет в юрисдикцию обновленческо-экуменического Константинополя. Отходя от Русской Православной Церкви, он отойдет в унию, в новый стиль и т.д. В этой ситуации от нас требуется верность святоотеческим канонам, которые раскольники, видимо, считают давно устаревшими, и бескомпромиссная позиция по отношению к расколу.
У нас есть примеры для подражания. Так, наш великий всероссийский святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, очень четко повел себя в ситуации, когда поддержка большевиками на Украине автокефалистов и обновленцев (тогда в Киеве был только один православный храм все остальные несколько сотен власти передали раскольникам) и погром Русской Православной Церкви достигли апогея, 24.03 (06.04 по н. ст.) святитель Тихон ввел прямое патриаршее управление, взял таким образом руководство Украинской Автономной Церкви на себя, отменив из-за чрезвычайной ситуации автономию, дарованную Киевской митрополии Собором 1917-1918 годов.
А несколькими годами ранее, когда польские власти пытались навязать Варшавской митрополии автокефалию, Святитель Тихон сделал уполномоченному по польским делам в Москве следующее заявление. Перед Генуэзской конференцией тот вновь явился к Патриарху разведать, как последний отнесется к новой затее, все в том же направлении отторгнуть православное население от Русской Церкви.
А что, Ваше Святейшество, спросил уполномоченный, что, если собирающиеся в Варшаве епископы объявят автокефалию?
Патриарх встал, оперся руками о стол и сказал:
А если они осмелятся самочинно объявит автокефалию, то я у них, как сынов противления, отыму и автономию. (Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве Высшей Церковной Власти 1917-1943. М., Св.-Тихоновский богословский ин-т, 1994, стр. 191).
http://www.otechestvo.org.ua/ main/20085/2214.htm
Источник: Русский вестник