На второй день "Кинотавр" представил два дебюта
Общим для двух фильмов, показанных в конкурсе "Кинотавра" , стал возраст дебютирующих режиссеров. Александру Мельнику, снявшему "Новую землю" , пятьдесят, Сергею Мокрипкому ("Четыре возраста любви") сорок семь. Хотя сегодня в режиссуру действительно зачастую приходят в зрелости, интерес к двум конкурсантам подогревался их биографиями.
В случае с Сергеем Мокрицким история, впрочем, довольно проста он известный оператор, снявший среди прочего "Изображая жертву" Серебренникова и "Вокальные параллели" Хамдамова, и его переход на центральную позицию съемочной площадки вполне понятен. Идея снять фильм по сценарию его друга Алексея Головченко родилась давно, еще в 90-е, но теперь, когда жена Сергея Наталья Мокрицкая стала продюсером, появилась и возможность.
Фильм "Четыре возраста любви" камерная, лирическая драма, состоящая из нескольких новелл, соединенных общим настроением: такой омаж классическому кино, но с современным нервом. Фестивальная публика в основном приняла фильм с благосклонностью, каждый нашел себе хотя бы одну историю по вкусу. Выбирать можно было между острым драматизмом возникшего было и загубленного агрессивным внешним миром чувства подростков, трогательной привязанностью друг к другу двух немолодых людей (в исполнении Лии Ахеджаковой и Игоря Ясуловича), парадоксальной ситуацией, сложившейся на почве неврастенической жажды любви у одиноких женщин (Наталья Суркова и Елена Морозова), и историей монаха, ищущего родителей для впавшего от контузии в детство великовозрастного солдата-сироты (Алексей Серебряков, Юлия Рутберг, Вадим Демчог, Артус Кайминып).
Автор сценария, выпускник ВГИКа, ставший впоследствии священником, погрузил эти на первый взгляд бытовые коллизии в символический контекст, так что ключом к каждой истории могут стать библейские ассоциации Адам и Ева, искушаемые дьяволом, Сарра и Авраам, которым на склоне лет Господь послал ребенка, притча о блудном сыне... Но к чести режиссера, на первом плане остаются человеческие отношения, а главным достоинством картины становятся хорошие актерские работы. Фильм намерены выпустить в прокат в сентябре, причем довольно широко ста копиями, что свидетельствует или о склонности продюсера к риску, или что скорее и на что хочется надеяться об изменившихся запросах аудитории, готовой уже к восприятию психологических нюансов, пусть и в несколько облегченной, мелодраматической форме.
Что касается второго дебюта, то с бекграундом его автора дело обстоит несколько сложнее. Александр Мельник создатель фонда и компании "Андреевский флаг" , которая, как выяснилось на пресс-конференции, занимается сейчас продажами на Запад фильма Сергея Бодрова "Монгол". За картину Мельник взялся, по его словам, из благородных религиозных соображений.
В фильме "Новая земля" , жанр которого обозначен как антиутопия, рассказано про то, как в 2013 году, когда во всем мире отменена смертная казнь, в международной организации "Объединенные земли" рождается идея собрать осужденных на пожизненное заключение и отвезти их на необитаемый остров, где предоставленные сами себе они должны жить как сумеют. Понятно, что прекраснодушные либералы и вообразить себе не могут, какой ад начнется, когда орда неуправляемых и лишенных морали людей начнет сражаться за пищу и безопасность. Часть заключенных погибает сразу, другая часть разделяется на сильных, захвативших власть, и слабых стадо, настолько уподобившееся животным, что годно только на пищу себе подобным. И вот каждый день последнего, кто не успел во время общей свалки протолкнуться в барак, рубят в суп для остальных. Но один заключенный (в его прошлом ясно прочитывается судьба Калоева, он осужден за месть диспетчерам, виноватым в гибели семьи) не присоединился к общему бардаку. Он ушел в горы, чтобы в свое время вернуться и принести озверевшим каторжанам идею справедливости и человечности. И они уже было совсем построили гуманное общество, где все поровну, и даже часовню подняли, но тут добрые самаритяне из международной организации присылают новую партию иностранных заключенных, которые куда лучше организованы, но куда более кровожадны, и только горстке праведников удается спастись на подвернувшемся самолете... На первый взгляд это такой мужской экшн в духе страшилок НТВ, где сцены массовых побоищ, крутых расправ и прочих зверских ужасов даны на фоне изысканных пейзажей, снятых с соблюдением всех нормативов профессионального кино, украшенный мужественным профилем Константина Лавроненко, нашего каннского лауреата.
Сделавший этот многобюджетный по нашим меркам (12 млн долл. ) триллер Мельник никогда раньше не снимал не только ничего подобного, но и кино вообще. На вопрос, что в прошлой жизни его подвигло на такое дело, он сообщил, что вот уже два десятилетия занимается общественной работой, а именно организацией объединения церквей, переносом мощей христианских святых, только что участвовал в крестном ходе, шедшем из Владивостока в Москву (то есть не то чтобы сам шел, но связывался с "большими начальниками" , чтобы обеспечить безопасность паломникам). Не все удалось понять из его речи, в которой мне не хватило логики, хотя было вдосталь эмоций. Например, над фразой "Не можешь простить убей, не можешь убить прости" , призванной объяснить смысл картины, я надолго задумалась, но так до конца и не разобралась. Еще меньше могу связать это высказывание с христианством вообще и православием в частности, хотя американский актер Томми Листер, сыгравший в "Пятом элементе" президента мира, а в "Новой земле" маленькую роль вождя иностранных каторжан, уловив, что на пресс-конференции на картину и режиссера нападают, выступил с горячей речью в его защиту, из которой стало понятно, что в Калифорнии много убивают и самоубиваются, что помочь может только Бог и что картина как-то в этом нас должна была убедить. А режиссер, почувствовав поддержку, доложил, что один из актеров-кавказцев, видимо, мусульманин или даже язычник, сразу после съемки попросил разрешения перейти в православие и захотел, чтобы Александр Мельник стал его крестным отцом.
В полном замешательстве я прекратила дальнейшие попытки понять общий смысл происходящего. Кино снято очень чисто, грамотно и профессионально. Сценарий написал Ариф Алиев, последнее время работавший и с Сергеем Бодровым (в том числе и на "Монголе"), и с Владимиром Хотиненко на проекте "1612" , то есть хороший профессионал, охотно работающий по заказу. Он сказал, что сценарий им написан давно и в данном случае по собственному желанию. Оператор Илья Демин, которого Томми Листер охарактеризовал, как вполне способного конкурировать с американскими операторами-оскароносцами, сообщил, что долго сидел вместе с режиссером над раскадровками и главной его задачей было снять убедительно и в фокусе. Для новичка в режиссуре Мельник снял сложнопостановочное кино на удивление технически чисто, грамотно и умело, так что диву даешься, как такой талант мог так долго не проявляться.
Что же касается невнятного общего послания и его христолюбивого значения, то режиссер, уже получивший на фильм благословение, ждет реакции православного сообщества. Меня, честно говоря, тоже занимает, что скажет сообщество и что оно прочтет в этом мускулистом и боевитом кино. Мысль о том, что отмена смертной казни способна привести к перегрузке тюрем, понятна, а вот что делать с человеческой природой и с самими агрессивными человеками, равно готовыми к добру и злу в зависимости от того, кто ими управляет, и не готовыми только к свободе? Это действительно интересно.
Источник: Время новостей