Станислав Минин, обозреватель НГ-религии в своей статье "Полувоцерковленные как немного беременные" критикует социологов РАН Вячеслава Локосова и Юлию Синелину. Как рассказывает автор, "они попытались определить степень "воцерковленности" по пяти признакам: посещение храма, исповедь и причащение, чтение Евангелия, молитва, соблюдение постов. Получилось, что "церковный народ" (термин принадлежит авторам исследования) составляет 30% от населения России. Причем значительную часть этого "народа" образуют так называемые "полувоцерковленные" люди, у которых обнаружили лишь несколько признаков воцерковленности." Для Станислава Минкина, однако, сам термин "полувоцеркволенный" сомнителен: "Быть "полувоцерковленными" – все равно что быть "немного беременными". Наверное, можно выделить в какую-то особую группу людей, пару раз в год бывающих в церкви и знающих несколько канонических молитв, но при этом не причащающихся и не соблюдающих посты. Но говорить о том, что они "наполовину воцерковлены" (почему, кстати, наполовину? Почему не на треть? Не на 2/5?), – как рассуждать о стакане: он наполовину полон или наполовину пуст?" Он находит, что "проблема не в том, что господа Локосов и Синелина готовы считать воцерковленными свыше 30% наших сограждан. Проблема в том, что выводами подобных исследований не прочь воспользоваться совершенно конкретная организация – Русская православная церковь, желающая выражать мнение "многочисленной группы верующих" по всем вопросам".
Что можно сказать на это? Сам автор избрал подходящий образ беременность это процесс, который, если дать ему нормально развиваться, приводит к родам. Беременная женщина уже носитель новой жизни. Люди, упомянутые социологами, не только из всех религий и мировоззрений ассоциируют себя с Православием, но и выражают это в определенных действиях. Достаточно ли это для полноценной церковной жизни? Еще нет; церковность таких людей нуждается в восполнении. Вправе ли эти люди заявлять о себе, как о сторонниках православной Церкви? Безусловно, да. Вправе ли Церковь говорить о них, как о своих сторонниках? Да. Ведь в данном случае речь идет не о полноте церковной жизни, а об определенной общественной позиции.
Никому не придет в голову спрашивать, например, у сторонников того или иного общественного движения, достаточно ли хорошо они разбираются в его программе и достаточно ли активно участвуют в его деятельности. Любые люди, выражающие поддержку, будут рассматриваться как сторонники, а проявляющие эту поддержку в каких-то действиях как активные сторонники.
Если мы говорим именно об общественном влиянии, ограничивать круг сторонников Православной Церкви только теми, кто живет полноценной литургической жизнью было бы неверно круг людей, готовых прислушиваться к голосу Церкви, оказать ей свою поддержку, осознающих ее своим духовным домом, значительно шире.
Ведь когда речь идет о сторонниках нецерковных взглядов скажем, об атеистах никто не требует от людей, чтобы они сдавали экзамен по научному атеизму или доказывали свое активное участие в жизни атеистических сообществ. Им достаточно заявить о себе, как об атеистах, чтобы их голоса были приняты, а атеистические лидеры на них ссылались. Почему в отношении людей, называющих себя православными, мы должны действовать по-другому?
Общественное влияние Церкви проявляется и в том, что именно верующие люди обращают внимание на общественные язвы, и предлагают пути их исцеления. Об одной из таких язв пишет петербургское издание "Вода Живая" в статье "Около 200 тысяч петербуржцев больны игроманией, считают специалисты Санкт-Петербургского епархиального управления". Сотрудника Отдела по борьбе с алкоголизмом и наркоманией Санкт-Петербургской епархии, специалист по лечению и реабилитации больных игроманией, Владимир Цыганков рассказывает о болезненном пристрастии к играм азартным и компьютерным как о болезненном расстройстве, которое нуждается в специальном лечении. "С точки зрения Православной Церкви, игромания, или лудомания, как её называют на латинский манер, – это страсть. Но, кроме того, это еще психологическая болезнь и физическое страдание" говорит Владимир Цыганков.
"Российские вести" помещают статью "Православное воинство", рассказывающую о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и органами государственной охраны. В статье говорится о духовно-просветительной работе, об усилиях по предотвращению случаев неуставных отношений, о духовно-психологической помощи военнослужащим. Действительно, в условиях тягот и лишений воинской службы люди особенно нуждаются в пастырской помощи; помощи, которую не может оказать никто, кроме Церкви. Это прекрасно понимают практически во всем мире только Россия остается одной из немногих стран, вместе с Китаем и Северной Кореей, где отсутствует институт капелланов. Однако несмотря на это, сотрудничество между Церковью и Федеральной Службой Охраны развивается.
Источник: Радонеж, Алексей Харитонов