ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Где не чтится закон, нет уважения и к начальствующим

С протоиереем Игорем Пчелинцевым беседовала Анна Данилова :: 20 июня 2008

Церковная история знает немало раскольников, а в последнее время все чаще звучат слова о православном тоталитарном сознании: во многих храмах можно сегодня встретить людей, осуждающих священноначалие и призывающих к непослушанию пастырям. "Нас старец такой-то благословил" – а дальше варьируется – сжечь новый паспорт, не взять ИНН, уйти с работы, переселиться в деревню, чтобы было проще спасаться. Говорить с такими людьми сложно: на каждый аргумент у них заготовлен ответ, а чуть разговор заходит глубже и дальше, собеседник возвращается к шаблонным фразам: "Старцы не благословили". Начинаясь с локальных приходских проблем, эти проблемы вырастают в ситуации Пензенского сидения.

В чем причина возникновения такого тоталитарного мировосприятия у людей? Болен ли человек, попадает ли он под чью-то сильную харизму, проявляются ли в таком поведении фобии, – с этим вопросам мы обратились к духовенству Русской Православной Церкви. Мы продолжаем публиковать мнения духовенства на эту тему и сегодня знакомим читателей с ответами руководителя пресс-службы Нижегордской епархии Русской Православной Церкви протоиерея Игоря Пчелинцева.

– Отец Игорь, в чем Вы видите причину возникновения в церковной среде настроений противления священноначалию, предпочтение соборному мнению Церкви мнений неизвестных старцев?

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Главную причину я вижу в природной российской незаконопослушности (закононепослушности, не послушании законам), только тиранам и деспотам удавалось достичь на какое-то время определенного уровня гражданского и церковного послушания, но на бытовом уровне всегда счиатлось и считается – обойти начальство, слукавить, даже с гордостью нарушить законы и правила.

Где не чтится закон, нет уважения и к начальствующим. Конечно это не относится ко всем россиянам и ко всем чадам Русской Церкви и ко всем временам нашей истории, однобокость в этом вопросе привела бы к незаслуженному оскорблению нашей истории. Но, увы, мы должны признать, что часто отступаем от Закона и от законов. Слишком много ситуаций в нашей жизни, когда начальствующие противопоставляются народу, некоторые реалии гражданской жизни простыми людьми легко переносятся и в оценки церковной жизни – "там, наверху свои интересы, у нас, у простых – свои".

Другая проблема в том, что у нас исторически священноначалие очень далеко от народа (или народ от него – в разные исторические периоды), и обсуждение многих важных вопросов, как церковных, так и гражданских происходит далеко от народа, может быть так и нужно с точки зрения канонов, но народ не осознает важности многих проблем, не живет духом церковности, для большинства приходская община не семья, а просто посторонние люди, церковь не дом родной, а всего лишь место, "где хорошо", где можно "порешать свои духовные проблемы", "удовлетворить свои религиозные потребности". Я не призываю к "церковной демократии", но надо что-то делать, чтобы народ жил интересами Церкви, а не был просто потребителем.

– Как Вы можете охарактеризовать эту проблему с духовной точки зрения? Гордость ли это? Маловерие?

Малограмотность, равнодушие и отсутствие любви, холодность к Слову Божию и нежелание трудиться – над собой в аскетическом плане и над расширением круга своих богословских знаний, даже самых минимальных, но четко определенных с точки зрения церковности.

– Возможна ли дискуссия с подобными людьми? Что делать, если человек не идет на контакт и находится в состоянии, напоминающем загипнотизированность?

Трудно спорить с теми, кто зачастую не признает правил цивилизованного ведения диалога и дискуссии. Эти люди желают, чтобы с ними соглашались, несогласие или разница позиции автоматически помещает оппонента в стан врагов, а врагов, как известно, уничтожают...

– Как должен поступить настоятель храма в случае появления в приходе подобных настроений? Обличить публично и привлечь тем самым повышенное внимание, предпринимать бесконечные попытки обличения в частном порядке, игнорировать проблему? Допускается ли такой человек до Причастия?

Настоятель должен проводить последовательную приходскую политику, направленную на всемерную поддержку священноначалия. И в проповеди с амвона, и в беседах с прихожанами разъяснять позицию Святейшего Патриарха и то, почему мы должны ее поддерживать и КАК это делать (в духе христианской любви и мира). Использовать свою власть настоятеля для того, чтобы пресекать попытки агитации против священноначалия в храме, на прилегающей территории. Если подобные "агитаторы" ходят на исповедь, испольовать беседу на исповеди для возможного исправления таких людей, при необходимости налагать дисциплинарные прещения – вплоть до отлучения от Причащения на какое-то время.

– Что вы думаете о проблеме пензенских затворников?

Если бы они были одни такие. Проблему обрисовывал в общих чертах еще Мельников-Печерский. В то время власть много усилий употребляла на борьбу со староверами, но Мельников добавляет, что при всей масштабности борьбы и миссионерской работы со старообрядцами, мало уделялось внимания, а зачастую вообще отсутствовали знания о тайных сектах – псевдоправославного, околохлыстовского толка, эффективно работающими на разрушение личности и десоциализацию входяхих в них членов.

– Что должно быть предпринято, какие меры могут быть эффективными в подобных случаях?

Я думаю, что при епархиях должны быть информационные противосектантские центры, которые, прежде всего, давали бы грамотную информацию – через епархиальную прессу, через пресс-службу в светские издания, проводили бы миссионерские информационные семинары и лекции, выпускали листовки, рассказывающие о сектах, действующих в регионе.

Надо обратить внимание, что основная цель наших противосектантских проектов – секты протестантского толка, либо разные псевдовосточные культы. И почти не уделяется внимания псевдоправославным группам и сектам, умело маскирующимся под Церковь и расхищающим стадо Христово под прикрытием православной обрядности и похожести вероучения. Но основной пафос их деятельности – разрушение церковности, сеяние недоверия и противодействия Священноначалию, поэтому мне кажется, основное внимание в современных условиях надо уделять именно этим организациям, широко информируя об их деятельности и последствиях пребывания в таких сектах. Иначе они всех утащат в пещеры.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама