ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Священнослужители о причинах панических настроений в Церкви

24 июня 2008

Сегодня во многих храмах можно встретить людей, призывающих к непослушанию священноначалию, ссылающихся на благословение старцев и показывающих изданные "по благословению старцев" брошюры апокалиптического характера, призывающие жечь российские паспорта, отказываться от ИНН, переезжать в деревенскую глушь. Одной из проявлений этого "православного экстремизма" (определение о. Андрея Кураева) было "пензенское сидение". Недавно эти же настроения вылились в "третью серию Диомидовского скандала". По всей вероятности, этот "православный алармизм" будет обсуждаться на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.

Председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл считает, что корень подобных проблем – в религиозной безграмотности людей: "Сам по себе факт веры еще не является позитивным, не спасает человека. Бесы тоже веруют и трепещут... Вера – это сложное духовное явление, которое может получать совершенно различную практическую реализацию, в том числе – и опасную для человека и общества. Опыт СССР показал, что секты развиваются там, где недостаточно развита религиозная жизнь людей, или где ее контролируют, ограничивают".

"Невозможно победить опасные проявления религиозной жизни, не повышая общий уровень религиозной культуры в обществе. Нормальное развитие религиозной жизни, включая заметную роль религиозного образования в жизни гражданского общества, – все это снижает уровень опасности, который происходит из активности сектантов", отметил владыка.

Архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн, руководитель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, полагает, что главная причина возникновения подобных брожений – невостребованность прихожан: "Вот батюшка отслужил службу и расстался с прихожанами до следующего воскресенья. А в это же время какой-нибудь внимательный, но может быть не очень здравый лжепроповедник соберет людей, каждую бабульку погладит по головочке, расскажет, какая она хорошая. Поскольку проблема одиночества в этом мире – одна из актуальнейших, то естественно, что такой лжепророк без труда создаст мощную, отлично организованную общину, направленностью которой он объявит защиту людей".

Причину успеха подобных околоправославных сект владыка видит, в первую очередь, в деструктивной основе объединений: "Нетрудно тогда понять, откуда такая агрессивность в подобных общинах: ведь они всегда не "за", а "против", идеология таких групп формируется только на "контра". Отсюда и агрессивность, и совершенно фанатичная жертвенность. Если бы эту энергию вовремя заметили и использовали по назначению – на ту же миссионерскую или социальную деятельность, тогда можно было бы уже говорить о миссионерском приходе, задача которого в том, чтобы внутреннюю энергию мирянина направить в мирное созидательное русло, найти выход для нее. Почему мы постоянно сталкиваемся с успешной деятельностью сект? Потому что они работают с человеком, изучают его и, увидев какие-то проблемы, оперативно направляют все свои силы на их решение".

Руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский подчеркнул, что обучение основам православной культуры и прививание правильного понимания роли Церкви в деле спасения человека должно вестись со школы: "Необразованность и невежество – вот истинная причина сектантства и мракобесия. Главная причина настроений, подобных пензенским – стремление к изоляционизму, причем как на индивидуальном уровне, так и на общинном. Церковь для таких людей перестает быть единым организмом – Телом Христовым. Часто люди объединяются вокруг лидера, который приводит верующих не ко Христу, а к себе, любимому".

Отец Владимир подчеркнул, что суть всех расколов и нестроений одна, несмотря на их различные виды и проявления: "Некоторые лидеры предлагают конкретные способы спасения человека посредством строгого соблюдения правил и ограничений, только внешне, поверхностно относящихся к сути христианства: отказ от паспортов, прививок, ИНН и т.д. Другие воспитывают в адептах чувство исключительности, избранности. Третьи считают, что исполнение "буквы" закона обнаружит и утвердит его "дух". Четвертые все время хотят "дополнить" церковные Таинства сугубыми действиями и молитвами, не утвержденными или отжившими свое в церковной традиции. Во всех этих случаях действует тонкий тщеславный механизм, игнорирующий тот член Символа веры, который говорит о "единой, святой, соборной и апостольской Церкви". По сути – это основа всех ересей, расколов и сектантских образований в истории Церкви".

Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви, видит причину формирования сект во враждебном отношении ряда людей к Церкви: "Разделить простой народ с иерархами – давняя мечта недругов Церкви. Весь миф о конфликте между простым народом и церковной иерархией протекает в головах недружественных журналистов, экспертов и общественных деятелей. На самом деле простой народ любит своих священников и архиереев. Искушение сказать "Я не люблю храм Христа Спасителя, а вот скромный батюшка в деревне мне по душе" свойственно многим интеллигентам еще в с XIX века. Но эти люди хотели бы видеть Церковь униженной и больной, загнанной в самые далекие углы общественной жизни. Русская Православная Церковь всегда одновременно была и во дворцах и в далеком селе, и там, где важно находиться для принятия общенародных решений и там, где совершаются малые дела. Православие пытается объять все общество – от элиты до бродяг".

"Лучшим средством от подобных проявлений должно стать преподавание основ религии в школе, в чем должно быть заинтересовано в первую очередь государство, ведь речь идет о жизни и благополучии его граждан", – считает отец Всеволод.

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Лос-Анжелесе, клирик Русской Православной Церкви за рубежом священник Алексий Чумаков считает ложную религиозность попыткой заменить настоящую духовную жизнь более простой, формализованной и регламентированной обрядовой: "Этот выдуманный мир по-своему комфортен, в нем есть внешние враги, в нем есть очень утешительная для человеческого самолюбия убежденность в правильности своего пути. По сути дела, это попытка избежать исполнения Заповедей Божиих, заменить внутренний труд – внешним обликом и одеждой. Труд воспитания своей совести и разума, укрепления и воспитания своей воли (дабы уклоняться от зла и делать добро) можно заменить ложно понятым "послушанием" старцу, что снимает с человека ответственность за свои поступки. Отношения нездоровой взаимозависимости, которые возникают при этом, вряд ли похожи на должную любовь и уважение к учителю веры и наставнику благочестия, каким должен бы быть опытный духовник".

Главной причиной подобной подмены отец Алексий считает ложное благочестие: "Гордость житейская, как одна из основ падшего мира может неплохо маскироваться, притворяться ревностью о вере и благочестии".

"Думается, основная причина такого рода настроений отчасти заключается и в той стремительности, с которой пост-советское общество стало "воцерковляться". Перефразируя известную американскую пословицу, можно взять ученика из школы, но нельзя взять школу из ученика, иными словами, люди, в массовом порядке пришедшие в Церковь, далеко не всегда меняются. Большинство современных болезней церковных, по моему мнению, – это болезни роста, болезни привнесенные из окружающего мира и не нашедшие себе пока исцеления", – сказал отец Алексий.

В такой среде естественно появление лидеров другого типа, харизматического, неслучайно и появление разных внутрицерковных группировок, конфликтующим друг с другом. Психиатрическая составляющая тут тоже, разумеется, есть, и как мне кажется, происходит своеобразный отбор, когда верующие определенного душевного склада тяготеют к тем, кто сможет найти ключик к их расстройству и дать то, чего ищет их душа. К сожалению, это чаще всего оказывается не Христос".

Отвечая на вопрос о путях взаимодействия с сектантами, отец Алексий в первую очередь, отмечает необходимость разговора о Христе и Евангелии: "Надо начинать с фундамента, с Христа, с Евангелия, стараясь пропускать мимо ушей всякую чепуху, столь занимающую прельщенного и обратить его внимание на действительное содержание христианской веры. Может быть и удастся убедить его со временем оставить свой шалашик и войти в здание церковное. Это трудный процесс, требующий терпения и молитвы, да и то с неизвестным исходом. Каждый, кому приходилось беседовать с душевнобольным человеком, знает, насколько трудно ему помочь".

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии Русской Православной Церкви главную причину появления разобщающих тенденций в Церкви видит в российской незаконопослушности: "Только тиранам и деспотам удавалось достичь на какое-то время определенного уровня гражданского и церковного послушания, но на бытовом уровне всегда считалось и считается – обойти начальство, слукавить, даже с гордостью нарушить законы и правила". Небрежение к законам мирским и Закону Божиему порождает неуважение к начальствующим: "Мы должны признать, что часто отступаем от Закона и от законов. Слишком много ситуаций в нашей жизни, когда начальствующие противопоставляются народу, некоторые реалии гражданской жизни простыми людьми легко переносятся и в оценки церковной жизни – "там, наверху свои интересы, у нас, у простых – свои".

Эта проблема, по словам отца Игоря неоднократно возникала в церковной истории: "Проблему обрисовывал в общих чертах еще Мельников-Печерский. В то время власть много усилий употребляла на борьбу со староверами, но Мельников добавляет, что при всей масштабности борьбы и миссионерской работы со старообрядцами мало уделялось внимания, а зачастую вообще отсутствовали знания о тайных сектах – псевдоправославного, околохлыстовского толка, эффективно работающими на разрушение личности и десоциализацию входящих в них членов".

Возможным путем укрепления единства отец Игорь считает развитие приходской общины: "Народ не осознает важности многих проблем, не живет духом церковности, для большинства приходская община не семья, а просто посторонние люди, церковь не дом родной, а всего лишь место, "где хорошо", где можно "порешать свои духовные проблемы", "удовлетворить свои религиозные потребности". Я не призываю к "церковной демократии", но надо что-то делать, чтобы народ жил интересами Церкви, а не был просто потребителем".

Священник Лев Семенов, ответственный секретарь Российской ассоциации центров изучения религий и сект, кандидат исторических наук, полагает что на формирование многочисленных сект и околосектанских объединений немалое влияние имела утрата народом традиций религиозной жизни: "В значительной степени это связанно с недостатком подлинной воцерковленности и с недостатком религиозной просвещенности. Не секрет, что 70 лет наше общество было оторвано от религиозного воспитания, традиция в значительной степени была нарушена, сломана. В последние полтора-два десятка лет произошел массовый приход людей к вере, многие из числа неофитов не имели той глубокой внутренней базы жизни в церковной ограде, которая необходима для подлинного исповедания веры. Церковь, как объединение ныне пребывающих на земле верующих, представляет собой такое же многослойное явление как наше общество. Это люди с разными взглядами, убеждениями, разным образованием, разыми предпочтениями и политическими и историческими, и поэтому не удивительно, что среди тех, кто относит искренне себя к православным верующим, находятся и люди которые вопреки всем каноническим установлениям оказываются глухи к прямым указаниям священноначалия на всех уровнях".

Сектовед профессор Александр Дворкин подчеркивает, что вербовка в секты происходит главным образом, на периферии храмов, на периферии больших церковных событий: "Если в Москве проходят Рождественские чтения или Собор, то вокруг храма Христа Спасителя стоят люди и раздают листовки: странного вида бородачи в кирзовых сапогах, люди в поношенных рясах, непонятно кем рукоположенные. И вот обратившим на них внимание людям они говорят, что настоящая Церковь уже не тут, что по древнему пророчеству в последние времена епископам нельзя будет доверять, что в Церкви благодати не будет, а настоящее православие будет не тут, а там, куда мы вас приведем, послушайте духоносных старцев и т. д". Нередко подобные секты возглавляются бывшими священниками и монахами, напомнил Александр Леонидович.

Источник: Regions.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама