Главная тема Собора как обеспечить единство церкви. Воссоединение РПЦ с Русской православной церковью зарубежом лишь одна из побед. По сути это уникальный случай преодоления межцерковных противоречий. Пока так и остается непреодолимым старообрядческий раскол, а на горизонте уже появился новый повод для разделения часть верующих Украинской церкви Московского патриархата выступает за автокефалию (независимость). Вчера эхо противоречий докатилось даже до стен храма Христа Спасителя во время начала работы Собора произошло столкновение между поклонниками епископа Диомида и сторонниками Священноначалия. Инцидент, может быть, и мелкий, но показательный. Сейчас у Русской православной церкви как и у России в начале 90-х годов нет более важной задачи, чем единство.
Само имя епископа Диомида в зале не было упомянуто ни разу. Но в своем вступительном слове Святейший патриарх Алексий II упомянул о "ревности не по разуму" людей, не до конца воцерковленных. "Они вышли от нас, но нашими не были", процитировал Патриарх апостола Иоанна. И было совершенно ясно, что речь шла о пикетчиках из числа поклонников чукотского епископа, встречавших архиереев у входа в зал.
И в основном докладе Патриарх говорил о том, что соблазн раздора легко проникает в церковную среду и ему могут поддаться люди от мирян до епископов, считающих, что только они хранят истину и благочестие.
Не подобает нам успокаивать себя, думая, будто можно просто переждать нелегкие обстоятельства, а единство сохранится само собою, как бы по привычке, заявил Алексий II и напомнил архиереям о необходимости разрешать противоречия в церковном кругу, а не посредством рассылки открытых писем и апелляции к общественному мнению.
Полагаю, что настоящий Собор должен дать таким действиям ясную и твердую оценку, заключил предстоятель Русской православной церкви.
Однако пока не ясно, будут ли это очередные увещевания по адресу неназванных епископов, или архиереи решат наказать чукотского владыку. До сих пор Священноначалие предпочитало не наказывать этого иерарха. Его увещевали. К тому обязывает долг христианской любви. А также здравый смысл гонимым в России часто сочувствуют, даже не вникая в причины самих гонений. Следует отметить, что за неделю до Собора несколько священников Чукотской епархии объявили, что отказываются поминать Святейшего патриарха. Но епископ Диомид неожиданно отказался поддержать радикалов, заявив "ИНТЕРФАКСу", что эти клирики к его епархии отношения не имеют. Чем дело кончится сказать трудно. Но то, что проблему "ревнителей" предложено обсудить Архиерейскому собору, созываемому раз в 4 года, говорит о том, что к ситуации относятся вполне серьезно.
Что же касается укрепления единства с Украинской частью Церкви, то в этом вопросе Святейший патриарх предложил вполне конкретные меры: расширение связей епархий и паломничества в Киев. А самое главное вполне возможно, вскоре у нас появится новый праздник.
Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, "идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго" (величание святому), даже не выделен красным цветом и рассматривается как "средний" праздник, заявил Патриарх. А ведь Крещение Руси, совершенное святым князем, духовным вождем нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней все лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой.
Алексий II предложил Собору обратиться к президентам России, Украины и Белоруссии с просьбой внести день памяти равноапостольного князя Владимира в календарь государственных праздников, чтобы он отмечался подобно Дню славянской письменности. Возможно, президенты такой праздник и установят. Но укрепит ли он единство Церкви? Политическое вмешательство в дела православной церкви на Украине не ослабевает. А ведь именно это назвал причиной раскола Святейший патриарх. В июле в Киеве будут отмечать 1020-летие Крещения Руси. Однако Виктор Ющенко уже сделал немало, чтобы поставить под сомнение возможность участия в торжествах Алексия П. Украинский лидер пригласил не только предстоятеля Русской православной церкви, но и Константинопольского патриарха Варфоломея. Мало того, что это нарушение протокола, так еще и отношения с Константинополем сейчас у Московского патриархата, мягко говоря, напряженные. А уж представить себе патриарха Московского рядом с отлученным от Церкви главой непризнанного "Киевского патриархата" Михаилом Денисенко (Филаретом) вообще невозможно. Поэтому остается только надеяться, что президент Ющенко что-то предпримет и предстоящий юбилей не обернется очередным скандалом.
Собор будет работать до 29 июня. "Известия" будут сообщать о его решениях.
Равноапостольный князь Владимир
Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 году в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. У него было пять ясен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник. Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам и пошел на них войной. Взял Херсонес и потребовал руки византийской царевны Анны. Но прежде чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.). При выходе из купели он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: "Теперь я познал Истинного Бога!". Затем крестились его 12 сыновей и бояре. А потом и все киевляне.
Источник: Известия