В Москве продолжает работу Архиерейский Собор
До ВОСКРЕСЕНЬЯ продлится работа открывшегося вчера в Москве в храме Христа Спасителя Архиерейского Собора.
Собор, в котором впервые принимает участие делегация Русской православной церкви за границей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, обсуждает вопросы церковного единства, прав человека, миссионерской деятельности церкви.
156 епархий, 196 архиереев, 29 141 приход, 30 544 священнослужителя, 769 монастырей, 11051 приходская воскресная школа, 463 молодежных центра динамика церковного роста в Русской православной церкви сохраняется и впечатляет.
Но как отметил в своем докладе Святейший патриарх Алексий II, "темпы количественных изменений опережают динамику изменений качественных". Созидание человеческих душ и сердец, духовное устроение церковной жизни выходит сегодня, по его мнению, на первый план.
То, что рост церковной жизни происходил часто в условиях упадка жизни социальной, экономической, политической (значительное падение уровня жизни людей, наплыв массовой псевдокультуры, оскудение общественной нравственности, рост нетерпимости и напряженности в обществе) и сопровождался агрессивным, не принимающим возражений секуляризмом, не ослабевающим, по мнению Патриарха, и доныне, тем более заставляет обернуться к сердцу человека
А единство церковной жизни, заявленное как главная тема Собора, требует обсуждения всего переживаемого Церковью опыта в духе открытости, честности, братской любви и стремления к единомыслию
Самым ярким и воистину историческим событием созидания такого единства и церковной целостности стало объединение отечественной и зарубежной православной церквей, подписавших 17 мая 2007-го Акт о каноническом общении. Патриарх поблагодарил всех, "кто потрудился в деле единства", и молился о его успехе, заметив, что восстановленное единство не осталось "лишь изложенным на бумаге" решением: паломничества, совместная молитва, встречи духовенства и мирян, общие начинания объединили епархии, приходы, семьи РПЦ и РПЦЗ.
Русская православная церковь в своих канонических пределах давно уже не только русская она окормляет огромную паству в границах новых суверенных государств. И с уважением относясь к сложившимся политическим реалиям, церковь осознает, что сохраненное ее единство не является "простой данностью". Оно встречается с испытаниями и угрозами, а его укрепление становится важнейшей церковной задачей.
При этом мы должны с равным вниманием отнестись и к нашему историческому наследию, и к новым обстоятельствам времени, подчеркнул в своем докладе Патриарх, помнить как о чаяниях народа Божия, так и о естественных интересах независимых государств, не допуская при этом смешения благородного христианского патриотизма с разрушительными националистическими устремлениями
Свидетельствуя об общности, нельзя забывать культурные особенности каждого из народов, составляющих паству Московского Патриархата, отметил Патриарх.
Особый раздел доклада Патриарха был посвящен заботе о семье. С сожалением отметив, что институт семьи девальвируется, снижается число браков, увеличивается число "неполных семей", растут разводы и все больше людей воспринимают случайные связи как нормальное явление, а епархии получают все большее число прошений о расторжении церковного брака, Патриарх подчеркнул, что удовлетворение таких прошений не является "благословением развода", а только фиксирует сам факт распада семьи
Массовое распространение сожительства без заключения брака, так называемый гражданский брак, Церковь не может считать браком вообще, но расценивает как блудное сожительство, подчеркнул Первоиерарх. Нужно решительно противостоять попыткам размыть понятие семьи. Позиция Церкви относительно по-прежнему высокого числа абортов тоже остается неизменной: аборт является убийством и подлежит нравственному осуждению как тяжкий грех.
Говоря о взаимодействии с органами государственной власти и различными общественными объединениями и межгосударственными организациями, Патриарх отметил, что в последнее время одной из главных тем диалога становятся права человека. Намерение отделить эти права от нравственных ограничений, сделать их орудием раскрепощения греховных страстей, стимулятором эгоизма и гордыни неприемлемо для Церкви: такая "свобода" есть рабство греху, разрушительное для личности и общества.
Он напомнил, что "Церковь всегда справлялась и с внутренними настроениями, шатаниями", привнесенными малопросвещенными людьми, проявляющими "ревность не по разуму". В этих словах угадывалась история со знаменитым письмом епископа Диомида, критикующего с изоляционистских позиций контакты Церкви с властью и экуменический диалог. Его защитники собрались с утра у храма Христа Спасителя с плакатами "Побойтесь Бога, гонители епископа Диомида".
Никто над владыкой Диомидом вершить расправу не собирается, подчеркнул митрополит Воронежский Сергий. Проблема в том, насколько он готов отстаивать свою позицию в дискуссии...
И действительно, епископ, сославшись на нездоровье, не смог приехать в Москву. Но его воззваниям на Соборе будет дана богословская оценка.
Источник: Руссийская газета